Публикации (статьи, материалы)

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЭКСКУРСИОННОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Бабина Наталья Федоровна, методист ОБУДО "Курский областной центр туризма"

Библиографическое описание:
Бабина Н.Ф. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЭКСКУРСИОННОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Научно-методический журнал «УчиЛаб». 2025. № 13 (22). URL: https://f.uchilab.ru/publ/journal/2025/22.pdf
Введение

Сегодня дополнительное образование занимает важное место в жизни современных детей и подростков, предоставляя уникальные возможности для раскрытия талантов, удовлетворения личных интересов и развития полезных навыков. Дополнительное образование направлено на развитие талантов, склонностей и интересов обучающихся, предоставляя дополнительные возможности для приобретения знаний и навыков. Среди множества форм и методов обучения особенное значение приобретает такой инструмент, как экскурсии. Как показывает практика, этот метод оказывает значительное позитивное влияние на успеваемость и мотивацию обучающихся, помогая не только получать новые знания, но и осваивать важные социальные и профессиональные навыки. Эта форма обучения обладает рядом преимуществ перед классическими формами занятий в детском объединении, позволяя углублять знания, развивать коммуникативные способности и обеспечивать лучшее освоение практических аспектов изучаемого.

На эту тему писали: Б.Е. Райков, Б.В. Емельянов, Г.А. Лескова, Т.А. Дементьева, Р.А. Дьякова, Ю.С. Константинов, Д.В. Смирнов, А.Г. Маслов и др.

Хочется проанализировать данный метод.

Экскурсионный метод отличается высокой степенью наглядности, возможностью непосредственного знакомства с объектами изучения, активной и разнообразной формой ведения занятий и ориентацией на практическое применение знаний. Эти характеристики делают экскурсии особенно востребованными и эффективными инструментами дополнительного образования.

Понятие экскурсионного метода обучения

Экскурсионный метод обучения подразумевает специально организованные выездные мероприятия с целью ознакомления с историческими памятниками, произведениями искусства, технологическим производством, научной деятельностью, окружающей средой, традициями и промыслами. Основная цель экскурсии заключается в предоставлении живого примера изучаемых явлений и создании среды для активного участия обучающихся в учебном процессе, приобретение опыта, подкрепленного личным восприятием и практической работой, обеспечивающей лучшее усвоение знаний.

Экскурсии подразделяются на несколько основных типов:

-историко-культурные экскурсии, нацеленные на знакомство с историей страны, региона, народа, архитектурой, искусством и традициями;

-естественно-научные экскурсии, направленные на исследование природы, природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды;

-производственно-технические экскурсии, открывающие доступ к современным технологиям производства и возможностям трудовой деятельности;

-культурно-познавательные экскурсии, развивающие эстетическое чувство, литературные предпочтения и стремление к познанию культурного наследия.

Каждая разновидность экскурсии направлена на решение определённых образовательных задач и выбор конкретного типа определяется целями учебного плана, возрастом и уровнем подготовки обучающихся.

Эффекты экскурсионного метода

Экскурсионный метод получил признание среди педагогов и родителей благодаря ряду уникальных характеристик, делающих его одним из самых продуктивных способов передачи знаний и развития социальных качеств обучающихся. В чем же заключается эффективность экскурсий?

1. Высокий уровень наглядности и интерактивности.

Главным преимуществом экскурсионного метода является его высокая степень наглядности. Вместо сухого изложения фактов или чтения книг, обучающиеся имеют возможность лично наблюдать изучаемые объекты, оценивать их свойства и функциональность. Такая прямая связь с предметом изучения значительно улучшает восприятие информации и делает её более доступной для усвоения.

Живые примеры значительно упрощают понимание абстрактных понятий и улучшают запоминание материала. Экскурсия дает возможность увидеть собственными глазами артефакты прошлого, произведения искусства, природные ландшафты, технические устройства и промышленные комплексы.

Особенно ярко проявляется преимущество наглядности в естественных науках, где прямое наблюдение за флорой и фауной значительно повышает точность воспроизведения изученного материала. То же самое касается исторических и культурных экскурсий, позволяющих окунуться в эпоху и почувствовать дух времени.

Пример: Посещение завода или фабрики позволяет обучающимся наглядно познакомиться с основными элементами оборудования, принципами его работы и возможностями промышленного производства. Подобный опыт укрепляет понимание важности технологического прогресса и вызывает уважение к рабочим специальностям.

2. Укрепление мотивации и интереса к обучению

Ещё одной важной причиной популярности экскурсионного метода является его благотворное влияние на мотивацию и энтузиазм обучающихся. Совместные поездки и общение в непринужденной обстановке усиливают ощущение команды, сближают сверстников и педагогов, повышая общий интерес к изучению нового материала.

Это явление объясняется наличием эмоционального отклика на окружающую обстановку, наличие новизны и ярких переживаний, связанных с путешествием и открытием неизвестного ранее. Именно такие яркие переживания остаются в памяти надолго и оказывают долгосрочное позитивное влияние на уровень общей эрудиции и осведомлённости обучающегося.

Пример: Посещение обучающимся театра впервые, дает мощный импульс для начала регулярного посещения театра, занятий театральным творчеством или написания собственных пьес. Путешествие по музею вдохновляет начать изучать местную историю, участвуя в краеведческих мероприятиях или конкурсных проектах. Подобные случаи демонстрируют, насколько сильное влияние оказывает первое впечатление, вызванное яркой и интересной экскурсией.

3. Расширение кругозора

Знакомство с достопримечательностями, музейными экспозициями и производственными площадками оказывает значительное влияние на формирование личности и расширение представлений об окружающем мире. Подобные мероприятия играют ключевую роль в развитии общей картины миропонимания, обогащении жизненного опыта и создании прочной основы для будущих успехов в обучении и профессиональной деятельности.

Пример: Обучающиеся посетили краеведческий музей своего города. Во время экскурсии они познакомились с историей региона, традициями местного населения, особенностями быта и ремесел прошлых эпох. Благодаря интерактивным экспонатам и рассказам экскурсовода, они получили наглядное представление о культурных ценностях своей малой Родины. Это позволило им не только углубить свои знания, но и пробудить интерес к изучению наследия предков, развить уважение к историческому наследию и стремление сохранить уникальные артефакты для последующих поколений. Такой опыт становится важной частью образовательного процесса, детских объединений мотивируя обучающихся к дальнейшему самостоятельному исследованию и активному участию в сохранении культурного достояния своей местности.

4. Реализация междисциплинарных связей

Одной из ключевых особенностей образовательных экскурсий является способность связывать различные предметы и темы, создавая комплексный подход к обучению. Такая интеграция различных дисциплин делает усвоение материала более глубоким и эффективным, позволяя обучающимся видеть взаимосвязи между различными областями знаний и применять полученные навыки в разных ситуациях. В учреждениях дополнительного образовании туристско-краеведческой направленности реализация междисциплинарных связей приобретает особое значение. Экскурсии позволяют интегрировать знания из географии, истории, биологии, экологии, культурологии и других областей науки, формируя целостное представление о регионе, его природе, культуре и традициях.

Пример:

Посещение природных заповедников помогает обучающимся изучить флору и фауну региона, а также ознакомиться с методами охраны окружающей среды. Осмотр исторических памятников позволяет углубленно изучать историю края, архитектуру и искусство. Таким образом, экскурсии становятся инструментом формирования экологической культуры, патриотизма и уважения к историческому наследию родного края. Это особенно важно в условиях современной жизни, когда глобальные проблемы требуют комплексного подхода и объединения усилий специалистов из различных отраслей.

Выводы

Экскурсионный метод обучения, несомненно, является высокоэффективным методом в рамках системы дополнительного образования. Благодаря этому инструменту повышается заинтересованность обучающихся, развивается способность мыслить широко и критически, формируются практические навыки и умения, необходимые для успешного будущего. Применение экскурсионного метода требует внимательного планирования и координации усилий преподавателей и организаторов, однако полученный результат оправдывает затраченные усилия.

Экскурсионная деятельность является неотъемлемой частью образовательной среды учреждений дополнительного образования реализующих туристско-краеведческую и социально-гуманитарную направленности. Она способствует формированию культурно-исторического самосознания личности, развитию познавательной активности, воспитанию патриотизма и любви к Родине. Путешествуя по родным местам, изучая историю родного края, дети приобретают уникальные знания и практические навыки, необходимые для полноценной жизни в современном обществе. Экскурсии позволяют интегрировать теоретические знания с практическим опытом, развивая способности наблюдать, анализировать и творчески мыслить. Особенно значимой становится роль экскурсий в условиях цифровизации образовательного процесса. Современные технологии открывают новые возможности для организации виртуальных путешествий, интерактивных туров и дистанционных образовательных мероприятий. Однако ничто не заменит живого общения с природой, посещения музеев, памятников истории и культуры, участия в мероприятиях краеведческого характера.

Таким образом, введение экскурсионного метода в практику дополнительного образования представляется необходимым условием качественной подготовки обучающихся, готовых встретить вызовы современности и раскрыть собственный творческий потенциал. Этот подход заслуживает широкого распространения и поддержки на уровне государственной политики и инициатив общественности.

Список литературы:

1.Козина Е.Ф. МЕСТО ЭКСКУРСОВЕДЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 6;

2.Дьячкова Т. В. Образовательные экскурсии в контексте решения проблемы профессионализма современного педагога: опыт и перспективы // Молодой ученый. — 2014. — № 4 (63). — С. 951-954;

3.Зимина Т.А. Профессионально-педагогические функции школьных музеев в региональной системе дополнительного образования детей: На примере Смоленской области: диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.08.- Москва, 2000.- 161 с.: ил. РГБ ОД, 61 00-13/768-7

4.Константинов, Ю.С., Подготовка педагога дополнительного образования в избранной области деятельности: детско-юношеский туризм учебное пособие для СПО /Ю.С. Константинов. 2 изд., испр. И доп. — М.: Юрайт, 2018. — 401с. (Серия: Профессиональное образования) — ISBN 978-5-534-09376-6. — Текст: непосредственный.
Дополнительное образование