Публикации (статьи, материалы)

ЦИФРОВЫЕ ЛАБОРАТОРИИ КАК УСЛОВИЕ ДЛЯ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО И УГЛУБЛЁННОГО ИЗУЧЕНИЯ НЕКОТОРЫХ ТЕМ ПО ФИЗИКЕ

Гуркина Наталия Владимировна, учитель физики
МБОУ "Оборонинская СОШ" п. Мордово

Библиографическое описание:
Гуркина Н.В. ЦИФРОВЫЕ ЛАБОРАТОРИИ КАК УСЛОВИЕ ДЛЯ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО И УГЛУБЛЁННОГО ИЗУЧЕНИЯ НЕКОТОРЫХ ТЕМ ПО ФИЗИКЕ // Научнометодический журнал «УчиЛаб». 2024. № 8. Часть 2. URL: https://f.uchilab.ru/publ/journal/2024/8-2.pdf.

Технология опережающего обучения — это вид обучения, при котором краткие основы темы даются преподавателем до того, как начнётся её изучение по программе (нейросеть). Данная технология реализуется разными средствами и методами, и применяется она, в основном, в урочной деятельности. В большинстве случав, данная технология обучения, используется для подготовки к итоговой аттестации обучающихся. В нашем случае, мы реализуем опережающее обучение через эксперимент, и применяем данную технологию не только в урочной, но также во внеурочной деятельности. Причем, в нашем случае, внеурочная деятельность является приоритетной.

Для опережающего обучения физике в контексте дополнительного образования существенный вклад вносит использование современного цифрового оборудования.

Для постановки опережающего эксперимента используются различные цифровые лаборатории, которые обладают следующими преимуществами: независимость, многозадачность, универсальность.

Ресурсы цифровых лабораторий, позволяют нам использовать возможности практически любой цифровой среды в контексте интеграции знаний, полученных в процессе внеурочной деятельности в учебный процесс по предмету.

Хотя, обычно знания, полученные в учебном процессе, мы применяем к внеурочной деятельности, и усложняем материал и расширяем границы изучения физических процессов, в данном случае ситуация меняется. Учащиеся экспериментальным путем, добывают знания и открывают сами физические законы процессов и явлений.

Использование цифрового оборудования позволяет формировать у обучающихся метапредметные универсальные учебные действия: опыт работы с современной техникой, компьютерными программами, опыт взаимодействия исследователей, опыт информационного поиска.

Цифровые лаборатории позволяют ставить фронтальный эксперимент, проводить демонстрации проводить измерения в любых условиях и в любом месте, автоматически обрабатывать данные, формат отображения данных также можно выбрать, числовой или графический,

На базе 8 классов нашей школы реализуется программа внеурочной деятельности «Физика в экспериментах», цель которой формирование экспериментальных умений по физике с использованием цифрового оборудования.

Использование цифровых лабораторий по физике, является стимулирующим фактором в обучении предмета, посредством практики.

На уроках обычно мы работаем с приборами, имеющими аналоговую шкалу. В случае цифровых лабораторий формат измерений меняется.

Перед началом использования цифровой среды, обучающиеся самостоятельно придумывают эксперимент, учитывая то оборудование, которым мы располагаем.

Реализуя эксперимент, снимают показания приборов, анализируют данные. То есть, сами, экспериментальным путем, получают закономерности тех или иных процессов, которые в условиях традиционного урока, объясняются учителями.

По результатам эксперимента акцентировали внимание на том, что использование беспроводного модуля RELEON, с возможностью подключения одновременно нескольких датчиков, дает ряд преимуществ, таких как точность измерений, а также представление и информации как числовом, так и графическом формате.
В случае последовательного соединения, ученики, пришли к выводу, что сила тока во всей цепи одинаковая, а вот напряжение на всем участке, равно сумме напряжений на каждом участке.

При параллельном соединении ученики выяснили, что сила тока в разветвленной цепи зависит от параметров источника, но в результате, во всей цепи равна сумме на участках, а напряжение на всех участках одинаково, но при условии, что потребители имеют одинаковые параметры. Учащиеся, по сути, открыли сами, путём экспериментальных измерений законы параллельного и последовательного соединения.
Изучение физических процессов и законов с использованием современного цифрового оборудования оборудовании способствует расширению возможностей обучающихся в освоении учебных предметов и программ дополнительного образования естественно-научной и технологической направленностей, практическую отработку учебного материала, таким образом предоставляя обучающимся возможность самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных интересов и запросов.
Работа в данном направлении способствует трансформации процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования саморазвития.
2025-06-26 10:59 Обмен методическими разработками и педагогическим опытом