Лантратова Елена Александровна, методист, педагог дополнительного образования
МБУ ДО «Дом творчества учащихся и молодежи городского округа Снежное», ДНР
Библиографическое описание:
Лантратова Е.А. СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПРИЕМЫ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ // Научно-методический журнал «УчиЛаб». 2025. № 13 (22). URL: https://f.uchilab.ru/publ/journal/2025/22.pdf
МБУ ДО «Дом творчества учащихся и молодежи городского округа Снежное», ДНР
Библиографическое описание:
Лантратова Е.А. СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПРИЕМЫ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ // Научно-методический журнал «УчиЛаб». 2025. № 13 (22). URL: https://f.uchilab.ru/publ/journal/2025/22.pdf
Аннотация. Рассмотрены технологии, которые необходимо использовать в своей деятельности педагогу дополнительного образования, чтобы формировать и развивать личность, соответствующей запросам общества и способствовать обеспечению достойного уровня и постоянному совершенствованию качества образования. Раскрыты цели и задачи необходимости применения педагогом дополнительного образования в своей деятельности современных педагогических технологий для улучшения качества образования. Выделены основные виды педагогических технологий и приемов, применяемых на практике.
Ключевые слова: креативность, творческое мышление, развитие личности, творческий прием, познавательный процесс.
Изучение педагогического опыта деятельности коллег и использование современных художественно-педагогических технологий и приемов в развитии творческих способностей детей очень способствуют развитию креативных способностей обучающихся и повышению качества дополнительного образования.
Известно, что можно выделить два уровня способностей: репродуктивный и творческий.
Ребенок, находящийся на первом уровне, быстро овладевает определенной деятельностью и осуществляет ее по образцу. На втором уровне обучающийся создает новое, оригинальное при помощи самостоятельной деятельности.
Говорить о развитии личности можно только тогда, когда она проявляет себя в креативной (творческой) деятельности.
Креативность считается многими авторами (Ф. Баррон, Е. П. Торренс, Дж. Гилфорд, С Медник и др.) одной из составных частей интеллектуальной одаренности.
Такой подход к креативности, как к интегральному явлению, был осуществлен А. М. Матюшкиным, выдвинувшим концепцию креативности как общей психологической предпосылкой творческого развития.
Суммарная характеристика заключается в том, что креативность — это способность видеть необычное в обычном, создавать нечто новое, оригинальное.
Развитие познавательных процессов происходит в деятельности, вместе с тем формируются и способности детей. Исследования показали, что многие дети обладают значительным объемом знаний, однако грамотно пользоваться ими они не умеют. Чтобы создать условия для раскрытия и развития творческого потенциала обучающихся, достижения ими высокого результата в выбранной деятельности, формировать устойчивую положительную мотивацию к занятиям и стремлению к успеху, педагогу в своей практике необходимо использовать различные методы работы: не отказываться от традиционных, но и активно применять инновационные.
Приведенные мной методики и приемы можно смело применять для развития креативности, творческого мышления и потенциала у обучающихся.
Креативное решение проблем по методике СКАМПЕР (SCAMPER), стимулирует возникновение новых идей, модифицирующих существующий предмет или явление. Для начала четко определяется проблема, с которой необходимо работать. Каждая буква в аббревиатуре слова выражает способ работы с характеристиками проблемы:
S –substitute – заменить что-нибудь (материалы, компоненты и т.д.);
C –combine – комбинировать с другими функциями, предметами, частями;
А – adapt – приспособить, добавив новые элементы или части;
M – modify– изменить какой-либо атрибут предмета (размер, форма, цвет);
P – put применить в другой отрасли, в непривычном смысле;
E – eliminate – удалить некоторые части, упростить до главного;
R – reverse – поменять местами части, перевернуть, изменить порядок.
Для каждой группы действий задаются вопросы, отвечая на которые, дети легко решают поставленную проблему.
Пример: Занятие в студии ИЗО.
Задача: нарисовать фантастический пейзаж.
Педагог предлагает обучающимся изменить реальный, земной пейзаж, превратив его в фантастический.
Первое действие – заменить:
- могу ли я заменить или изменить какие-нибудь части пейзажа?
- могу ли я изменить принятые правила изображения деревьев?
- могу ли я использовать другие цветовые решения в пейзаже?
В начале работы по этой методике педагог задает вопросы детям, а они для себя делают краткие записи. Очень быстро обучающиеся сами привыкают задавать себе вопросы, работая над образом какого-либо предмета или решая творческую изобретательскую проблему.
Так же можно применять прием «случайный образ». Придуман он был одним из величайших мастеров эпохи возрождения Леонардо да Винчи.
Когда мэтру нужно было оживить течение творческой мысли, он всматривался в предметы. «Если вы посмотрите на старую стену, покрытую грязью, или на причудливую поверхность испещренных прожилками камней, вы можете вдруг открыть для себя целые картины, как например пейзажи, битвы, облака, необычные позы людей, забавные лица людей, узоры», писал он. Этот творческий прием мастера по тренировке восприятия позволяет развивать у детей тот самый «взгляд художника», который в кусочке ткани помогает разглядеть цветок, в обрывке газеты – причудливое растение, в скомканной бумаге – корабль с парусами в лужице, пролитой на стол краски – целый мир. Необходимо сделать так, чтобы такие наблюдения были постоянными, и имели какой-то практический смысл. А самое главное условие – воображать, и делать это легко и радостно. Не нужно давать никаких оценок увиденному ребенком образу, чтобы проявление креативности вошло в его сознание, его привычку творчески мыслить. Самый лучший способ – превратить серьезную работу мышления и воображения в веселую и интересную игру.
Одним из замечательных приемов по развитию креативности и тренировки воображения является использование друдлов (загадочных рисунков). Друдлы получили широкое распространение благодаря работам Роджера Прайса. Но на самом деле такие простые рисунки, предполагающие различную интерпретацию, стали известны еще в эпоху Ренесанса. Первый друдл был придуман итальянским художником Агостино Карраччи. Придание смысла таким забавным рисункам основано на свойстве восприятия, способности придавать наблюдаемому образу законченную форму. Чем больше вариантов «похожести» на какой-нибудь предмет мы можем найти, тем лучше.
Еще один прием развития креативности – применение комплекса творческих приемов работы над образом (гиперболизация, или сознательное преувеличение особенностей и качеств объекта; агглютинация, или соединение частей разных объектов; символизация, или сведение формы объекта к знаку, содержащему в обобщенной форме сущность объекта)
Посмотрите на черепаху – какой у нее интересный панцирь! А что он напоминает? Клеточки. Немного утрируем изображение, превращая панцирь в шахматную доску! Еще немного фантазии – и перед нами чудо-зверь.
Прием агглютинации представляется в следующем. Возьмем голову льва, тело орла, хвост дракона, соединим все детали, и получаем новый фантастический образ.
Хочется еще рассмотреть один прекрасный прием – это выразительное чтение художественных произведений, которое способствует созданию творческого настроения, активной работе мысли, воображения. С этой целью художественное слово может быть использовано не только на занятиях по иллюстрированию произведений литературы, но и при изображении предметов после их восприятия.
Педагогу следует серьезно подойти к подбору художественных произведений и отрывков из них для иллюстрирования. Словесный образ должен включать изобразительные моменты, показывать те черты предмета, которые связаны с его зрительным восприятием (цвет, форма, положение).
Таким образом, художественное слово на занятии используется в качестве специального приема, главным образом, используемое с целью привлечения интереса и внимания детей к теме занятия, возникновения эмоционального настроя, способствует развитию творческой инициативы. Художественный образ всегда связан с чем-то определенным, конкретным и вместе с тем говорит о многом.
По узкой горной дороге едет одинокий всадник. Вечереет. Вокруг ни души, только величественные склоны Кавказских гор». Человек охвачен глубоким волнением, которое испытывает, очевидно, каждый при виде прекрасной природы. Этот всадник — Лермонтов... Он едет и вспоминает стихи Гете. А потом создает свое замечательное стихотворение-перевод «Горные вершины».
Подлинно художественный образ, как правило, прост и навеян самой жизнью. Лермонтов написал: «Горные вершины спят во тьме ночной». Просто и поэтично. Он продолжает рисовать картину вечернего покоя: «Тихие долины полны свежей мглой». Обе эти фразы четко соединены, одна вытекает из другой. «Не пылит дорога, не дрожат листы...» Картина покоя словно завершена: спят горы, долины — во тьме. И, завершая картину, спокойно и убежденно звучит: «Подожди немного, отдохнешь и ты». Становится ясно, что образ природы, схваченный острым глазом художника, создал определенное настроение, воплотился в глубокую мысль. Но почему глубоко личные настроения Лермонтова так близки и понятны нам? В том-то и дело, что художественный образ западает в душу читателя только тогда, когда его создатель выражает свое отношение к миру так, чтобы оно находило постоянный отклик у других. Художественный образ дает нам возможность не только раскрыть свои собственные чувства и мысли, но и увидеть в нем себя, свои мысли, чувства, стремления, надежды.
Создание своих, неповторимых художественных образов (причем обязательно в разных видах искусства, а не только в изобразительном) — непременное условие формирования творчески раскованной, смелой, яркой, интересной личности ребенка. Развитие творческого потенциала ребенка требует напряженной работы его души, мысли, воображения.
Такие задания, как «сочинение» пейзажа, побуждают обучающихся отвлечься от чужих работ (срисовывают дети, как правило, сказочных героев) и прислушаться к себе, задействовать собственную образно-эмоциональную память. Поэтому практическое освоение приема цветового контраста целесообразно начать именно с работы над пейзажем. Но для педагога мало подобрать пейзаж с определенным «характером». Важно также научить ребенка тонко различать оттенки тех или иных «эмоций». Если светит солнце, то какое оно: ласковое, или ликующее, или, быть может, жгучее и злое? Если льет дождь, то он может быть скучным и монотонным, а может быть и майским ливнем.
Ребенок должен внимательно прочитать стихотворение или отрывок из произведения и постараться почувствовать и увидеть то, что явилось источником вдохновения для поэта или писателя. Он должен научиться анализировать возникающие чувства, словесно фиксировать их. Так определяются характер и настроение будущего рисунка.
Дети смотрят на мир открыто, без стереотипов и шаблонов. Детская любознательность вместе с богатым воображением позволяет придумывать целые картины с разнообразными сюжетами, изобретать новые способы применения привычных вещей. Они используют это для игры, однако эти идеи могут стать чем-то большим — серьезным вкладом в науку и технику, искусство. Нужно лишь правильно направить энергию ребенка. Сочетание новых техник, использование разных материалов в работе способствуют развитию у обучающихся фантазии, воображения, конструктивных навыков, делают процесс интересным, а работы детей становятся более выразительными и оригинальными. Все это приводит к достижению поставленной цели - привычки размышлять и мыслить креативно, что является важнейшим источником развития личности ребенка, его общественного и духовного развития.
Список литературы:
1. Анастази А. Психологическое тестирование. — М., 1982. С. 28—36.
2. Галкина Т.В., Алексеева Л. Г. Методика диагностики речемыслительной креативности.// Методы психологической диагностики, вып. 1 — М., 1993. С.52—61.
3. Домашняя школа. Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. — Санкт-Петербург, 1994.
4. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. — М.: Знание, 1986. С. 30—
36.
5. Замбацявичене Э.Ф. К разработке стандартизированной методики для определения уровня умственного развития нормальных и аномальных детей. // Дефектология, 1984, №1. С. 28—34.
6. Заика Е.В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления учащихся.// Вопросы психологии, 1990, № 6. С. 86—92.
7. Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения. // Вопросы психологии, 1993, № 2.
8. Кэрролл Л. Логическая игра. — М., 1991.
9. Лук А. Я. Учить мыслить. — М., 1975. С. 96.
Ключевые слова: креативность, творческое мышление, развитие личности, творческий прием, познавательный процесс.
Изучение педагогического опыта деятельности коллег и использование современных художественно-педагогических технологий и приемов в развитии творческих способностей детей очень способствуют развитию креативных способностей обучающихся и повышению качества дополнительного образования.
Известно, что можно выделить два уровня способностей: репродуктивный и творческий.
Ребенок, находящийся на первом уровне, быстро овладевает определенной деятельностью и осуществляет ее по образцу. На втором уровне обучающийся создает новое, оригинальное при помощи самостоятельной деятельности.
Говорить о развитии личности можно только тогда, когда она проявляет себя в креативной (творческой) деятельности.
Креативность считается многими авторами (Ф. Баррон, Е. П. Торренс, Дж. Гилфорд, С Медник и др.) одной из составных частей интеллектуальной одаренности.
Такой подход к креативности, как к интегральному явлению, был осуществлен А. М. Матюшкиным, выдвинувшим концепцию креативности как общей психологической предпосылкой творческого развития.
Суммарная характеристика заключается в том, что креативность — это способность видеть необычное в обычном, создавать нечто новое, оригинальное.
Развитие познавательных процессов происходит в деятельности, вместе с тем формируются и способности детей. Исследования показали, что многие дети обладают значительным объемом знаний, однако грамотно пользоваться ими они не умеют. Чтобы создать условия для раскрытия и развития творческого потенциала обучающихся, достижения ими высокого результата в выбранной деятельности, формировать устойчивую положительную мотивацию к занятиям и стремлению к успеху, педагогу в своей практике необходимо использовать различные методы работы: не отказываться от традиционных, но и активно применять инновационные.
Приведенные мной методики и приемы можно смело применять для развития креативности, творческого мышления и потенциала у обучающихся.
Креативное решение проблем по методике СКАМПЕР (SCAMPER), стимулирует возникновение новых идей, модифицирующих существующий предмет или явление. Для начала четко определяется проблема, с которой необходимо работать. Каждая буква в аббревиатуре слова выражает способ работы с характеристиками проблемы:
S –substitute – заменить что-нибудь (материалы, компоненты и т.д.);
C –combine – комбинировать с другими функциями, предметами, частями;
А – adapt – приспособить, добавив новые элементы или части;
M – modify– изменить какой-либо атрибут предмета (размер, форма, цвет);
P – put применить в другой отрасли, в непривычном смысле;
E – eliminate – удалить некоторые части, упростить до главного;
R – reverse – поменять местами части, перевернуть, изменить порядок.
Для каждой группы действий задаются вопросы, отвечая на которые, дети легко решают поставленную проблему.
Пример: Занятие в студии ИЗО.
Задача: нарисовать фантастический пейзаж.
Педагог предлагает обучающимся изменить реальный, земной пейзаж, превратив его в фантастический.
Первое действие – заменить:
- могу ли я заменить или изменить какие-нибудь части пейзажа?
- могу ли я изменить принятые правила изображения деревьев?
- могу ли я использовать другие цветовые решения в пейзаже?
В начале работы по этой методике педагог задает вопросы детям, а они для себя делают краткие записи. Очень быстро обучающиеся сами привыкают задавать себе вопросы, работая над образом какого-либо предмета или решая творческую изобретательскую проблему.
Так же можно применять прием «случайный образ». Придуман он был одним из величайших мастеров эпохи возрождения Леонардо да Винчи.
Когда мэтру нужно было оживить течение творческой мысли, он всматривался в предметы. «Если вы посмотрите на старую стену, покрытую грязью, или на причудливую поверхность испещренных прожилками камней, вы можете вдруг открыть для себя целые картины, как например пейзажи, битвы, облака, необычные позы людей, забавные лица людей, узоры», писал он. Этот творческий прием мастера по тренировке восприятия позволяет развивать у детей тот самый «взгляд художника», который в кусочке ткани помогает разглядеть цветок, в обрывке газеты – причудливое растение, в скомканной бумаге – корабль с парусами в лужице, пролитой на стол краски – целый мир. Необходимо сделать так, чтобы такие наблюдения были постоянными, и имели какой-то практический смысл. А самое главное условие – воображать, и делать это легко и радостно. Не нужно давать никаких оценок увиденному ребенком образу, чтобы проявление креативности вошло в его сознание, его привычку творчески мыслить. Самый лучший способ – превратить серьезную работу мышления и воображения в веселую и интересную игру.
Одним из замечательных приемов по развитию креативности и тренировки воображения является использование друдлов (загадочных рисунков). Друдлы получили широкое распространение благодаря работам Роджера Прайса. Но на самом деле такие простые рисунки, предполагающие различную интерпретацию, стали известны еще в эпоху Ренесанса. Первый друдл был придуман итальянским художником Агостино Карраччи. Придание смысла таким забавным рисункам основано на свойстве восприятия, способности придавать наблюдаемому образу законченную форму. Чем больше вариантов «похожести» на какой-нибудь предмет мы можем найти, тем лучше.
Еще один прием развития креативности – применение комплекса творческих приемов работы над образом (гиперболизация, или сознательное преувеличение особенностей и качеств объекта; агглютинация, или соединение частей разных объектов; символизация, или сведение формы объекта к знаку, содержащему в обобщенной форме сущность объекта)
Посмотрите на черепаху – какой у нее интересный панцирь! А что он напоминает? Клеточки. Немного утрируем изображение, превращая панцирь в шахматную доску! Еще немного фантазии – и перед нами чудо-зверь.
Прием агглютинации представляется в следующем. Возьмем голову льва, тело орла, хвост дракона, соединим все детали, и получаем новый фантастический образ.
Хочется еще рассмотреть один прекрасный прием – это выразительное чтение художественных произведений, которое способствует созданию творческого настроения, активной работе мысли, воображения. С этой целью художественное слово может быть использовано не только на занятиях по иллюстрированию произведений литературы, но и при изображении предметов после их восприятия.
Педагогу следует серьезно подойти к подбору художественных произведений и отрывков из них для иллюстрирования. Словесный образ должен включать изобразительные моменты, показывать те черты предмета, которые связаны с его зрительным восприятием (цвет, форма, положение).
Таким образом, художественное слово на занятии используется в качестве специального приема, главным образом, используемое с целью привлечения интереса и внимания детей к теме занятия, возникновения эмоционального настроя, способствует развитию творческой инициативы. Художественный образ всегда связан с чем-то определенным, конкретным и вместе с тем говорит о многом.
По узкой горной дороге едет одинокий всадник. Вечереет. Вокруг ни души, только величественные склоны Кавказских гор». Человек охвачен глубоким волнением, которое испытывает, очевидно, каждый при виде прекрасной природы. Этот всадник — Лермонтов... Он едет и вспоминает стихи Гете. А потом создает свое замечательное стихотворение-перевод «Горные вершины».
Подлинно художественный образ, как правило, прост и навеян самой жизнью. Лермонтов написал: «Горные вершины спят во тьме ночной». Просто и поэтично. Он продолжает рисовать картину вечернего покоя: «Тихие долины полны свежей мглой». Обе эти фразы четко соединены, одна вытекает из другой. «Не пылит дорога, не дрожат листы...» Картина покоя словно завершена: спят горы, долины — во тьме. И, завершая картину, спокойно и убежденно звучит: «Подожди немного, отдохнешь и ты». Становится ясно, что образ природы, схваченный острым глазом художника, создал определенное настроение, воплотился в глубокую мысль. Но почему глубоко личные настроения Лермонтова так близки и понятны нам? В том-то и дело, что художественный образ западает в душу читателя только тогда, когда его создатель выражает свое отношение к миру так, чтобы оно находило постоянный отклик у других. Художественный образ дает нам возможность не только раскрыть свои собственные чувства и мысли, но и увидеть в нем себя, свои мысли, чувства, стремления, надежды.
Создание своих, неповторимых художественных образов (причем обязательно в разных видах искусства, а не только в изобразительном) — непременное условие формирования творчески раскованной, смелой, яркой, интересной личности ребенка. Развитие творческого потенциала ребенка требует напряженной работы его души, мысли, воображения.
Такие задания, как «сочинение» пейзажа, побуждают обучающихся отвлечься от чужих работ (срисовывают дети, как правило, сказочных героев) и прислушаться к себе, задействовать собственную образно-эмоциональную память. Поэтому практическое освоение приема цветового контраста целесообразно начать именно с работы над пейзажем. Но для педагога мало подобрать пейзаж с определенным «характером». Важно также научить ребенка тонко различать оттенки тех или иных «эмоций». Если светит солнце, то какое оно: ласковое, или ликующее, или, быть может, жгучее и злое? Если льет дождь, то он может быть скучным и монотонным, а может быть и майским ливнем.
Ребенок должен внимательно прочитать стихотворение или отрывок из произведения и постараться почувствовать и увидеть то, что явилось источником вдохновения для поэта или писателя. Он должен научиться анализировать возникающие чувства, словесно фиксировать их. Так определяются характер и настроение будущего рисунка.
Дети смотрят на мир открыто, без стереотипов и шаблонов. Детская любознательность вместе с богатым воображением позволяет придумывать целые картины с разнообразными сюжетами, изобретать новые способы применения привычных вещей. Они используют это для игры, однако эти идеи могут стать чем-то большим — серьезным вкладом в науку и технику, искусство. Нужно лишь правильно направить энергию ребенка. Сочетание новых техник, использование разных материалов в работе способствуют развитию у обучающихся фантазии, воображения, конструктивных навыков, делают процесс интересным, а работы детей становятся более выразительными и оригинальными. Все это приводит к достижению поставленной цели - привычки размышлять и мыслить креативно, что является важнейшим источником развития личности ребенка, его общественного и духовного развития.
Список литературы:
1. Анастази А. Психологическое тестирование. — М., 1982. С. 28—36.
2. Галкина Т.В., Алексеева Л. Г. Методика диагностики речемыслительной креативности.// Методы психологической диагностики, вып. 1 — М., 1993. С.52—61.
3. Домашняя школа. Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. — Санкт-Петербург, 1994.
4. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. — М.: Знание, 1986. С. 30—
36.
5. Замбацявичене Э.Ф. К разработке стандартизированной методики для определения уровня умственного развития нормальных и аномальных детей. // Дефектология, 1984, №1. С. 28—34.
6. Заика Е.В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления учащихся.// Вопросы психологии, 1990, № 6. С. 86—92.
7. Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения. // Вопросы психологии, 1993, № 2.
8. Кэрролл Л. Логическая игра. — М., 1991.
9. Лук А. Я. Учить мыслить. — М., 1975. С. 96.