ПРОФИЛАКТИКА МИОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
Жученкова Елена Николаевна, учитель-логопед МБДОУ "Детский сад № 177" г. о. Самара
Библиографическое описание: Жученкова Е.Н. ПРОФИЛАКТИКА МИОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА // Научно-методический журнал «УчиЛаб». 2024. № 8. Часть 2. URL: https://f.uchilab.ru/publ/journal/2024/8-2.pdf.
Многочисленные нарушения зубочелюстной системы, патологическое дыхание является причиной и следствием многих миофункциональных нарушений. В течение последних10-15 лет увеличилось количество детей с ортодонтическими нарушениями. Причины таких нарушений многообразны: ЛОР-патология, затрудняющая процесс носового дыхания, в результате чего ребёнок переходит на ротовой тип дыхания, вредные привычки, нарушения питания, нарушения жевания и глотания. Кроме того, некоторые нарушения звукопроизношения являются этиологическими факторами развития аномалий и деформаций челюстно-лицевой области.
Совместная работа логопеда с ортодонтом, стоматологом позволяет выявлять и корректировать миофункциональные нарушения в самом раннем возрасте. Однако, логопед становится первым специалистом, к которому обращаются родители малышей за помощью для устранения речевых нарушений, т.к. именно дефекты речи являются очевидным аспектом в развитии ребенка. Кроме того, логопед дошкольного учреждения на протяжении 4-5 лет систематически наблюдает за речевым развитием ребенка с целью своевременного выявления и коррекции не только дефектов речи, но и факторов риска, способствующих возникновению речевой патологии. Следовательно, именно логопед становится важным звеном в профилактике и своевременной коррекции миофункциональных нарушений у детей раннего и дошкольного возраста.
С целью предотвращения данных нарушений логопед должен обладать определенным набором знаний:
•об особенностях роста и строения зубочелюстной системы ребенка в определенные возрастные периоды; •о причинах возникновения ортодонтических патологий; •о функциях зубочелюстной системы и отклонения в развитии; •аномалии зубочелюстной системы; •влияние аномалий зубочелюстной системы и миофункциональных нарушений на речевые функции.
С целью своевременного выявления недостатков развития органов и систем, приводящих к миофункциональным нарушениям, необходима комплексная визуальная диагностика ребенка, расширенный уточняющий логопедический анамнез.
Комплексная визуальная диагностика должна включать оценку:
•анатомо-физиологических особенностей костно-мышечной системы (нарушения осанки, плоскостопие, мышечная гипотония, особенности строения лицевого черепа); •анатомо-физиологических особенностей дыхательной системы (тип дыхания, соотношение вдоха и выдоха); •анатомо-физиологических особенностей зубочелюстной системы (аномалии прикуса, уздечек, патология мягкого неба, отсутствие зубов, кариозность зубов, соответствие возрастным этапам развития зубочелюстной системы); •наличие вредных привычек (сосание пальцев, языка, различных предметов, прикусывание губ и щек, привычка к ротовому дыханию); •особенности процесса жевания и глотания.
В процессе беседы с родителями с целью сбора анамнеза необходимо выяснять:
•наличие генетических нарушений формирования зубочелюстной системы в семье (расщелины губы и нёба, диастемы, нарушения прикуса); •особенности вскармливания ребенка в грудном возрасте (грудное или искусственное, наличие оперативного вмешательства по поводу аномалии подъязычной уздечки, особенности в процессе вскармливания из бутылочки, с ложечки); •пищевые привычки ребенка в данном возрасте.
С целью профилактики ортодонтических нарушений логопеду уместно в своей работе использовать миогимнастику как метод лечебной физкультуры.
Миогимнастика в работе логопеда позволяет:
•сдерживать, тормозить дефектное формирование зубочелюстной системы; •нормализовать функцию жевательных и мимических мышц; •ускорить сроки преодоления речевых расстройств, в частности, при дизартрии и механической дислалии; •качественно улучшить систему коррекции звукопроизношения.
Для обеспечения надлежащего уровня качества профилактики миофнкциональных нарушений у детей целесообразно проводить консультативно-просветительскую работу с родителями. Основной задачей логопеда является оказание помощи родителям в вопросах сохранения и укрепления здоровья ребенка, подготовка и включение родителей в решение коррекционных задач. Логопеду необходимо:
•корректно донести до родителей информацию о возможных последствиях, возникающих при нарушениях функций зубочелюстной системы; •убедить о необходимости получения консультации того или иного специалиста; •научить родителей выполнять упражнения миоимнастики и включать в систему артикуляционных тренировок в домашних условиях.
Таким образом, благодаря выше перечисленным мероприятиям можно остановить развитие патологической симптоматики и обеспечить профилактику речевых нарушений, связанных с миофункциональными нарушениями.
Литература
1.Архипова Е.Ф. К чему приводит привычное ротовое дыхание ребенка? // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2017. 2.Костина Я.В., В.М. Чапала. Коррекция речи у детей: взгляд ортодонта / М.: Сфера, 2009 64 с. 3.Сатыго Е. А. Миофункциональные аспекты речевых проблем у детей / Логопед. 2010 № 8 С. 111-114. 3.Сатыго Елена Александровна Миофункциональная коррекция с использованием лм-трейнеров для детей 3–6 лет с речевыми нарушениями \ К.: Усл. печ. л. 1,5. Тираж 100 экз. Заказ 1382.2021. Формат 16с. Чеберяко, Н. Е. Особенности формирования звукопроизношения у детей с зубочелюстными аномалиями / Н. Е. Чеберяко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 17 (151). — С. 307-309.