Дмитриева Валентина Александровна, учитель, преподаватель-организатор ОБЗР ГБОУ школа № 320 Приморского района Санкт-Петербурга
Библиографическое описание:
Дмитриева В.А. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ РЕШЕНИИ РАСЧЕТНЫХ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ» // Научно-методический журнал «УчиЛаб». 2024. № 7. URL: https://f.uchilab.ru/publ/journal/2024/7.pdf.
«Безопасность жизнедеятельности при решении расчетных ситуационных задач по ОБЗР»
Нестандартный интегрированный урок по ОБЗР и математики в 9 классе
«Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упустить случая сделать его немного занимательным».
Б. Паскаль
Цели урока:
Образовательная: формирование навыка решения задач прикладного характера, обеспечивающих безопасность движения.
Воспитательная: воспитание коллективизма, чувства ответственности, умения делать выводы и не быть равнодушным к чужому горю.
Развивающая: развитие логического мышления, умение работать с литературой, повышение интереса к математике, акцентирование внимания на вопросах безопасности жизнедеятельности.
Представьте ситуацию: Пешеход подошел к пешеходному переходу (без светофора). Водитель машины, идущий в первом ряду, остановился. Водитель автомобиля из второго ряда не видит пешехода. Успеет ли пешеход благополучно перейти на другую сторону?
Условие задачи: Пешеход движется так, как показано на рисунке. Успеет ли он благополучно перейти на другую сторону, если скорость его движения 1 м/с, ширина дороги 6 м? Водитель дальнего автомобиля не видит светофор и едет со скоростью
36 км/ч. На момент начала движения пешехода расстояние между автомобилями и пешеходной дорожкой было 12 м.
Ученик комментирует решение задачи:
1. 6:1=6с нужно пешеходу чтобы пересечь дорогу.
2. 36 км/ч=10 м/с
3. 12:10=1,2 с потребуется автомобилю.
Ответ: такой переход для пешехода является опасным, т.к. водитель дальнего автомобиля в момент появления перед ним пешехода уже не успеет затормозить. Задача для самостоятельного решения: Скорость автомобиля 36 км/ч. Скорость движения пешехода 1 м/с, ширина дороги 6 м, расстояние между автомобилями и пешеходной дорожкой было 12м. Успеет ли он благополучно перейти дорогу?
Работа с учащимися по закреплению и расширению понятий по теме.
У вас получились слова: землетрясение, оползень, сели, циклон, цунами, пожары. Что они обозначают? (Опасные природные явления).
Вспомним, что означают данные опасные явления? Как правильно вести себя в каждом случае? Что вы знаете об этих стихийных бедствиях?
Для ответов на эти вопросы ученики пользуются справочным материалом, схемами.
Учитель выслушивает ответы учащихся, комментирует их, дополняет. В результате дети получают следующую информацию:
Землетрясение – это подземные толчки и колебания земной поверхности, возникающие в результате смещений и разрывов в земной коре или верхней части мантии Земли и передающиеся на большие расстояния в виде упругих колебаний. За время существования человечества в результате землетрясений погибли миллионы людей, были разрушены сотни городов.
Китай, 1976г. – самая страшная и разрушительная трагедия столетия, унесшая жизни более полумиллиона человек. Образовались огромные трещины, одна поглотила больницу и переполненный пассажирами поезд.
Оползень – смещение масс горных пород по склону под воздействием собственного веса и дополнительной нагрузки вследствие подмыва склона, переувлажнения, сейсмических толчков и иных процессов. В Италии в 1963 г. оползень объемом 240м3 накрыл 5 городов, погубив 3000 человек.
Сель представляет собой горный поток, состоящий из смеси воды и рыхлообломочной горной породы (грязи, камней). В 1985 г. в Колумбии в результате извержения вулкана Рукс возник гигантский сель, который пройдя 40 км, захлестнул г.Армеро, погибло 22 тыс. человек.
Циклон – область пониженного давления в атмосфере с минимумом в центре. Причиной возникновения бурь, ураганов, смерчей служит образование в атмосфере тропических циклонов. Циклоны: скорость перемещения от 50-60 км/ч до 150-200км/ч.
Цунами – гигантские океанические волны, возникающие обычно в результате подводных или островных землетрясений или извержения вулканов. Ураган Анжела, 1995г. буйствовал в Хабаровском крае, Сахалине и Камчатской области. Цунами: недавняя страшная трагедия около берегов Таиланда, погибло более 240000 человек.
Пожар – неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни и здоровья людей. Пожары и взрывы – самые распространенные источники чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Каждые 2-3 минуты в нашей стране вспыхивают пожары: 1993 г.– пожар на Камском автомобильном заводе, 2000 г. – страшный пожар на Останкинской телебашне. Крупный пожар в здании, в котором находилась редакция газеты “Комсомольская правда”, 2006г. Огонь помогает людям, без него мы не представляем жизни, но и наносит урон, приносит смерть.
Решение задач по теме: “Основы безопасности жизнедеятельности”.
1. Всего на Земле ежегодно возникает около 200 тыс. лесных пожаров. Из этого числа лишь 20 тыс. – по вине молнии. Остальные ложатся на вину конкретных людей. Какой процент пожаров возникает по вине людей?
2. Канада. 1911 г. Город Кокран – центр горнорудной и лесной промышленности. Лето в тот год было жарким и очень засушливым. Крестьяне воспользовались жарой и засухой, чтобы расширить свои наделы: вырубали лес, а кустарники и поваленные стволы поджигали, дабы облегчить свой труд и удобрить землю золой. Подул ветер, возник лесной пожар. Утро, 8 часов, огненный ад уже в 35 км от Кокрана. Около 15 ч огонь был в городе. С какой скоростью двигался пожар?
3. Скорость движения цунами достигла 800 км/ч. Отдыхающие получили предупреждение всего за 6мин до подхода цунами к берегу. Вычислить на каком расстоянии от берега находилась гигантская волна в момент получения предупреждения? На какое расстояние смогут убежать люди за эти 6мин, если скорость бегущего человека считать равной 12 км/ч? Смогут ли они спастись?
4. Рассчитайте, за какое время до вас дойдет ураган или буря, если расстояние между вами и границей этих опасных природных явлений составляет 12 км, а скорость, с которой движется ураган 100 км/ч.
5. В 1989 г. в конструкторском бюро им. Илюшина был разработан специальный тип бортового оборудования (выливной авиационный прибор), который позволил использовать транспортный самолет Ил-76 в пожарном варианте для тушения лесных пожаров. Известно, что накрываемая зона составляет 700х65 (м2) при последовательном сливе воды. Сколько раз слетает самолет, чтобы затушить 45,5 га земли?
6. В результате несанкционированной врезки в межпромысловый нефтепровод Курмаева – Бобровка произошел, вылив около 45 т нефти на площади 350 м2. Сколько тонн нефти попало на 1м2?
7. Пожарная машина была задержана у семафора на 16 мин и ликвидировала опоздание на перегоне в 80 км, увеличив скорость на 10 км/ч. С какой скоростью должна была ехать машина?
5. Подведение итога урока.
– Сегодня на уроке мы с вами решали примеры и задачи по теме: “Безопасность и защита детей в чрезвычайных ситуациях”, повторили правила поведения в экстремальных обстоятельствах. Надеюсь, что эти знания пригодятся вам в жизни, и в нужный момент вы не растеряетесь, быстро и правильно будете действовать в той или иной ситуации.
Литература:
Н.П. Кострыкина. Задачи повышенной трудности в курсе алгебры 7-9 классов. Книга для учителя. Москва. «Просвещение «1991.
А.В. Фарков Внеклассная работа по математике 5-11 классы. Москва Айриспресс 2006.
И.Н. Сергеев, С.Н.Олехник, С.Б.Гашков, примени математику. Москва «Наука» Главная редакция Физико-Математической литературы 1990.
Учебно-методический комплекс «Математика. ЕГЭ-2010» Под редакцией Ф.Ф.Лысенко. Математика. Тематические тесты. Геометрия, текстовые задачи. Подготовка к ЕГЭ-2010 10-11 классы.