Публикации (статьи, материалы)

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ УРОК В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Хакимова Светлана Амангельдовна, учитель начальных классов МКОУ "Павловская СОШ" Челябинская область, Брединский район, п. Павловский

Библиографическое описание:
Хакимова С.А. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ УРОК В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ //

Научно-методический журнал «УчиЛаб». 2024. № 5. URL: https://f.uchilab.ru/publ/journal/2024/5.pdf.

Методический проект «Экологический урок в начальной школе» Экологический урок для обучающихся 2 класса по теме

«Вода на Земле»

Цель экоурока: значение воды для жизни на Земле. Необходимость бережного отношения к воде.

Планируемые результаты:

Личностные: оценивают действия и поведения людей и своего собственного.

Метапредметные:

Регулятивные: выбирают действия в соответствии с поставленной задачей, готовят рабочее место к выполнению разных видов работ.

Коммуникативные: излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения.

Познавательные: работают с разными источниками информации, называют и показывают на карте части мирового океана; Предметные:

Сравнивают по глобусу - чего больше на земной поверхности суши или воды,

- находят самые крупные водоёмы – океаны

- определяют частью каких океанов являются некоторые моря

- определяют источники питьевой воды на Земле - обсуждают экологические проблемы Форма проведения: Научная лаборатория.

Необходимое оборудование и материалы: физическая карта полушарий, глобус; интерактивный комплекс; карточки с заданиями для групп, приборы для практической работы. Ход урока

I. Мотивационная часть

-Здравствуйте. Я рада видеть вас.

- Сегодня у вас, необычный урок.

Повернитесь друг другу и подарите улыбку. Слайд «Улыбка»

Я желаю счастья и добра

Всем детям школьного двора

Вести себя прилично

И работать на отлично

II. Содержательная часть Проблемный вопрос:

- Посмотрите на экран.

-Что случилось с цветком? - Почему это произошло?

Слайд «Цветок сохнет»

- Я думаю вы уже догадались, о чем сегодня пойдет разговор на уроке?

Слайд «Вода на Земле»

- Главным источником жизни на Земле является вода! -А что вы знаете о воде? (ответы детей) Молодцы, о воде знаете много.

И сегодня на уроке я – фея воды. Мой капельки попали к вам на урок. Их интересуют. (капельки прикрепляются на доску)

Первая капелька задает вопрос: – Где содержится вода на Земле?

Вторая волнуется: - Всю ли воду можно пить?

Третья спрашивает: – А какая я вода?

Четвертая интересуется:– Кому и для чего нужна вода?

А пятая переживает: –Нужно ли беречь и охранять воду?

Изучение нового.

- Итак, первый проблемный вопрос: Где содержится вода на Земле?

А поможет нам ответить один предмет. Загадка:

На ноге стоит одной

Крутит, вертит головой

Нам показывает страны

Горы, реки, океаны (глобус) -Какой цвет преобладает на глобусе?

- Что он обозначает?

– Чего больше на Земле- воды или суши?

- Когда космонавты полетели в космос, они увидели, что наша Земля голубая.

Слайд «Вид Земли из космоса»

Рассматривая глобус, мы видим, что большую часть поверхности земного шара занимает вода.

Недаром Землю часто называют водной планетой. Вся водная поверхность Земли называется Мировым океаном.

Был такой португальский путешественник Фернандо Магеланн, который отправляясь в долгое путешествие, а оно длилось 3 года, вернулся снова домой.

Самые крупные части Мирового океана – океаны

Ученые – географы разделили Мировой океан на 4 океана. Слайд «Океаны»

Частью океанов являются – моря.

Слайд «Моря»

(океанов 5, морей- 54)

Если возьмем понемножку

Черного моря кружку

Красного моря кадушку

Желтого моря ведро

Белого моря ложку

Выйдет у нас разноцветное море Ох, и красиво! Ну, и пестро!

- А если бы на Земле вдруг пропала бы вся вода?!

Вот как это бы выглядело

Слайд «Планета без воды»

- Что изменилось? (изменился цвет – нет голубого и зеленого) - Да, зеленый цвет тоже пропал. Почему это произошло?

- Ничто на Земле не может жить без воды!

- Давайте вернем воду на Землю и подумаем, где она еще содержится (в реках, ручьях, озерах).

Вывод: Вода содержится в океанах, морях, озерах, реках. Слайд «Озера»
Отвечаем на второй вопрос «Всю ли воду можно пить? Кругом вода

А с питьем беда!

_ А сейчас я буду главным ученым. Помогу вам решить проблему.

(учитель надевает конфедератку)

«Морей на Земле много. Но воды все равно не хватает. В море и океане вода соленая, в ней содержится соль, а людям нужна пресная вода. А пресной воды не так уж и много. Пресная вода встречается реках, пресных озерах, в подземных водах, родниках».

Слайд «Сравнение воды»

-Будете ли вы пить воду из озера, реки? Почему?

-А где можно встретить питьевую воду?

- Для питья человек использует воду из крана, колодца, родника. Слайд «Кран, колодец, родник»

III. Региональная часть

-Скажите, а какие родники в нашем крае?

В нашем Брединском районе существуют родники: в районе Рымникского лесхоза «Пряткино», в п. Павловском «Утяжка» Слайд «Родники» Предлагаю воду из родника. Дети пьют воду из родника.

- Так вся ли вода пригодна для питья?

Ответили на второй вопрос. Убираем пункт 2.

Физминутка «Рыбка» Слайд «Рыбка» Мы на море живём

Мы по морю плывём.

Раз взмах, два взмах.

Хорошо вот так!

3) Переходим к 3 вопросу. Кому и для чего нужна вода?

4) Практическая часть.

А сейчас я предлагаю поработать в лаборатории.

Лаборатория: «Ученые- биологи».

Разделите картинки на три группы:

1группа: «Вода для растений»

2 группа: «Вода для животных»

3 группа: «Вода для человека»

Соотнесите эти предложения к каждой картинке:

Водопой для животных

Вода – это спасение от жары

Вода- это наш дом

В воде живут редкие обитатели животных и растений

В воде обитают редкие растения

Вода нужна для полива растений

Вода нужна для стирки белья

Вода нужна для приготовления пищи

Вода нужна нам для питья

Вода нужна для мытья рук

Вывод: Вода имеет большое значение для растений,

«Нужна нам везде и всегда, царица над всеми - вода!.

Недаром в народе с давних времен называли водицу – царица! У древних славян была добрая светлая богиня воды Дана - дающая жизнь всему живому. Ответили на третий вопрос: Убираем пункт 3 Лаборатория: «Ученые –химики».

-Рассмотрите воду в стакане.

Какого она цвета?

Можно ли через нее увидеть предметы? Вывод: вода бесцветная и прозрачная

-Понюхайте

-Есть ли у неё запах?

Вывод: вода не имеет запаха

-Вспомните, какая вода на вкус. Можно сказать, что она кислая или соленая, или горькая, или сладкая?

-Имеет ли она вкус?

Вывод: вода не имеет вкуса

Растворите в воде: сахар, соль, масло.

Вывод: растворитель для некоторых веществ

Итак, какая же вода, какими свойствами она обладает?

Ответили на четвертый вопрос.

Остался последний вопрос. Нужно ли беречь и охранять воду?

Лаборатория: Ученые-экологи.

Вставьте пропущенные слова.

Всему живому ______________________________ вода.

Пресной воды на Земле _________________________________.

Необходимо ___________________________ расходовать воду.

Краны в доме должны быть ________________________________.

Нельзя _________________________ водоёмы.

Слова-помощники: экономно, мало, нужна, закрытыми, загрязнять - На все вопросы, поставленные вами сегодня, мы ответили?

Вывод: Человек запомни навсегда!

Слайд «Вывод»

Главный источник на Земле- вода!

Экономь ее и береги- Мы ведь на планете не одни!

4.Заключительная часть

Рефлексия:

Если вам было не интересно выберите фиолетовую капельку. Если на уроке вы узнали достаточно, всё было понятно, то прикрепите на доску синюю капельку, а если хотите узнать больше – то голубую. (Дети прикрепляют - получается “ручеёк”)

– Что у нас получилось? (ручеёк, речка) А о них мы узнаем на следующем уроке.
Начальное общее образование