СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Доспалова Алла Максетовна, воспитатель ГБДОУ детский сад № 87 комбинированного вида Калининского района Санкт-Петербурга
Библиографическое описание: Доспалова А.М. СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Научно-методический журнал «УчиЛаб». 2025. № 11 (20). URL: https://f.uchilab.ru/publ/journal/2025/20.pdf
Аннотация
В данной статье подробно рассматривается методика развития эмоционального интеллекта у детей 3-4 лет средствами сказкотерапии. В статье представляется комплексный подход, включающий теоретическое обоснование, методические рекомендации и практические разработки. Особое внимание уделяется психологическим механизмам воздействия сказки на эмоциональную сферу ребёнка, критериям отбора литературного материала и специфике организации занятий с учётом возрастных особенностей. Статья содержит подробное описание этапов работы, примеры упражнений и критерии оценки эффективности. Материал представляет ценность для педагогов дошкольного образования, детских психологов и родителей.
Современная система дошкольного образования всё больше внимания уделяет развитию эмоциональной сферы ребёнка. Эмоциональный интеллект, понимаемый как способность распознавать, понимать и регулировать собственные эмоции и эмоции окружающих, становится важнейшим компонентом личностного развития. Особую актуальность эта проблема приобретает в работе с детьми младшего дошкольного возраста (3-4 года), когда происходит активное становление эмоциональной сферы, закладываются основы эмпатии и эмоциональной саморегуляции.
В этом контексте сказкотерапия представляет собой уникальный инструмент педагогического воздействия, обладающий рядом преимуществ:
– естественность и соответствие ведущему виду деятельности дошкольников
– игре;
– безопасность эмоционального проживания различных ситуаций; – возможность опосредованного воздействия на эмоциональную сферу; – доступность и универсальность применения.
Теоретическая часть
1. Психологические особенности детей 3-4 лет
Младший дошкольный возраст характеризуется рядом специфических особенностей эмоционального развития:
эмоции носят непосредственный, импульсивный характер;
– наблюдается быстрая смена эмоциональных состояний;
– начинает формироваться эмоциональная память;
– появляются первые попытки управления эмоциями;
– развивается способность распознавать базовые эмоции (радость, грусть, страх, удивление);