МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Квитковская Елена Юрьевна, инструктор по физической культуре Шагалиева Эльвира Фикусовна, старший воспитатель Сабирова Ляйсира Рафаэловна, воспитатель по обучению родному языку МБДОУ "Детский сад комбинированного вида № 82 "Подсолнушек" г. Набережные Челны Республика Татарстан
Библиографическое описание: Квитковская Е.Ю., Шагалиева Э.Ф., Сабирова Л.Р. МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Научно-методический журнал «УчиЛаб». 2024. № 8. Часть 1. URL: https://f.uchilab.ru/publ/journal/2024/8-1.pdf.
Аннотация: Данная статья посвящена развитию детей дошкольного возраста по средствам организации образовательного процесса через создание мультипликационных фильмов. Предложенный материал буден интересен воспитателям ДОУ, а также педагогам дополнительного образования.
Введение. Современный мир вступил в новую фазу информационной эпохи, связанной с тотальной цифровизацией всех сторон социальной жизни. Этот факт коснулся не только нас, взрослых, но и наших детей. В этом есть свои плюсы и минусы. Минус заключается в том, что подрастающее поколение в силу своего возраста не умеет контролировать и распределять свое время и часто всецело поглощается всемирной паутиной – интернет. Но есть и свои плюсы, благодаря нарастающей тенденции современные дети информационно эрудированные, самостоятельные, инициативные, имеют повышенный интерес ко всему новому и неизведанному. Другими словами в условиях современного мира формируется активная, креативная, творческая личность, что является одним из критериев для востребованных и высокооплачиваемых профессий. Для того чтобы поддерживать интерес современных детей к приобретению новых знаний и умений, нам, педагогам, необходимо пересмотреть свои взгляды на образовательную деятельность. Необходимо идти в ногу со временем и подбирать такие методы и приемы организации воспитательно-образовательной деятельности, которые не только эффективно решают данную проблему, но и будут интересными детям. Изучив многие инновационные методы, мы остановили свой выбор на детской анимации.
Творческой группой МБДОУ № 82 «Подсолнушек» был разработан и реализован творческий проект «Мульти Микс». Цель которого, внедрение инновационных форм работы с детьми через создание цифрового пространства в условиях современной дошкольной организации.
Задачи проекта:
- создать условия для успешного внедрения цифровых технологий в образовательную деятельность; - познакомить детей с технологиями создания детской анимации: мультфильм и буктрейллер; - развивать информационную культуру и логику мышления детей; - развивать творческое мышление и воображение; - развивать речевое творчество; -усилить интерес родителей воспитанников к совместной творческой деятельности.
Детская мультипликация – уникальный вид искусства, самодостаточный и самоценный. Это возможность для ребенка не только высказаться, но и быть услышанным как сверстниками, так и взрослыми. С помощью этого метода у детей есть возможность проявить свою фантазию и речевое творчество, создать своего героя и оживить его - проиграть разные жизненные или сказочные ситуации.
На первом этапе деятельность творческой группы была направлена на разработку программ, проектов, методических пособий, рекомендаций, по данному направлению. Большую поддержку в реализации проекта оказали родители воспитанников, которые принимали активное участие в работе творческой мастерской.
Для успешного внедрения данной инновационной технологии, в дошкольном образовательном учреждении была создана студия мультипликации. Она была обеспечена следующим материально-техническим оборудованием: ноутбук, принтер, интерактивная доска, видеокамера, планшет.
Второй этап реализации проекта состоял из нескольких модулей:
Первый модуль – работа с детьми. На начальном этапе с детьми были проведены беседы и ООД по ознакомлению с профессиями, связанными с мультипликацией. Дети были погружены в творческую анимационную атмосферу. Воспитанники с большим интересом участвовали во всех мероприятиях и проявляли большой интерес к созданию авторских мини-мультфильмов. Для этого был проведен цикл ООД по ознакомлению детей с видами анимации, созданию сюжета и героев, а также сьемки и озвучиванию мультфильмов, чему уделялось большое внимание. Реализация проекта осуществлялась в течение года, дети поэтапно осваивали весь процесс создания мультипликационной анимации, начиная с создания сюжета и заканчивая актерским мастерством.
Второй модуль – работа с родителями. Родители – неотъемлемые участники всего образовательного процесса. Поэтому на базе дошкольного образовательного учреждения была организована творческая мастерская «Очумелые ручки», в рамках которой были проведены мастер-классы, консультации, диспуты, круглые столы по данному направлению. Каждый процесс, с которым ребенок знакомился в ДОУ, в обязательном порядке отрабатывался в семье. После того, как были пройдены все этапы, родителям и детям было предложено создать мини – мультфильм и презентовать его на анимационном фестивале «Мульти Дом».
Выводы: в процессе реализации данного проекта у детей и родителей значительно повысился интерес к совместной деятельности и участию в конкурсах разных уровней. Воспитанники научились правильно выражать свои мысли на родном языке, вести диалог и отвечать на поставленные вопросы. Данный проект помог выявить скрытые творческие способности детей, которые будут целенаправленно развиваться в дальнейшем. Проект еще не завершен, мы планируем продолжить работу в данном направлении.
Литература:
1.Анофриков П. Принципы организации детской мультстудии//Искусство в школе.- 2016. - № 6. - С. 13-16. 2.Больгерт Н., Больгерт С. Мультстудия Пластилин. – М.: Издательство Робинс, 2019. - 66 с. 3.Зубкова С.А., Степанова С.В. Создание мультфильмов в дошкольном учреждении с детьми старшего дошкольного возраста // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2019. №5. 4.Тимофеева, Л. Л. Проектный метод в детском саду. «Мультфильм своими руками». - СПб: Детство-Пресс, 2017. - 80 с.