Публикации (статьи, материалы)

«ИНТЕГРАЦИЯ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В ДОСУГОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ИГРОВОЙ ПРОГРАММЫ «В ПОИСКАХ УТРАЧЕННОЙ РУКОПИСИ БАРОНА ШТАКЕЛЬБЕРГА»

Беликова Ольга Сергеевна, педагог-организатор ГБУДО "Дворец учащейся молодежи Санкт-Петербурга"

Библиографическое описание:
Беликова О.С. «ИНТЕГРАЦИЯ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В ДОСУГОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ИГРОВОЙ ПРОГРАММЫ «В ПОИСКАХ УТРАЧЕННОЙ РУКОПИСИ БАРОНА ШТАКЕЛЬБЕРГА» // Научно-методический журнал «УчиЛаб». 2025. № 11 (20). URL: https://f.uchilab.ru/publ/journal/2025/20.pdf
В современном образовательном процессе всё большее значение приобретает приобщение детей к культурному наследию родного города. Это особенно важно в условиях урбанизации и цифровизации, когда традиционные ценности могут уступать место поверхностному восприятию культуры. Данная статья посвящена анализу игровой досуговой программы «В поисках утраченной рукописи барона Штакельберга», разработанной для детей 3–4 классов.

Программа демонстрирует, как можно в игровой форме вовлечь детей в изучение истории и искусства, сделать процесс познания увлекательным и значимым. В статье рассматриваются ключевые аспекты программы, её педагогические цели, методы реализации и результаты, а также анализ её эффективности в формировании уважения к истории и искусству.

Одной из ключевых целей игровой досуговой программы «В поисках утраченной рукописи барона Штакельберга» является знакомство детей с историей здания Дворца учащейся молодежи Санкт-Петербурга и жизнью барона Константина Карловича Штакельберга — выдающегося деятеля музыкальной культуры XIX века. Барон был основателем Придворного оркестра, который позже стал Академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д.Д. Шостаковича. В здании Дворца учащейся молодежи жили и репетировали музыканты оркестра. Об этой интересной исторической справке детям рассказывает сказочный персонаж того времени – Мадам-гид.

В рамках программы дети узнают, что в здании Дворца учащейся молодежи находился музей музыкальных инструментов, собранный самим бароном. На данный момент эти инструменты бережно хранятся в Музее музыки Шереметевского дворца Санкт-Петербурга. Дети вовлекаются в игру «Музей музыкальных инструментов». На экране появляется изображение с шестью музыкальными инструментами, которые закрыты знаками вопроса. Звучат отрывки из произведений, которые звучали в программе Придворного оркестра – увертюра к опере «Жизнь за царя» М.И. Глинки, Танец скоморохов из оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова, «Полет Валькирии» из музыкальной драмы Р. Вагнера, Вальс из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского, Танец маленьких лебедей из балета «Лебединое озеро» П.И. Чайковского, отрывок из балета «Жавотта» К. Сен-Санса. После правильного ответа за знаком вопроса появляется инструмент: скрипка, виолончель, клавесин, флейта, гобой, труба, ксилофон. После прохождения игры Мадам-гид рассказывает о бароне, как великолепном дирижере Придворного оркестра и проводит шуточную игру: «Телепатия», где с помощью «волшебной» дирижерской палочки читает мысли детей. В это время звучат отрывки из детских мультфильмов. Важную роль в программе играет музыка как средство погружения в исторический контекст. Дети слушают фрагменты произведений из знаменитых симфонических произведений русских композиторов, которые исполнялись Придворным оркестром и угадывают их жанры - вальс, полонез, мазурка, марш, скерцо. Таким образом ребята знакомятся с новыми жанрами или узнают те, которые уже им известны.

Мадам-гид раскрывает личность барона не только как дирижера, но и как композитора, рассказывая про утраченную рукопись его произведения «Свадебный марш». В этот момент появляется еще один сказочный персонаж – Кот Шерлок, в руках которого находится эта рукопись. Но за несколько веков рукопись утратила некоторые фрагменты, которые ребятам предлагается восстановить. Дети объединяются на 3 группы. Каждой группе раздается фрагмент мелодии с пропущенным одним тактом. И ребята коллективно должны досочинить недостающий такт. Кто-то из ребят может использовать любой музыкальный инструмент, если он/она на нем играет. Или просто пропеть и придумать продолжение. На досочинение фрагментов дается 5 минут. После этого ребята сдают свои фрагменты, а Мадам-гид подписывает их карандашом в рукописи Кота Шерлока. Кульминацией программы становится исполнение «Свадебного марша». В это время он звучит в Аудиозаписи или на фортепиано, если кто-то из персонажей умеет исполнять на музыкальном инструменте. Детям раздаются шоколадные нотки под его звучание как символы досочиненных фрагментов, благодаря которым рукопись была восстановлена.

Использование игровой формы позволяет детям не просто получать информацию, а становиться участниками исторического события, не просто узнать факты, но и почувствовать связь с прошлым, осознать важность сохранения культурных ценностей. Они «восстанавливают» утраченную рукопись «Свадебного марша» барона, знакомятся с музыкальными инструментами того времени, угадывают жанры и формы симфонической музыки, участвуют в создании музыкальной композиции, развивают слуховое внимание, память и творческое мышление. Такой подход формирует у детей интерес к истории и музыке, а также уважение к культурному наследию. Использование сказочных персонажей (Мадам-гида и кота Шерлока) и игровой ситуации повышает мотивацию детей к выполнению заданий и создаёт положительный эмоциональный фон.

Дети слушают фрагменты произведений, которые исполнялись Придворным оркестром, узнают о музыкальных традициях XIX века и участвуют в создании музыкальной композиции. Это не только развивает музыкальное слуховое восприятие, но и формирует эстетическое отношение к искусству. Программа также способствует развитию социальных навыков. Дети учатся работать в команде, поддерживать друг друга и достигать общей цели. Это формирует у них чувство ответственности за результат и уважение к товарищам.

Таким образом, игровая досуговая программа «В поисках утраченной рукописи барона Штакельберга» — это яркий пример того, как историко-культурная направленность может быть органично встроена в образовательный процесс. Она помогает детям не только узнать о прошлом, но и почувствовать связь с ним, осознать важность сохранения культурных ценностей и воспитать уважение к истории и искусству родного города. Программа демонстрирует, что досуговая деятельность может быть не только развлекательной, но и образовательной. Через музыку, историю и игровую форму дети получают не только знания, но и эмоциональный опыт, который остаётся с ними надолго.

Список литературы:

1. Карелова И.М., Войцеховская В.С. Проектирование игровых досуговых программ: учебно-методическое пособие – Санкт-Петербург: ГБНОУ «СанктПетербургский городской Дворец творчества юных», 2024.
2. Карелова И.М., Войцеховская В.С. Игробанк. Сборник авторских игровых приемов «Игробанк»: методическое пособие. – Выпуск №3. – Санкт-Петербург, ГБНОУ «Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных», 2022.
3. Беликова О.С. Игровая досуговая программа для детей 8-10 лет
«В поисках утраченной рукописи барона Штакельберга»: методическая разработка – Санкт-Петербурга: ГБУДО «Дворец учащейся молодежи Санкт-Петербурга», 2025.
Дополнительное образование