Публикации (статьи, материалы)

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КОНСТРУИРОВАНИИ

Хафизова Регина Хадитовна, воспитатель МАДОУ ЦРР д/с № 7 Улыбка

Библиографическое описание:
Хафизова Р.Х. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КОНСТРУИРОВАНИИ // Научно-методический журнал «УчиЛаб». 2025. № 11 (20).
URL: https://f.uchilab.ru/publ/journal/2025/20.pdf
УДК 373.2

Аннотация. Рассмотрены понятие, этапы и основные формы конструирования в дошкольной образовательной организации. Отмечена ценность конструирования, как одного из эффективных средств развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Ключевые слова. Дошкольники, творчество, конструирование, представления, способности, творческие способности, развитие.

Уникальным средством развития творческих способностей детей дошкольного возраста является конструирование. Основные задачи обучения конструированию детей направлены на формирование реальных представлений об окружающем мире, на обучение умениям действовать с предметами, определять их свойства, признаки и пространственное расположение. В процессе конструирования дошкольники удовлетворяют свою потребность в игре, реализуется стремление ребенка действовать как взрослый, быть на него похожим. Педагогическая ценность конструктивной деятельности детей дошкольного возраста заключается в том, что она развивает способности ребёнка, его творческие способности.

По мнению Д.Н. Беловой конструирование представляет собой один из важнейших интереснейших видов продуктивной деятельности, это практическая деятельность, направленная на получение определенного заранее задуманного реального продукта, соответствующего по функциональному назначению. В нем отражается окружающая действительность. Особенность конструктивной деятельности заключается в том, что она, как игра, отвечает интересам и потребностям ребенка. Детское конструирование означает процесс сооружения построек, в которых предусматривается взаимное расположение частей и элементов, а также способы их соединения. В дошкольном возрасте это обычно постройки из кубиков или разного рода конструкторов [1, c. 271].

По мнению Парамоновой Л.А. при любом виде конструирования выделяют два взаимосвязанных основных этапа:

1. Рождение замысла. В качестве замысла выступает окружающая среда со всем ее разнообразием: палитрой красок, предметным и природным миром, художественной составляющей.

2. Исполнение замысла. Моделирование строится на основе уже готовых предметов или объектов. Постепенно деятельность ребенка обогащается новым содержанием, способами деятельности и как следствие этого, появление новых образов. Это приводит к развитию мышления и воображения, положительно сказывается на самой конструктивной деятельности. Ребенок может самостоятельно оперировать образами в пространстве и легко их преобразовывать [2, c. 58].

Различают несколько форм конструирования:

1. Конструирование по образцу, которое подразумевает обеспечение передачи знаний в готовом виде, то есть обучение с помощью образца или подражание. Данная форма конструирования позволяет обеспечить переход к самостоятельной поисковой деятельности ребенка.

2. Конструирование по модели, когда в качестве образца выступает модель, в которой составляющие её части, ребенку являются недоступными, то есть скрытыми. Такая постановка формы конструирования позволяет развивать у дошкольников аналитическое и образное мышление.

3. Конструирование по условиям, когда без использования образца, рисунка или фото, а также способов воспроизведения объекта, ребенок должен создать какую-либо конструкцию по заданному условию, подчеркивая ее практическое назначение. Конструирование по условию также способствует развитию творческого воображения.

4. Конструирование по простейшим чертежам и схемам носит моделирующий характер деятельности. Ребенка обучают строить простые схемы-чертежи построек, а потом по ним создавать свои конструкции. И здесь, на наш взгляд, развиваются творческие способности [3, c. 25].

Каждая из перечисленных форм оказывает положительное влияние на развитие образного, наглядного мышления и является основой творческого воображения.

Таким образом, в качестве одного из эффективных средств развития творческих способностей детей дошкольного возраста стоит рассматривать детское конструирование. Конструирование представляет собой продуктивную и практическую деятельность, направленную на получение определенного заранее задуманного реального продукта, соответствующего по функциональному назначению. Педагогическая ценность конструирования детей дошкольного возраста заключается в том, что она развивает способности ребёнка, его творческие умения. Конструирование играет немаловажную роль в процессе всестороннего, гармоничного развития личности детей дошкольного возраста.

Список литературы:

1. Белова Д.Н. Использование ЛЕГО-конструирования в дошкольном возрасте / Д.Н. Белова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т.2. – С. 271–273.
2. Парамонова Л.А. Творческое конструирование: психологические и педагогические основы его формирования / Л.А. Парамонова //Дошкольное воспитание. – 2018. – № 11. – С. 58–64.
3. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для детей 2-7 лет / Л.В. Куцакова. – М: МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2015. – 90 с.
Дошкольное образование