Борзенко Алла Алексеевна, учитель математики
МБОУ "Безыменская школа" с. Безыменное
Библиографическое описание:
Борзенко А.А. МАСТЕР-КЛАСС «ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ» // Научно-методический журнал «УчиЛаб». 2024. № 2. URL: https://f.uchilab.ru/publ/journal/2024/2.pdf.
Цели мастер-класса: познакомить с собственным педагогическим опытом применения компетентностно-ориентированных заданий для развития функциональной грамотности на уроках математики.
Задачи мастер-класса:
·показать необходимость использования в работе с учащимися компетентностно-ориентированных заданий для развития функциональной грамотности учащихся;
·способствовать повышению мастерства учителя к овладению проектирования заданий на развитие функциональной грамотности учащихся;
·содействовать профессиональному общению;
·вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.
Оборудование: задания для проведения практической части, доска интерактивная, презентация.
Форма проведения: практическое занятие.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Меня зовут Алла Алексеевна Борзенко. Я приехала из замечательного села, жемчужины Приазовья, села, имя которому дал Александр Сергеевич Пушкин. Села, окутанного сказаниями и легендами. Села Безыменное. Рада вас приветствовать.
Мой сегодняшний мастер-класс будет на тему "Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках математики".
Мне хотелось бы, чтобы вы ответили на следующие вопросы:
1. Верите ли вы, что по окончанию мастер – класса, вы что-нибудь возьмёте для своей педагогической копилки?
2. Верите ли вы, что можно детей научить учиться?
Как вы считаете, для чего я задала вам эти вопросы?
- Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент).
Чтобы включить вас в деятельность я использовала один из приемов «Верите ли вы?»
Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотного человека.
Слайд 2
Что же такое функциональная грамотность?
Функциональная грамотность – «способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний».
Обычно в это понятие включают:
-читательскую грамотность
-математическую грамотность
-естественно-научную грамотность
-глобальные компетенции
-финансовую грамотность
-креативное мышление
Слайд 3
Математическая грамотность – это способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах.
Слайд 4.
Коллеги, согласитесь, наши педагоги дают сильные предметные знания. Однако результаты диагностических работ ВПР не всегда высоки.
Как вы думаете, почему?
·Недостаточно владеют смысловым чтением;
·Не справляются с задачами на интерпретацию информации;
·Затрудняются в решении задач, требующих анализа, обобщения;
·Не умеют высказывать предположения, строить доказательства;
·Недостаточно сформировано умение работать с моделями.
Вот и встают перед учителем вопросы: а как это сделать, каким образом достичь этой заветной цели?
Слайд 5
1. Предлагаю вам посмотреть фрагмент мультфильма «В стране невыученных уроков»
Показ фрагмента «Полтора землекопа» из мультфильма «В стране невыученных уроков»
2 Обсуждение с участниками.
Уважаемые коллеги, скажите, какие направления функциональной грамотности будут работать при решении этой задачи?
Ответы фокус-группы
(Математическая – расчеты, решение. Естественнонаучная – человек – живой организм, половины быть не может… Читательская – правильное прочтение задачи… Креативное мышление)
То есть, проблема возникает при интерпретации результата, полученного математическими вычислениями, обратный перевод с математического языка на язык решаемой проблемной задачи. Очень часто учащиеся, получив ответ при решении задачи, не задумываются, возможен ли такой результат в реальности. И тогда мы можем получить в ответе: отрицательную строну квадрата, отрицательную скорость движения или не целое число строителей и т.п. Решение ситуационных задач стимулирует развитие познавательной мотивации учащихся, формируют способы переноса знания в широкий социально-культурный контекст.
Перед каждым учителем, когда он идет на урок, встает вопрос:
-Какие методические приёмы он может использовать, чтобы разнообразить уроки и сделать их более результативными? Какие существуют новые эффективные формы и методики обучения, направленные на развитие познавательной, мыслительной активности, на отработку практических умений в новых образовательных ситуациях, т.е. на формирование функционально грамотной личности ученика?
Эти вопросы задаю себе и я. Рецепт прост. Во-первых, необходима мотивация. Мотивация - это ключ к успеху. С методами и приемами успешной мотивации можно познакомиться на моей страничке "Математическая мастерская" на сайте нашей школы МБОУ "Безыменская школа".
Во-вторых, правильный подбор задач. Задачи должны носить практико-ориентированный характер, актуальны и доступны по содержанию конкретному возрасту учащихся.
3. Практическая часть (3 группы)
Сегодня я бы хотела вместе с Вами, уважаемые коллеги, рассмотреть некоторые задания, позволяющие охватить разные виды функциональной грамотности для достижения метапредметных, предметных и личностных результатов.
Слайд 6
Уважаемые коллеги, прежде чем вы приступите к выполнению заданий, я прошу вас ответить на вопрос: "Умеете ли вы тратить деньги?"
Ответы членов фокус-группы
Тогда предлагаю вам вот такую жизненную ситуацию: мы ходим в магазин, в кафе. И часто нам приходится подсчитывать хватит ли у нас денег за приобретенный товар.
1) Одна порция мороженого в кафе стоит 47 рублей. Хватит ли денег Лизе, если у нее 200 рублей, а она пригласила 3-х своих подруг; если «да», то сколько денег у нее останется? (Хватит, останется 12 руб.)
Слайд 7
2) Соня решила приготовить летний салат из огурцов, помидоров и редиски, масса которого 400г. Масса помидоров 160г. Сколько надо взять редиски, если ее нужно в 2 раза меньше, чем огурцов? Чем можно заменить редиску, если вы ее не любите?
(Ответ 80г, например, болгарский перец)
Слайд 8
Задание для группы №1 «Семейный отпуск»
Группа 1. «Семейный отпуск» - 4 человека.
Задание: накопить на семейный отпуск. Срок 9 месяцев.
Внимание! Стоимость туров рассчитана на 2-х человек!
Условия: Семья Петровых состоит из папы (индивидуальный предприниматель), мамы (безработная), бабушки (пенсионерка) и сына (студент). За октябрь отец получил прибыль от предпринимательской деятельности в размере 30 000 рублей, бабушке была выплачена пенсия в размере 4500 рублей, мама не смогла найти работу, и получила пособие по безработице в сумме 2000 рублей. Сын получил стипендию в размере 1500 и потратил ее на покупку джинсов. На покупку еды семье пришлось потратить 15000 рублей и транспортные расходы - 1200 рублей, на оплату жилищно-коммунальных услуг – 6300 рублей,.
Сможет ли семья Петровых воплотить мечту в жизнь и поехать в отпуск?
Доп. условия:
- у мамы сломался телефон - покупка 4400 рублей
-лекарства заболевшему дедушке– 1000 рублей.
- ремонт холодильника - 2000 рублей.
38000-31400=6600руб. - может семья откладывать на отпуск ежемесячно
6600руб.*9месяцев=59400 руб. - сумма, которую семья может собрать за 9 месяцев.
Самая доступная путевка на двоих стоит 27919 руб.
На 4 человека необходимо 27919руб.*2=55838 руб.
59400 руб. > 55838 руб., поэтому можно сделать вывод:
Семья Петровых сможет воплотить мечту в жизнь и поехать в отпуск!
Слайд 9
Группа 2
Задание. Перед Вами данные о сборе школьников первого класса в школу. Изучите информацию и ответьте на вопросы:
Рассчитайте, какой процент от семейного дохода нужно потратить на первоклассника в семье, если ее суммарный доход 52000 руб.?
Рассчитайте, на кого семья потратит больше: на девочку или мальчика? И на сколько процентов?
Сколько процентов от общих затрат на мальчика стоит одежда школьника?
Решение
Затраты на девочку: 19565 руб.+1300руб.+2500руб.+1500 руб.=24865 руб.
Процент от семейного дохода: 24865/52000*100%=48%
Затраты на мальчика: 18165 руб.+1300руб.+2500руб.+1500 руб.=23465 руб.
Процент от семейного дохода: 23465/52000*100%=45%
На девочку семья потратит больше: 48% - 45%=3%
Одежда школьника составляет: 18165/23465*100%=77%
Вопрос: какие виды функциональной грамотности формируются при решении этой задачи?
Слайд 10
Группа 3 "Вылечи папу"
Задача: Семья состоит из четырёх человек (мама, папа, двое детей, дочь и сын). Папа заболел гриппом. Надо купить лекарство, чтобы вылечить папу и чтобы не заболели остальные члены семьи, им тоже надо пропить лекарство в профилактических целях. Курс лечения составляет 5 дней. Прежде чем купить выписанное врачом лекарство, надо прочитать инструкцию. Если противопоказания не принесут вред здоровью членам семьи, то нужно просчитать, сколько упаковок данного лекарства нужно купить в аптеке. Для этого нужно знать возраст членов семьи. Маме 38 лет, папе 40 лет, дочь 18 лет, а сыну 3 года. Какую наименьшую сумму можно потратить на покупку лекарства?
Режим дозирования
Разовая доза: детям в возрасте от 3 до 6 лет - 50 мг, детям в возрасте от 6 до 12 лет - 100 мг (1 капсула), для взрослых и детей старше 12 лет - 200 мг (2 капс. по 100 мг)
При непосредственном контакте с больными гриппом и другими ОРВИ - от 3 до 6 лет назначают по 50 мг, детям 6 до 12 лет - 100 мг, детям старше 12 лет и взрослым - 200 мг 1 раз/сут в течение 5-10-14 дней.
Лечение гриппа и других ОРВИ
Детям от 6 до 12 лет - 100 мг, детям старше 12 лет и взрослым - 200 мг 4 раза/сут (каждые 6 ч) в течение 5 суток.
Решение:
1) Рассчитаем стоимость необходимого количества лекарства для препарата Арбидол максимум и Арбидол для детей с 3-х лет (таблетки):
Папе для лечения надо 200 мг 4 раза в сутки 5 дней, то есть если берём капсулы максимум по 200 мг, то их понадобится (4 умножить на 5) всего 20 штук, это 2 упаковки; 2 упаковки по 565 рублей, потратим 1130 руб.
Маме и дочери, для профилактики, надо принимать по 1 капсуле 200 мг в сутки, значит на 5 дней понадобится 10 капсул, 1 упаковка.
Сыну надо для профилактики 50 мг в сутки, упаковки хватит.
3х565+207=1902 (руб.)
2) Рассчитаем стоимость необходимого количества лекарства для препарата Арбидол и Арбидол для детей с 3х лет (таблетки).
Если берём капсулы по 100 мг, то их понадобится для папы в два раза больше, 40 штук, тоже 2 упаковки, 2 упаковки по 639, видно, что выходит дороже.
Маме и дочери, для профилактики, надо будет принимать по 2 капсуле 100 мг в сутки, значит на 5 дней понадобится 20 капсул, 1 упаковка.
Сыну надо для профилактики 50 мг в сутки, упаковки хватит.
3х639+207=2124 (руб.)
3) Сравним полученные суммы
1902<2124
Делаем вывод, необходимо купить 3 упаковки взрослого арбидола максимум и 1 детскую;
1902 руб. наименьшая сумма, которую возможно потратить.
Вопрос: какие виды функциональной грамотности формируются при решении этой задачи?
Ответы членов групп
Вывод: В 1 группе мы видим, что задание по математической грамотности может развивать и другие направления функциональной грамотности, в частности, финансовую, читательскую, и глобальные компетенции.
Во 2 группе - математическую, финансовую грамотность, креативное мышление.
В 3 группе: читательскую, естественно-научную, финансовую грамотность.
Вывод: учитель-предметник, независимо от своего предмета, может работать над формированием разных направлений функциональной грамотности.
Слайд 11
4. Притча "Два весла"
Однажды путешественник попросил лодочника перевезти его на другой берег. Сев в лодку, путник заметил, что на веслах были надписи. На одном весле было написано: «Думай», а на втором: «Делай».
— Какие интересные у тебя весла, — сказал путешественник. – А зачем?
— Смотри, — улыбаясь, сказал лодочник. И начал грести только одним веслом, с надписью «Думай».
Лодка начала кружиться на одном месте.
— Иногда случалось, что я думал о чем-то, размышлял, строил планы… Но ничего полезного это не приносило. Я просто кружил на месте, как эта лодка.
Лодочник перестал грести одним веслом и начал грести другим, с надписью «Делай».
Лодка начала кружить, но уже в другую сторону.
— А бывало, я кидался в другую крайность. Делал что-то бездумно, без планов, без чертежей. Много сил и времени тратил. Но, в итоге, тоже кружился на месте.
— Вот и сделал надпись на веслах, — продолжал лодочник, — чтобы помнить, что на каждый взмах левого весла должен быть взмах правого весла и только тогда можно будет попасть туда, куда хочешь.
Как вы думаете, в чем мудрость этой притчи?
Ответы участников мастер-класса.
Действительно, мудрость этой притчи в том, самые прочные знания – это те, что добыты своим трудом, через пробы, ошибки, порой неверные действия. А еще урок притчи, на мой взгляд, заключается о том, что надо обретать не только знания, а способность целенаправленно применять эти знания и умения в жизненной ситуации. Это самое главное, чему мы должны учить детей.
Задачи практико-ориентированного характера показывают прикладной характер математики, активизируют мыслительную деятельность, развивают интерес к математике как к предмету. Развитие у школьников умений решать и составлять практико-ориентированные задачи следует рассматривать как один из способов формирования у них функциональной грамотности.
Слайд 12
Закончить свой мастер-класс мне хочется словами доктора педагогических наук Михаила Николаевича Скаткина:
«Математические задачи – ужасно интересная вещь, а если уметь их решать, то можно получить удовольствие от процесса решения».
5. Рефлексия
Уважаемые коллеги! Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего занятия.
Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны.
Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто почувствовал в себе потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе.
Я желаю вам всем за оставшееся время до отпуска накопить на поездку к морю или в горы и хорошо отдохнуть!