Публикации (статьи, материалы)

ПРОФИЛАКТИКА МИОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

Жученкова Елена Николаевна, учитель-логопед
МБДОУ "Детский сад № 177" г. о. Самара

Библиографическое описание:
Жученкова Е.Н. ПРОФИЛАКТИКА МИОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА // Научно-методический журнал «УчиЛаб». 2024. № 8. Часть 2. URL: https://f.uchilab.ru/publ/journal/2024/8-2.pdf.

Многочисленные нарушения зубочелюстной системы, патологическое дыхание является причиной и следствием многих миофункциональных нарушений. В течение последних10-15 лет увеличилось количество детей с ортодонтическими нарушениями. Причины таких нарушений многообразны: ЛОР-патология, затрудняющая процесс носового дыхания, в результате чего ребёнок переходит на ротовой тип дыхания, вредные привычки, нарушения питания, нарушения жевания и глотания. Кроме того, некоторые нарушения звукопроизношения являются этиологическими факторами развития аномалий и деформаций челюстно-лицевой области.

Совместная работа логопеда с ортодонтом, стоматологом позволяет выявлять и корректировать миофункциональные нарушения в самом раннем возрасте. Однако, логопед становится первым специалистом, к которому обращаются родители малышей за помощью для устранения речевых нарушений, т.к. именно дефекты речи являются очевидным аспектом в развитии ребенка. Кроме того, логопед дошкольного учреждения на протяжении 4-5 лет систематически наблюдает за речевым развитием ребенка с целью своевременного выявления и коррекции не только дефектов речи, но и факторов риска, способствующих возникновению речевой патологии. Следовательно, именно логопед становится важным звеном в профилактике и своевременной коррекции миофункциональных нарушений у детей раннего и дошкольного возраста.

С целью предотвращения данных нарушений логопед должен обладать определенным набором знаний:

•об особенностях роста и строения зубочелюстной системы ребенка в определенные возрастные периоды;
•о причинах возникновения ортодонтических патологий;
•о функциях зубочелюстной системы и отклонения в развитии;
•аномалии зубочелюстной системы;
•влияние аномалий зубочелюстной системы и миофункциональных нарушений на речевые функции.

С целью своевременного выявления недостатков развития органов и систем, приводящих к миофункциональным нарушениям, необходима комплексная визуальная диагностика ребенка, расширенный уточняющий логопедический анамнез.

Комплексная визуальная диагностика должна включать оценку:

•анатомо-физиологических особенностей костно-мышечной системы (нарушения осанки, плоскостопие, мышечная гипотония, особенности строения лицевого черепа);
•анатомо-физиологических особенностей дыхательной системы (тип дыхания, соотношение вдоха и выдоха);
•анатомо-физиологических особенностей зубочелюстной системы (аномалии прикуса, уздечек, патология мягкого неба, отсутствие зубов, кариозность зубов, соответствие возрастным этапам развития зубочелюстной системы);
•наличие вредных привычек (сосание пальцев, языка, различных предметов, прикусывание губ и щек, привычка к ротовому дыханию);
•особенности процесса жевания и глотания.

В процессе беседы с родителями с целью сбора анамнеза необходимо выяснять:

•наличие генетических нарушений формирования зубочелюстной системы в семье (расщелины губы и нёба, диастемы, нарушения прикуса);
•особенности вскармливания ребенка в грудном возрасте (грудное или искусственное, наличие оперативного вмешательства по поводу аномалии подъязычной уздечки, особенности в процессе вскармливания из бутылочки, с ложечки);
•пищевые привычки ребенка в данном возрасте.

С целью профилактики ортодонтических нарушений логопеду уместно в своей работе использовать миогимнастику как метод лечебной физкультуры.

Миогимнастика в работе логопеда позволяет:

•сдерживать, тормозить дефектное формирование зубочелюстной системы;
•нормализовать функцию жевательных и мимических мышц;
•ускорить сроки преодоления речевых расстройств, в частности, при дизартрии и механической дислалии;
•качественно улучшить систему коррекции звукопроизношения.

Для обеспечения надлежащего уровня качества профилактики миофнкциональных нарушений у детей целесообразно проводить консультативно-просветительскую работу с родителями. Основной задачей логопеда является оказание помощи родителям в вопросах сохранения и укрепления здоровья ребенка, подготовка и включение родителей в решение коррекционных задач. Логопеду необходимо:

•корректно донести до родителей информацию о возможных последствиях, возникающих при нарушениях функций зубочелюстной системы;
•убедить о необходимости получения консультации того или иного специалиста;
•научить родителей выполнять упражнения миоимнастики и включать в систему артикуляционных тренировок в домашних условиях.

Таким образом, благодаря выше перечисленным мероприятиям можно остановить развитие патологической симптоматики и обеспечить профилактику речевых нарушений, связанных с миофункциональными нарушениями.

Литература

1.Архипова Е.Ф. К чему приводит привычное ротовое дыхание ребенка? // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2017.
2.Костина Я.В., В.М. Чапала. Коррекция речи у детей: взгляд ортодонта / М.: Сфера, 2009 64 с.
3.Сатыго Е. А. Миофункциональные аспекты речевых проблем у детей / Логопед. 2010 № 8 С. 111-114.
3.Сатыго Елена Александровна Миофункциональная коррекция с использованием лм-трейнеров для детей 3–6 лет с речевыми нарушениями \ К.: Усл. печ. л. 1,5. Тираж 100 экз. Заказ 1382.2021. Формат 16с. Чеберяко, Н. Е. Особенности формирования звукопроизношения у детей с зубочелюстными аномалиями / Н. Е. Чеберяко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 17 (151). — С. 307-309.
Инклюзивное и коррекционное образование