Публикации (статьи, материалы)

МАСТЕР-КЛАСС «ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ»

Борзенко Алла Алексеевна, учитель математики

МБОУ "Безыменская школа" с. Безыменное


Библиографическое описание:
Борзенко А.А. МАСТЕР-КЛАСС «ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ» // Научно-методический журнал «УчиЛаб». 2024. № 2. URL: https://f.uchilab.ru/publ/journal/2024/2.pdf.

Цели мастер-класса: познакомить с собственным педагогическим опытом применения компетентностно-ориентированных заданий для развития функциональной грамотности на уроках математики.

Задачи мастер-класса:

·показать необходимость использования в работе с учащимися компетентностно-ориентированных заданий для развития функциональной грамотности учащихся;

·способствовать повышению мастерства учителя к овладению проектирования заданий на развитие функциональной грамотности учащихся;

·содействовать профессиональному общению;

·вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.

Оборудование: задания для проведения практической части, доска интерактивная, презентация.

Форма проведения: практическое занятие.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Меня зовут Алла Алексеевна Борзенко. Я приехала из замечательного села, жемчужины Приазовья, села, имя которому дал Александр Сергеевич Пушкин. Села, окутанного сказаниями и легендами. Села Безыменное. Рада вас приветствовать.

Мой сегодняшний мастер-класс будет на тему "Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках математики".

Мне хотелось бы, чтобы вы ответили на следующие вопросы:

1. Верите ли вы, что по окончанию мастер – класса, вы что-нибудь возьмёте для своей педагогической копилки?

2. Верите ли вы, что можно детей научить учиться?

Как вы считаете, для чего я задала вам эти вопросы?

- Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент).

Чтобы включить вас в деятельность я использовала один из приемов «Верите ли вы?»

Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотного человека.

Слайд 2

Что же такое функциональная грамотность?

Функциональная грамотность – «способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний».

Обычно в это понятие включают:

-читательскую грамотность

-математическую грамотность

-естественно-научную грамотность

-глобальные компетенции

-финансовую грамотность

-креативное мышление

Слайд 3

Математическая грамотность – это способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах.

Слайд 4.

Коллеги, согласитесь, наши педагоги дают сильные предметные знания. Однако результаты диагностических работ ВПР не всегда высоки.

Как вы думаете, почему?

·Недостаточно владеют смысловым чтением;

·Не справляются с задачами на интерпретацию информации;

·Затрудняются в решении задач, требующих анализа, обобщения;

·Не умеют высказывать предположения, строить доказательства;

·Недостаточно сформировано умение работать с моделями.

Вот и встают перед учителем вопросы: а как это сделать, каким образом достичь этой заветной цели?

Слайд 5

1. Предлагаю вам посмотреть фрагмент мультфильма «В стране невыученных уроков»

Показ фрагмента «Полтора землекопа» из мультфильма «В стране невыученных уроков»

2 Обсуждение с участниками.

Уважаемые коллеги, скажите, какие направления функциональной грамотности будут работать при решении этой задачи?

Ответы фокус-группы

(Математическая – расчеты, решение. Естественнонаучная – человек – живой организм, половины быть не может… Читательская – правильное прочтение задачи… Креативное мышление)

То есть, проблема возникает при интерпретации результата, полученного математическими вычислениями, обратный перевод с математического языка на язык решаемой проблемной задачи. Очень часто учащиеся, получив ответ при решении задачи, не задумываются, возможен ли такой результат в реальности. И тогда мы можем получить в ответе: отрицательную строну квадрата, отрицательную скорость движения или не целое число строителей и т.п. Решение ситуационных задач стимулирует развитие познавательной мотивации учащихся, формируют способы переноса знания в широкий социально-культурный контекст.

Перед каждым учителем, когда он идет на урок, встает вопрос:

-Какие методические приёмы он может использовать, чтобы разнообразить уроки и сделать их более результативными? Какие существуют новые эффективные формы и методики обучения, направленные на развитие познавательной, мыслительной активности, на отработку практических умений в новых образовательных ситуациях, т.е. на формирование функционально грамотной личности ученика?

Эти вопросы задаю себе и я. Рецепт прост. Во-первых, необходима мотивация. Мотивация - это ключ к успеху. С методами и приемами успешной мотивации можно познакомиться на моей страничке "Математическая мастерская" на сайте нашей школы МБОУ "Безыменская школа".

Во-вторых, правильный подбор задач. Задачи должны носить практико-ориентированный характер, актуальны и доступны по содержанию конкретному возрасту учащихся.

3. Практическая часть (3 группы)

Сегодня я бы хотела вместе с Вами, уважаемые коллеги, рассмотреть некоторые задания, позволяющие охватить разные виды функциональной грамотности для достижения метапредметных, предметных и личностных результатов.

Слайд 6

Уважаемые коллеги, прежде чем вы приступите к выполнению заданий, я прошу вас ответить на вопрос: "Умеете ли вы тратить деньги?"

Ответы членов фокус-группы

Тогда предлагаю вам вот такую жизненную ситуацию: мы ходим в магазин, в кафе. И часто нам приходится подсчитывать хватит ли у нас денег за приобретенный товар.

1) Одна порция мороженого в кафе стоит 47 рублей. Хватит ли денег Лизе, если у нее 200 рублей, а она пригласила 3-х своих подруг; если «да», то сколько денег у нее останется? (Хватит, останется 12 руб.)

Слайд 7

2) Соня решила приготовить летний салат из огурцов, помидоров и редиски, масса которого 400г. Масса помидоров 160г. Сколько надо взять редиски, если ее нужно в 2 раза меньше, чем огурцов? Чем можно заменить редиску, если вы ее не любите?

(Ответ 80г, например, болгарский перец)

Слайд 8

Задание для группы №1 «Семейный отпуск»

Группа 1. «Семейный отпуск» - 4 человека.

Задание: накопить на семейный отпуск. Срок 9 месяцев.

Внимание! Стоимость туров рассчитана на 2-х человек!

Условия: Семья Петровых состоит из папы (индивидуальный предприниматель), мамы (безработная), бабушки (пенсионерка) и сына (студент). За октябрь отец получил прибыль от предпринимательской деятельности в размере 30 000 рублей, бабушке была выплачена пенсия в размере 4500 рублей, мама не смогла найти работу, и получила пособие по безработице в сумме 2000 рублей. Сын получил стипендию в размере 1500 и потратил ее на покупку джинсов. На покупку еды семье пришлось потратить 15000 рублей и транспортные расходы - 1200 рублей, на оплату жилищно-коммунальных услуг – 6300 рублей,.

Сможет ли семья Петровых воплотить мечту в жизнь и поехать в отпуск?

Доп. условия:

- у мамы сломался телефон - покупка 4400 рублей

-лекарства заболевшему дедушке– 1000 рублей.

- ремонт холодильника - 2000 рублей.

38000-31400=6600руб. - может семья откладывать на отпуск ежемесячно

6600руб.*9месяцев=59400 руб. - сумма, которую семья может собрать за 9 месяцев.

Самая доступная путевка на двоих стоит 27919 руб.

На 4 человека необходимо 27919руб.*2=55838 руб.

59400 руб. > 55838 руб., поэтому можно сделать вывод:

Семья Петровых сможет воплотить мечту в жизнь и поехать в отпуск!

Слайд 9

Группа 2

Задание. Перед Вами данные о сборе школьников первого класса в школу. Изучите информацию и ответьте на вопросы:

Рассчитайте, какой процент от семейного дохода нужно потратить на первоклассника в семье, если ее суммарный доход 52000 руб.?

Рассчитайте, на кого семья потратит больше: на девочку или мальчика? И на сколько процентов?

Сколько процентов от общих затрат на мальчика стоит одежда школьника?

Решение

Затраты на девочку: 19565 руб.+1300руб.+2500руб.+1500 руб.=24865 руб.

Процент от семейного дохода: 24865/52000*100%=48%

Затраты на мальчика: 18165 руб.+1300руб.+2500руб.+1500 руб.=23465 руб.

Процент от семейного дохода: 23465/52000*100%=45%

На девочку семья потратит больше: 48% - 45%=3%

Одежда школьника составляет: 18165/23465*100%=77%

Вопрос: какие виды функциональной грамотности формируются при решении этой задачи?

Слайд 10

Группа 3 "Вылечи папу"

Задача: Семья состоит из четырёх человек (мама, папа, двое детей, дочь и сын). Папа заболел гриппом. Надо купить лекарство, чтобы вылечить папу и чтобы не заболели остальные члены семьи, им тоже надо пропить лекарство в профилактических целях. Курс лечения составляет 5 дней. Прежде чем купить выписанное врачом лекарство, надо прочитать инструкцию. Если противопоказания не принесут вред здоровью членам семьи, то нужно просчитать, сколько упаковок данного лекарства нужно купить в аптеке. Для этого нужно знать возраст членов семьи. Маме 38 лет, папе 40 лет, дочь 18 лет, а сыну 3 года. Какую наименьшую сумму можно потратить на покупку лекарства?

Режим дозирования

Разовая доза: детям в возрасте от 3 до 6 лет - 50 мг, детям в возрасте от 6 до 12 лет - 100 мг (1 капсула), для взрослых и детей старше 12 лет - 200 мг (2 капс. по 100 мг)

При непосредственном контакте с больными гриппом и другими ОРВИ - от 3 до 6 лет назначают по 50 мг, детям 6 до 12 лет - 100 мг, детям старше 12 лет и взрослым - 200 мг 1 раз/сут в течение 5-10-14 дней.

Лечение гриппа и других ОРВИ

Детям от 6 до 12 лет - 100 мг, детям старше 12 лет и взрослым - 200 мг 4 раза/сут (каждые 6 ч) в течение 5 суток.

Решение:

1) Рассчитаем стоимость необходимого количества лекарства для препарата Арбидол максимум и Арбидол для детей с 3-х лет (таблетки):

Папе для лечения надо 200 мг 4 раза в сутки 5 дней, то есть если берём капсулы максимум по 200 мг, то их понадобится (4 умножить на 5) всего 20 штук, это 2 упаковки; 2 упаковки по 565 рублей, потратим 1130 руб.

Маме и дочери, для профилактики, надо принимать по 1 капсуле 200 мг в сутки, значит на 5 дней понадобится 10 капсул, 1 упаковка.

Сыну надо для профилактики 50 мг в сутки, упаковки хватит.

3х565+207=1902 (руб.)

2) Рассчитаем стоимость необходимого количества лекарства для препарата Арбидол и Арбидол для детей с 3х лет (таблетки).

Если берём капсулы по 100 мг, то их понадобится для папы в два раза больше, 40 штук, тоже 2 упаковки, 2 упаковки по 639, видно, что выходит дороже.

Маме и дочери, для профилактики, надо будет принимать по 2 капсуле 100 мг в сутки, значит на 5 дней понадобится 20 капсул, 1 упаковка.

Сыну надо для профилактики 50 мг в сутки, упаковки хватит.

3х639+207=2124 (руб.)

3) Сравним полученные суммы

1902<2124

Делаем вывод, необходимо купить 3 упаковки взрослого арбидола максимум и 1 детскую;

1902 руб. наименьшая сумма, которую возможно потратить.

Вопрос: какие виды функциональной грамотности формируются при решении этой задачи?

Ответы членов групп

Вывод: В 1 группе мы видим, что задание по математической грамотности может развивать и другие направления функциональной грамотности, в частности, финансовую, читательскую, и глобальные компетенции.

Во 2 группе - математическую, финансовую грамотность, креативное мышление.

В 3 группе: читательскую, естественно-научную, финансовую грамотность.

Вывод: учитель-предметник, независимо от своего предмета, может работать над формированием разных направлений функциональной грамотности.

Слайд 11

4. Притча "Два весла"

Однажды путешественник попросил лодочника перевезти его на другой берег. Сев в лодку, путник заметил, что на веслах были надписи. На одном весле было написано: «Думай», а на втором: «Делай».

— Какие интересные у тебя весла, — сказал путешественник. – А зачем?

— Смотри, — улыбаясь, сказал лодочник. И начал грести только одним веслом, с надписью «Думай».

Лодка начала кружиться на одном месте.

— Иногда случалось, что я думал о чем-то, размышлял, строил планы… Но ничего полезного это не приносило. Я просто кружил на месте, как эта лодка.

Лодочник перестал грести одним веслом и начал грести другим, с надписью «Делай».

Лодка начала кружить, но уже в другую сторону.

— А бывало, я кидался в другую крайность. Делал что-то бездумно, без планов, без чертежей. Много сил и времени тратил. Но, в итоге, тоже кружился на месте.

— Вот и сделал надпись на веслах, — продолжал лодочник, — чтобы помнить, что на каждый взмах левого весла должен быть взмах правого весла и только тогда можно будет попасть туда, куда хочешь.

Как вы думаете, в чем мудрость этой притчи?

Ответы участников мастер-класса.

Действительно, мудрость этой притчи в том, самые прочные знания – это те, что добыты своим трудом, через пробы, ошибки, порой неверные действия. А еще урок притчи, на мой взгляд, заключается о том, что надо обретать не только знания, а способность целенаправленно применять эти знания и умения в жизненной ситуации. Это самое главное, чему мы должны учить детей.

Задачи практико-ориентированного характера показывают прикладной характер математики, активизируют мыслительную деятельность, развивают интерес к математике как к предмету. Развитие у школьников умений решать и составлять практико-ориентированные задачи следует рассматривать как один из способов формирования у них функциональной грамотности.

Слайд 12

Закончить свой мастер-класс мне хочется словами доктора педагогических наук Михаила Николаевича Скаткина:

«Математические задачи – ужасно интересная вещь, а если уметь их решать, то можно получить удовольствие от процесса решения».

5. Рефлексия

Уважаемые коллеги! Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего занятия.

Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны.

Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто почувствовал в себе потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе.

Я желаю вам всем за оставшееся время до отпуска накопить на поездку к морю или в горы и хорошо отдохнуть!
Основное общее и среднее общее образование