Азарсков Дмитрий Юрьевич, учитель
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 307 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
Библиографическое описание:
Азарсков Д.Ю. КОНФЛИКТЫ. ВИДЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ // Научно-методический журнал «УчиЛаб». 2024. № 2. URL: https://f.uchilab.ru/publ/journal/2024/2.pdf.
Введение
Ни для кого не секрет, что конфликт присущ не только человеческому роду, но и всем живым существам в мире. В некотором роде это такой регуляционный механизм, отвечающий за качественное развитие биологических видов: «выживает сильнейший».
Конечно же, в условиях ограниченных ресурсов, в которых существует любой вид на этой планете, так, или иначе приходится вступать в конфликтные ситуации с другими представителями вида, дабы получить необходимый для выживания себя и своего рода ресурс.
Это касалось и человека, с самого его зарождения, и прошло сквозь социализацию, через необходимость ограничения численности из-за нехватки еды и пространства для деятельности к современности, когда даже «сытые» части человеческого общества находятся в постоянной конфликтной ситуации между собой.
Всем хочется более высокого положения для себя и своих близких, а также более плохого положения для врагов, более дешевого бензина, более качественного производства, т.е. ресурсов.
Ресурсный конфликт интересов навсегда останется частью существования человека, до тех пор, пока он существует как биологический вид, пока где-то люди голодают, пока кто-то живет намного хуже другого.
В этой реальности находится место и для иных форм конфликтов, на этот раз свойственного уже только для человеческой расы – конфликта убеждений, а если быть еще более точным, то конфликта религиозных отношений, межэтнических конфликтов, нравственных конфликтов.
Понятие межэтнических конфликтов
Этнос определяется как сложившаяся общность людей, объединяемых внутригрупповыми нормами поведения, особенности которых фиксируются языковыми, психологическими, нравственными, эстетическими и другими средствами культуры.
Национально-этнические стереотипы усваиваются человеком с детства и впоследствии функционируют преимущественно на подсознательном уровне. Поэтому для этнических конфликтов свойственны такие особенности бессознательного поведения, как эмоциогенность, алогичность, символизм и слабая обоснованность рациональными доводами совершаемых действий. В силу этих особенностей, возникновение, развитие и разрешение межэтнических конфликтов в любой сфере жизнедеятельности общества и на любом уровне имеет свою специфику.
Межэтнические конфликты происходят между отдельными представителями, социальными группами различных этносов. Этносом движет потребность в самосохранении, защите своих ценностей и традиций. Наиболее болезненны и эмоционально насыщенны конфликты, возникающие в результате ущемления ценности этноса. Ценностные конфликты могут иметь место в любой сфере жизнедеятельности общества. Но более четко специфика ценностных межэтнических конфликтов проявляется в противоречиях, связанных с различиями в культуре, языке, религии и других социокультурных особенностях этносов. Например, главным мотивом гражданской войны в экс-Югославии, по мнению специалистов, стала религия, которая, в силу определенных исторических причин, разделила народ с едиными этническими корнями на несколько религиозных субкультур (православную, католическую и мусульманскую).
На бытовом уровне могут возникнуть этнические конфликты, вызванные социально-психологическими факторами — общей подсознательной неприязнью к представителям определенного этноса. В ходе длительного противоборства, какими бы не были его причины, у конфликтующих этносов такая неприязнь по отношению друг к другу приобретает массовый характер.
Часто конфликты между нормами и ценностями и между ценностями разных культур происходят на бытовом уровне, в ходе повседневного общения.
Наиболее конфликт генными в этом отношении являются регионы с высокой миграцией населения. Переселенцы, как правило, не учитывают социокультурных особенностей местных жителей, чем вызывают к себе негативное отношение «аборигенов».
Надо иметь в виду, что чисто межэтнических причин конфликтов в реальной жизни фактически не существует. Этническая самоидентификация и солидарность лишь способ защиты своих интересов, целей, ценностей и т.д.
Этнический парадокс современности
В последние десятилетия отмечается феномен, который называют этническим парадоксом современности. Он заключается в том, что большинство сформированных в прошлом идеологий настаивали на том, что межэтнические противоречия должны уйти в прошлое под влиянием интернационализации экономики и культуры. Но происходит обратный процесс – нарастание противоречий и конфликтов, волна суверенизации этнонациональных групп. При описании таких конфликтов используется анализ ряда факторов: политического, социально-экономического, этнопсихологического, социокультурного.
При регулировании конфликтов между представителями различных этносов необходим комплексный учет всех этих факторов, наш интерес в данном случае сосредоточен на двух указанных ниже уровнях анализа.
Обстоятельства, вызывающие противодействие со стороны этнической общности или ее отдельного представителя
Большинство особенностей в этнических конфликтах носит социокультурный характер. Например, различия в языке, религии, нормах, ценностях, обычаях, традициях, стереотипах, национальных символах, способах мышления и поведения и т. д.
На уровне социокультурных различий и на этнопсихологическом уровне анализа таких конфликтов отмечается, что угроза разрушения привычного образа жизни, материальной и духовной культуры и т. п. вызывает противодействие со стороны этнической общности или ее отдельного представителя, т. к. отказ от привычных ценностей порождает чувство второсортности. Этническая группа или отдельный представитель этноса может чувствовать себя дискриминированным по духовным показателям (притесняют религию, ограничивают возможности использования языка, не уважают обычаи и традиции), что с большой вероятностью может стать (и становится) причиной конфликта.
Исследователи, занимающиеся проблемами религиозности, отмечают, что религия, разделяя этнические группы, в то же время способствуют сохранению толерантности. Важен также факт, что в России «истинно верующих» людей немного. Для доминирующей части основой религиозной веры является самосознание («внутреннее ощущение принадлежности»). И в то же время ощущение принадлежности к конфессии или течению внутри нее – одна из опор для этнической идентификации, а нередко – и идеологической ориентации.
Психологические причины, ограничивающие возможные способы межличностного взаимодействия
Причинами конфликта могут стать различия, обнаруживаемые на более глубоком уровне психологического анализа. При анализе причин толерантного-интолерантного межличностного общения в целом и в конфликтной ситуации в частности указывается, как люди разных культур судят о степени связанности себя с другими (истолкование «Я» как «независимого – взаимозависимого»). Это один из наиболее общих стереотипов. Он организуют более специфические стереотипы, в том числе – толерантного-интолерантного общения. Отмечается ряд параметров поведения, позволяющих определить, какой стереотип преобладает в данной этнокультурной группе. Для «взаимозависимого Я» чрезвычайно важно разграничение людей по линии «свой-чужой». Хотя нет точных сведений о том, какой тип поведения по этому критерию преобладает у народов, проживающих на территории России, но по ряду типичных социально-психологических характеристик постсоветсткого человека можно предположить, что преобладают способы поведения, характерные для стереотипа «взаимозависимого Я», например, поведение жителей Северного Кавказа. Наряду с преимуществами данного типа общения, у представителей такой общности высоко развита способность противостоять влиянию воздействий, разрушающих этническую идентичность. Вместе с тем у них высоко развиты интолерантные формы поведения в отношении «чужого». Если субъекты с этим стереотипом проявляют толерантность и конформизм, то в отношении человека из одной группы, что рассматривается как традиционная ценность.
В ситуациях взаимодействия представителей различных культур, в частности, с различным истолкованием «Я», чаще будут возникать противоречия и интолерантные формы общения. Исследователи приходят к выводу, что именно культурно-исторические факторы для представителей разных этносов сужают спектр допустимых способов общения. Сложившаяся система ценностей, социальные нормы и традиции ограничивают общение и тем самым становятся фактором возникновения интолерантного межличностного взаимодействия.
Все эти факторы необходимо учитывать в процессе разрешения конфликтов, причинами (или мнимыми причинами) в которых служит этническая принадлежность группы или отдельного ее представителя. В конфликтных ситуациях известны случаи, когда этническая принадлежность одного из субъектов конфликта была ложной причиной конфликта, в то время как истинные причины могут быть другими.
Понятие нравственный конфликт
Нравственный конфликт – это острейшая борьба мотивов. В данном случае человек попадает в противоречивую ситуацию: моральный выбор не приносит облегчения и в любом случае приводит к нравственным потерям.
Такой выбор противоречит внутреннему миру человека, инстинктивно стремящемуся жить в гармонии с собой.
Яркий пример подобных сомнений – нравственные терзания молодой мамы, понимающей, что только что рожденного ребенка прокормить она не в состоянии, но и отдать свое горячо любимое дитя в приют – тоже.
Виды нравственного конфликта
Структура классификации нравственного конфликта зависит от числа сторон:
Ø Открытые – противоречия, возникающие вне внутренней системы одного человека (межличностные и международные)
Ø Закрытые – внутренняя борьба мотивов и чувств, разлад человека с самим собой (внутри личностные).
Внутриличностный – в зависимости от убеждений, собственных убеждений и восприятия мира, социальной среды и ее принципов наиболее часто встречаются следующие типы внутриличностных нравственных конфликтов:
- между моральными чувствами и интеллектуальными основами (рассудком) - «умом понимаю, но поделать ничего не могу»;
- между долгом (личностным, общественным, родительским) и возникшими желаниями и влечениями различного характера;
- между стремлениями и имеющимися возможностями для их реализации.
Моральный конфликт этого типа является для человека значительной психологической проблемой, воспринимаемой и переживаемой им крайне эмоционально.
Межличностный и групповой – это социальный конфликт. Человек развивает свои нравственные качества и убеждения, полагаясь на общественное сознание и традиции, при этом взаимодействие их организовано весьма сложно.
Можно классифицировать нравственное противостояние и по проявлению конкретных противоречий между тем, что должно быть, и тем, что имеет место быть в нравственном поведении индивида:
·Противоречия между теоретическими знаниями общественных нравственных основ и реальным поведением;
·Между мотивами и конкретным результатом деятельности, сюда же можно отнести и противоречия между целью и средствами их достижения;
·Между общественными устоями и требованиями к нравственному облику и качествам человека и тем, что он представляет из себя в реальности.
Рациональных аргументов в этом типе конфликта не существует. Решение происходит на интуитивном уровне.
Психологические последствия
Для нравственных конфликтов характерно:
1.Умеренное и высокое эмоциональное напряжение: обида и озлобленность, возмущение и презрение, страх и гнев ведут к ментальному возбуждению и эмоциональному долговременному накалу.
2.В конфликтный период субъект испытывает плохое настроение, вполне понятное чувство собственной неудовлетворенности, происходит снижение личностной самооценки. Разрешение конфликта, в свою очередь, означает стабилизацию психологической атмосферы.
3.Служебные моральные споры могут привести к возникновению в профессиональной деятельности нездоровой эмоциональной атмосферы, нарушению взаимодействия и нормального течения жизни коллектива и, как результат, оказывают отрицательное влияние на деятельность организации и создают текучесть кадров.
4.Неконтролируемые, динамично развивающиеся конфликты ведут к резким и грубым ссорам, выяснению отношений, вооруженным столкновениям и убийствам, а в случае личностного вышедшего из-под контроля конфликта при невозможности его разрешения или кажущейся безысходности – и к суициду.
Способы разрешения моральных споров
Существует два метода разрешения нравственного конфликта:
- прямой;
- косвенный.
Прямой способ разрешения предполагает отключение всех эмоциональных составляющих возникшего противоречия и трезвое рассмотрение и оценку ситуации с учетом конкретных фактов и аргументов.
Деловой и конструктивный подход, вытекающий из этических норм, может способствовать переводу ситуации на другой уровень.
По мнению психологов, более эффективными являются косвенные методы погашения конфликта:
1.Дать волю чувствам.
2.Метод физического сброса эмоций.
3.Метод «третьего авторитета».
4.Взгляд со стороны.
В любом случае специфика погашения конфликта и пути разрешения заключаются в четком следовании этическим нормам без ущемления человеческого достоинства, восстановлении психологического баланса и дальнейшего духовного развития личности.
Понятие и сущность религиозного конфликта
Особенностью конфликтов на религиозной почве являются жесткие формы насилия и убийства. Крестовые походы, гражданские войны, жертвоприношения богам, и служение в их славу, путем убийства неверных очень ярко описывает всю картину.
К счастью, на территории России история религиозных конфликтов не получила широкого распространения, благодаря тому, что долгое взаимодействие церкви с государством позволяло «замалчивать» многие ситуации.
Однако всем известно, что сначала Русь преследовала язычников, затем старообрядцев, затем СССР преследовала православных и уничтожала храмы во имя научного атеизма…
Особую опасность религиозной составляющей в мировых конфликтах представляет ее «универсальность». Религиозная идея — это всегда удобная «подпитка» для агрессивно настроенных масс общества.
Обычно выделяется 3 уровня религиозности:
1. Экзистенциональный
2. Мировоззренческий
3. Нормативно-этический.
Из-за своей универсальности множество религиозных конфликтов не распознаются как таковые. Мировой терроризм часто обосновывает свои действия религией, однако, пожалуй, никто, кроме самих террористов, не поверит в это.
Для того, чтобы понимать основную идеологию религиозного конфликта, необходимо вспомнить то, что изначально он является постоянным столкновением двух, или более социальных организаций. Некоторые из таких организаций попросту не смогут существовать длительное время в условиях отсутствующей конкуренции, и из-за этого они начинают разделяться и конфликтовать между собой.
Именно поэтому необходимо более подробно изучать религиозные конфликты как отдельный тип конфликта, так и в синтезе с другими видами.
Межконфессиональные конфликты
По своим характеристикам религиозные конфликты являются социальными, поскольку сама религия является духовной основой человеческого общества
Религиозные конфликты имеют политический аспект, поскольку большинство наций формировалась на основе одной общей религии.
Внутренние, субъективные причины необходимо рассматривать через мотивы, которые определяют действия каждого участника конфликта.
Пожалуй, ярчайшим историческим примером данной деятельности является исторический момент распада Западного Христианства на две крупные части, т.е. Католиков и Протестантов, в связи с нежеланием Англии в дальнейшем подчинятся власти Папы Римского, находящегося столь далеко от Лондона.
После этого случая вся Европа, как это обычно и бывает, раскололась на несколько частей, людям из разных конфессий было запрещено женится друг на друге, а зачастую и попросту вести дела.
Причины возникновения межрелигиозных конфликтов
Возникновение религиозных конфликтов объясняется действием четырех факторов:
§архетипического
§культурно-исторического
§социального
§конфессионального
Конфликт порождается также под воздействием комплекса факторов, не имеющих причинного характера.
Основополагающим фактором формирования социальных отношений являются эгоистические интересы индивидов и групп. И, конечно же, одним из ключевых элементов вражды внутри этих структур является конкурентная борьба между различными религиозными структурами.
В связи с этим, главным фактором борьбы с конфликтами в условиях религиозной деятельности является борьба с нетерпимостью большинства людей, чья вера превратилась в поистине фанатичные воззрения, не имеющие общего с реальностью.
Последствия религиозных конфликтов
Конфликты существуют не только между религиозными группами, но и внутри них. Лидеры духовных организаций стремятся использовать возможности политической власти для укрепления своих позиций в ущерб правам других конфессиональных общностей.
Когда речь идет о межнациональных конфликтах, необходимо добиваться того, чтобы они ни в коем случае не приняли религиозную окраску.
Особенно ярко взаимосвязь религии и политики проявляется в деятельности религиозно-политических партий и движений, влияние которых на общественную жизнь в различных регионах земли растет.
Новейшей истории конфликт между суннитским Ираком и шиитским Ираном стал поводом для проведения США операции «Буря в пустыне» и закреплению позиций этой державы на нефтеносных участках Ближнего Востока, что вызвало волну недовольства в арабских странах.
Кроме того, широкую огласку получила история о массовом расстреле редакции пародийного журнала во Франции в связи с публикацией ими пародийных карикатур на Мухаммеда.
Как всем известно, публикация изображений человека, а уж тем более пророка Мухаммеда в мусульманстве под большим запретом (именно поэтому мусульмане разрушают памятники, изображающие людей по всему миру), а подобный «юмор» всегда являлся частью Французской культуры.
В данном конфликте интересов произошло столкновение социальных и религиозных интересов, который окончился довольно агрессивной реакцией изначально «неагрессивной» религии. Этот факт показывает нам то, насколько в целом опасна последовательная деятельность религии, не согласованная с изначальными условиями религии как таковой.
В связи с этим стоит выделить особенности вспышек агрессии, которые лишь прикрывают свою безумность религиозными убеждениями, ведь трактовать любое религиозное учение можно множеством способов, а значит множество маньяков и иных сумасшедших личностей сможет найти собственную «зону комфорта» внутри этого учения, дабы прикрывать собственные безумства.
Проблема урегулирования религиозных конфликтов
На сегодняшний день конфликт религии с традицией и повседневной деятельностью неверующих превратился в проблему планетарного масштаба.
Это означает, что религии, появившись как определенный свод традиций, обоснований реальности, существа, ответов на постоянные вопросы, превратились в мировые контролирующие организации, по сути, разделяя мир на границы, только эти границы проходят не по земле, а по разумам людей.
В подобных условиях, когда, заимствуя религиозно-нравственную основу религиозные приверженцы все чаще превращаются в обезличенных последователей культа, которые способны руководствоваться лишь адаптированными к местной среде религиозно-правовыми нормами, придерживаясь изначального стереотипа для своей деятельности.
Конфликт религии и неверия (или иной религии) появился в самые древние времена, еще в ту самую пору, когда некто, использовав идею «высшего существа» установил свою власть над умами тех, кто боялся смерти и неизвестности завтрашнего дня.
Естественно, когда на ту же землю пришел другой лидер, придумавший собственную идеологию, наступил конфликт интересов, а частниками его стали те, кто поверил.
Грубо говоря подобный конфликтный элемент всегда, как в межконфессиональных отношениях, так и в обще религиозных связях.
Любая религия рассматривает себя как истину, естественным образом определяя все иные религиозные культуры и собственные ответвления изначально ложными.
Изначальная природа веры не должна допускать присутствия других религий, особенно в опасной территориальной близости, ведь в таком случае обычный человек может задуматься о том, какая же из религий более верная и лучше поможет существовать ему после жизни. Именно это и приводит к межконфессиональной напряженности.
Мировой опыт показывает, что в ходе исторического развития конфликты с иноверием до сегодняшнего дня не только сохранились, но и расширили свою географию.
Как показывают данные опросов на сегодняшний момент религиозная и этническая ненависть занимает одну из лидирующих позиций, среди страхов обычных людей по всему миру, и этот страх из года в год только усиливается.
Список литературы:
1. Б.С. Волков, Н.В. Волкова, Конфликтология: учеб.пособие для студентов вузов / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - М.: Академический Проект; Триста, 2005. – 384 с.
2. А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов, Конфликтология. Учебник. 3-е изд. - СПб.: Питер, 2008. – 496 с.
3. Е.Н. Богданов, В.Г. Зазыкин, Психология личности в конфликте: Учебное пособие. 2-е изд. - Спб.: Питер, 2004. – 224 с.
4. Н.В. Гришина, Психология конфликта. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2008. — 544 с.
5. А.П. Егидес, Лабиринты общения, или Как ладить с людьми. - М.: АСТ-Пресс Книга, 2002. – 368 с.
6. А.К. Зайцев, Социальный конфликт. 2-е изд. - М.: Академия, 2001. – 464 с.