Доспалова Алла Максетовна, воспитатель ГБДОУ детский сад № 87 комбинированного вида
Калининского района Санкт-Петербурга
Библиографическое описание:
Доспалова А.М. СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Научно-методический журнал «УчиЛаб». 2025. № 11 (20). URL: https://f.uchilab.ru/publ/journal/2025/20.pdf
Калининского района Санкт-Петербурга
Библиографическое описание:
Доспалова А.М. СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Научно-методический журнал «УчиЛаб». 2025. № 11 (20). URL: https://f.uchilab.ru/publ/journal/2025/20.pdf
Аннотация
В данной статье подробно рассматривается методика развития эмоционального интеллекта у детей 3-4 лет средствами сказкотерапии. В статье представляется комплексный подход, включающий теоретическое обоснование, методические рекомендации и практические разработки. Особое внимание уделяется психологическим механизмам воздействия сказки на эмоциональную сферу ребёнка, критериям отбора литературного материала и специфике организации занятий с учётом возрастных особенностей. Статья содержит подробное описание этапов работы, примеры упражнений и критерии оценки эффективности. Материал представляет ценность для педагогов дошкольного образования, детских психологов и родителей.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, сказкотерапия, младший дошкольный возраст, эмоциональное развитие, педагогическая методика, игровые технологии.
Введение
Современная система дошкольного образования всё больше внимания уделяет развитию эмоциональной сферы ребёнка. Эмоциональный интеллект, понимаемый как способность распознавать, понимать и регулировать собственные эмоции и эмоции окружающих, становится важнейшим компонентом личностного развития. Особую актуальность эта проблема приобретает в работе с детьми младшего дошкольного возраста (3-4 года), когда происходит активное становление эмоциональной сферы, закладываются основы эмпатии и эмоциональной саморегуляции.
В этом контексте сказкотерапия представляет собой уникальный инструмент педагогического воздействия, обладающий рядом преимуществ:
– естественность и соответствие ведущему виду деятельности дошкольников
– игре;
– безопасность эмоционального проживания различных ситуаций; – возможность опосредованного воздействия на эмоциональную сферу; – доступность и универсальность применения.
Теоретическая часть
1. Психологические особенности детей 3-4 лет
Младший дошкольный возраст характеризуется рядом специфических особенностей эмоционального развития:
эмоции носят непосредственный, импульсивный характер;
– наблюдается быстрая смена эмоциональных состояний;
– начинает формироваться эмоциональная память;
– появляются первые попытки управления эмоциями;
– развивается способность распознавать базовые эмоции (радость, грусть, страх, удивление);
– формируется эмоциональный словарь (20-30 понятий).
2. Структура эмоционального интеллекта дошкольников
В работе мы опираемся на модель, включающую четыре основных компонента:
– восприятие и распознавание эмоций;
– понимание причин и последствий эмоций; – использование эмоций для решения задач; – управление эмоциональными состояниями.
Сказка оказывает комплексное воздействие на эмоциональную сферу ребёнка через:
– идентификацию с персонажами;
– катарсис (эмоциональную разрядку);
– символическое научение;
– формирование эмоциональных эталонов; – развитие эмоционального воображения.
Методическая часть
1. Принципы отбора сказочного материала
Для работы с детьми 3-4 лет рекомендуется выбирать сказки, соответствующие следующим критериям:
– простота и ясность сюжета;
– наличие повторяющихся элементов;
– чёткое разделение добра и зла;
– доступные для понимания образы; – наличие ярких эмоциональных эпизодов; – оптимальный объём (5-7 минут чтения).
Примерный репертуар: «Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», «Заюшкина избушка».
2. Организация развивающей среды
Для эффективной работы необходимо создать специальную зону, включающую:
– уютный ковёр или мягкие пуфы для размещения детей;
– полку или сундук со сказками;
– набор кукол-персонажей;
– эмоциональные пиктограммы;
– материалы для творчества (бумагу, карандаши, пластилин); – аудиотехнику для музыкального сопровождения.
3. Структура занятия
Типовое занятие продолжительностью 20-25 минут включает три этапа:
1. Вводная часть (5 минут):
– ритуал начала («Волшебный колокольчик», «Сказочный клубок»);
– упражнения на эмоциональный настрой («Улыбнись, как солнышко», «Надуй шар радости»);
актуализация предыдущего опыта («Вспомним, о чём была последняя сказка»).
2. Основная часть (12-15 минут):
–рассказывание сказки с использованием наглядности (кукольный театр, фланелеграф);
–обсуждение эмоций персонажей («Как ты думаешь, что чувствовал медведь?»);
–проигрывание ключевых сцен; – дидактические игры на основе сюжета.
3. Заключительная часть (5-7 минут):
– арт-терапевтические техники (рисование эмоций героев);
– релаксационные упражнения («Дыхание бабочки»); – ритуал окончания («Волшебное спасибо»).
Практические разработки
1. Система упражнений.
2. «Эмоциональный пазл»: дети собирают из частей лицо персонажа и называют изображённую эмоцию.
3. «Сундучок чувств»: в красивый сундучок помещаются предметы-символы разных эмоций (перо – лёгкость, камень – тяжесть).
4. «Живые картинки»: дети изображают эмоции персонажей мимикой и позами.
5. «Сказка на новый лад»: придумывание альтернативных вариантов развития сюжета.
6. Примеры занятий.
Занятие 1. «Радость в сказке "Репка»
Цель: развитие способности распознавать и выражать радость.
Ход занятия:
1. Рассказывание сказки с акцентом на радостных моментах.
2. Упражнение «Улыбнись, как дедка».
3. Рисование «Самый радостный момент».
4. Танец с героями сказки.
Занятие 2. «Страх в сказке «Заюшкина избушка»
Цель: обучение конструктивным способам преодоления страха.
Ход занятия:
1. Чтение сказки с остановками на эмоциональных моментах
2. Обсуждение «Как зайчик победил страх?».
3. Упражнение «Смелый заяц».
4. Лепка «Оберег от страха».
Критерии эффективности
Оценка результатов проводится по следующим параметрам:
– расширение эмоционального словаря;
– умение распознавать эмоции на картинках;
– способность адекватно выражать чувства; – уменьшение количества эмоциональных вспышек; – появление элементов саморегуляции.
Диагностика осуществляется через:
– наблюдение за свободной игрой;
– анализ продуктов деятельности (рисунков, поделок);
специальные игровые ситуации; –беседы по картинкам.
Заключение
Представленная методика сказкотерапии доказала свою эффективность в практике дошкольного образования. Её систематическое применение спо-
собствует:
– значительному расширению эмоционального словаря;
– развитию способности понимать эмоции свои и окружающих;
– формированию начальных навыков саморегуляции;
– созданию основы для развития эмпатии;
Важными условиями успешности работы являются:
– регулярность занятий (2-3 раза в неделю);
– учёт индивидуальных особенностей детей; – создание эмоционально-безопасной среды; – взаимодействие с родителями.
Список литературы:
1. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. - М.: АСТ, 2020. - 478 с.
2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. - СПб.: Речь, 2021. - 310 с.
3. Лукьянова М.И. Эмоциональный интеллект дошкольника. - М.: Национальное образование, 2022. - 192 с.
4. Сакович Н.А. Практика сказкотерапии. - СПб.: Речь, 2020. - 256 с.
5. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 2021. - 304 с.
В данной статье подробно рассматривается методика развития эмоционального интеллекта у детей 3-4 лет средствами сказкотерапии. В статье представляется комплексный подход, включающий теоретическое обоснование, методические рекомендации и практические разработки. Особое внимание уделяется психологическим механизмам воздействия сказки на эмоциональную сферу ребёнка, критериям отбора литературного материала и специфике организации занятий с учётом возрастных особенностей. Статья содержит подробное описание этапов работы, примеры упражнений и критерии оценки эффективности. Материал представляет ценность для педагогов дошкольного образования, детских психологов и родителей.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, сказкотерапия, младший дошкольный возраст, эмоциональное развитие, педагогическая методика, игровые технологии.
Введение
Современная система дошкольного образования всё больше внимания уделяет развитию эмоциональной сферы ребёнка. Эмоциональный интеллект, понимаемый как способность распознавать, понимать и регулировать собственные эмоции и эмоции окружающих, становится важнейшим компонентом личностного развития. Особую актуальность эта проблема приобретает в работе с детьми младшего дошкольного возраста (3-4 года), когда происходит активное становление эмоциональной сферы, закладываются основы эмпатии и эмоциональной саморегуляции.
В этом контексте сказкотерапия представляет собой уникальный инструмент педагогического воздействия, обладающий рядом преимуществ:
– естественность и соответствие ведущему виду деятельности дошкольников
– игре;
– безопасность эмоционального проживания различных ситуаций; – возможность опосредованного воздействия на эмоциональную сферу; – доступность и универсальность применения.
Теоретическая часть
1. Психологические особенности детей 3-4 лет
Младший дошкольный возраст характеризуется рядом специфических особенностей эмоционального развития:
эмоции носят непосредственный, импульсивный характер;
– наблюдается быстрая смена эмоциональных состояний;
– начинает формироваться эмоциональная память;
– появляются первые попытки управления эмоциями;
– развивается способность распознавать базовые эмоции (радость, грусть, страх, удивление);
– формируется эмоциональный словарь (20-30 понятий).
2. Структура эмоционального интеллекта дошкольников
В работе мы опираемся на модель, включающую четыре основных компонента:
– восприятие и распознавание эмоций;
– понимание причин и последствий эмоций; – использование эмоций для решения задач; – управление эмоциональными состояниями.
Сказка оказывает комплексное воздействие на эмоциональную сферу ребёнка через:
– идентификацию с персонажами;
– катарсис (эмоциональную разрядку);
– символическое научение;
– формирование эмоциональных эталонов; – развитие эмоционального воображения.
Методическая часть
1. Принципы отбора сказочного материала
Для работы с детьми 3-4 лет рекомендуется выбирать сказки, соответствующие следующим критериям:
– простота и ясность сюжета;
– наличие повторяющихся элементов;
– чёткое разделение добра и зла;
– доступные для понимания образы; – наличие ярких эмоциональных эпизодов; – оптимальный объём (5-7 минут чтения).
Примерный репертуар: «Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», «Заюшкина избушка».
2. Организация развивающей среды
Для эффективной работы необходимо создать специальную зону, включающую:
– уютный ковёр или мягкие пуфы для размещения детей;
– полку или сундук со сказками;
– набор кукол-персонажей;
– эмоциональные пиктограммы;
– материалы для творчества (бумагу, карандаши, пластилин); – аудиотехнику для музыкального сопровождения.
3. Структура занятия
Типовое занятие продолжительностью 20-25 минут включает три этапа:
1. Вводная часть (5 минут):
– ритуал начала («Волшебный колокольчик», «Сказочный клубок»);
– упражнения на эмоциональный настрой («Улыбнись, как солнышко», «Надуй шар радости»);
актуализация предыдущего опыта («Вспомним, о чём была последняя сказка»).
2. Основная часть (12-15 минут):
–рассказывание сказки с использованием наглядности (кукольный театр, фланелеграф);
–обсуждение эмоций персонажей («Как ты думаешь, что чувствовал медведь?»);
–проигрывание ключевых сцен; – дидактические игры на основе сюжета.
3. Заключительная часть (5-7 минут):
– арт-терапевтические техники (рисование эмоций героев);
– релаксационные упражнения («Дыхание бабочки»); – ритуал окончания («Волшебное спасибо»).
Практические разработки
1. Система упражнений.
2. «Эмоциональный пазл»: дети собирают из частей лицо персонажа и называют изображённую эмоцию.
3. «Сундучок чувств»: в красивый сундучок помещаются предметы-символы разных эмоций (перо – лёгкость, камень – тяжесть).
4. «Живые картинки»: дети изображают эмоции персонажей мимикой и позами.
5. «Сказка на новый лад»: придумывание альтернативных вариантов развития сюжета.
6. Примеры занятий.
Занятие 1. «Радость в сказке "Репка»
Цель: развитие способности распознавать и выражать радость.
Ход занятия:
1. Рассказывание сказки с акцентом на радостных моментах.
2. Упражнение «Улыбнись, как дедка».
3. Рисование «Самый радостный момент».
4. Танец с героями сказки.
Занятие 2. «Страх в сказке «Заюшкина избушка»
Цель: обучение конструктивным способам преодоления страха.
Ход занятия:
1. Чтение сказки с остановками на эмоциональных моментах
2. Обсуждение «Как зайчик победил страх?».
3. Упражнение «Смелый заяц».
4. Лепка «Оберег от страха».
Критерии эффективности
Оценка результатов проводится по следующим параметрам:
– расширение эмоционального словаря;
– умение распознавать эмоции на картинках;
– способность адекватно выражать чувства; – уменьшение количества эмоциональных вспышек; – появление элементов саморегуляции.
Диагностика осуществляется через:
– наблюдение за свободной игрой;
– анализ продуктов деятельности (рисунков, поделок);
специальные игровые ситуации; –беседы по картинкам.
Заключение
Представленная методика сказкотерапии доказала свою эффективность в практике дошкольного образования. Её систематическое применение спо-
собствует:
– значительному расширению эмоционального словаря;
– развитию способности понимать эмоции свои и окружающих;
– формированию начальных навыков саморегуляции;
– созданию основы для развития эмпатии;
Важными условиями успешности работы являются:
– регулярность занятий (2-3 раза в неделю);
– учёт индивидуальных особенностей детей; – создание эмоционально-безопасной среды; – взаимодействие с родителями.
Список литературы:
1. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. - М.: АСТ, 2020. - 478 с.
2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. - СПб.: Речь, 2021. - 310 с.
3. Лукьянова М.И. Эмоциональный интеллект дошкольника. - М.: Национальное образование, 2022. - 192 с.
4. Сакович Н.А. Практика сказкотерапии. - СПб.: Речь, 2020. - 256 с.
5. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 2021. - 304 с.