«Уроки сделал?», или Как научить ученика начальных классов делать домашнее задание самостоятельно
В первом классе родители контролируют ребёнка: исправляют за ним описки в прописях, помогают с чтением и счётом, собирают гербарии, мастерят поделки. Но нужно приучать школьника к самостоятельности.
На первом этапе нужно не только помогать первокласснику, но и научить его самостоятельности, умению отвечать за свою работу. Школьник должен обращаться к родителям лишь в случаях затруднений. Однако есть дети, которые до ночи не сядут за уроки, если их не контролировать.
Что нужно сделать?
1. Организовать ребёнку удобное рабочее место и освободить его от всего лишнего, в том числе от гаджетов. Телевизор должен быть выключен, домашние животные и младшие дети тоже не должны мешать.
2. Убедить ребёнка сесть за уроки. Но не ругать, повышая тон, и не сравнивать с другими, более успешными и ответственными одноклассниками. Родителям следует проявить на позитивной ноте – одобрение и поддержку.
3. Повесить над столом листы с памяткой, как надо выполнять задание по каждому предмету. Детям проще работать по алгоритму. Инструкция по математике может выглядеть так:
прочитай задание;
подумай над ним;
перечитай правило, которое относится к этой теме;
перепиши пример или задачу в тетрадь;
ещё раз прочитай;
подумай и постарайся решить;
проверь своё решение.
какой ты молодец!
4. Предложить сделать ребёнку сначала то, что кажется лёгким. Справился – обязательно похвалить. Не смог – тоже похвалить за попытку разобраться. С трудными заданиями следует помогать, но не решать за ребёнка. Возможно, наталкивать наводящими вопросами на правильный путь. В крайнем случае объяснить решение похожей задачи, примера, предложить сделать по образцу. Сделал всё правильно – отметить старания. Если у ребёнка совсем не получается – лучше найти помощи у репетитора или самим родителям стоит устранять пробелы в знаниях. Видеоуроки в помощь.
5. Иногда лучше использовать игровую форму, интерактивный подход. Выучить счёт на английском языке или таблицу умножения можно благодаря игровым платформам в интернете и специальным мультфильмам.
6. Родителям следует придумать поощрения. Необязательно материальные. Старания ребёнка можно отметить походом в кино, на аттракционы, дополнительным часом игры на планшете.
7. Делать перерывы в занятиях. Это время лучше уделять движению: вместе попрыгать, побегать, или сыграть партию в настольный хоккей. Если ребёнок занимается слишком долго, страдают концентрация внимания и мотивация. Идеальная продолжительность непрерывного выполнения задания для детей 7–8 лет 25 минут.
Научить ребенка самостоятельному выполнению уроков - это процесс, который требует терпения и постоянства. Однако, освоение этого навыка будет иметь долгосрочные позитивные последствия для ребенка. Родители играют важную роль в формировании самостоятельности у своих детей, поэтому важно поддерживать их в этом процессе. Следуя вышеуказанным советам и стратегиям, родители могут помочь своим детям развить навык самостоятельного выполнения уроков, который будет полезен им в будущем.