Новости

Международный день логопеда: история и традиции праздника

Когда отмечаем День логопеда и почему именно в этот день.

У этого необычного праздника две важные даты. В Европе его отмечают 6 марта, а в России - 14 ноября. Почему так?

В Европе c 2004 года отмечают Международный День логопеда 6 марта (а если быть точнее с переводом - "речевого терапевта") по предложению Комитета речевых и языковых терапевтов - международной общественной организации. Уточним, в марте же отмечается и Всемирный день речи.

Но в русском языке словосочетание "речевой терапевт" звучит странно, мы привыкли говорить "логопед". Праздник представителей этой профессии - День логопеда - в России отмечается 14 ноября. К инициативе отмечать его именно в этот день присоединились еще три страны - Казахстан, Украина и Беларусь, так что праздник можно считать международным.
История логопедии в России.

Почему День логопеда такой молодой праздник? Логопедия как самостоятельное направление появилось не так уж давно, хотя специалисты обращали внимание на речевые сложности еще лет 200-300 назад. Однако тогда считалось, что нарушения речи всегда связаны со слухом.

Первая кафедра психофизиологии и патологии речи.

В России первая кафедра психофизиологии и патологии речи появилась в Санкт-Петербурге в Психоневрологической академии. Это было в 1908 году. Затем кафедру перевели в Институт дошкольного воспитания, организованный на базе Высших Фребелевских курсов.

В конце концов, в 1925 году кафедра логопедии оказалась в Ленинградском государственном пединституте им. Герцена.
Первые курсы по логопедии.

В этом же 1925 году в Москве в программах дефектологов появились курсы по логопедии. Их читали специалистам, которым предстояло работать с людьми с нарушением слуха, зрения или умственной отсталостью. На первых кафедрах логопедии в наших вузах работали, в основном, сурдопедагоги (их профиль - глухие и слабослышащие дети).

Первая кафедра логопедии.

Лишь в 1978 году в Московском государственном педуниверситете (тогда - институте) была открыта кафедра логопедии.

Не сразу появилось понимание того, что для помощи людям с речевыми трудностями специалист должен знать медицину, педагогику, физиологию, психологию.

Традиции празднования Дня логопеда.
День логопеда широко отмечается, прежде всего, в кругу профессионального сообщества - коррекционных детских садах и школах, на вузовских факультетах и кафедрах логопедии или дефектологии.

  1. В детских садах и школах, особенно - в начальных классах - проходят праздники "Правильная речь", "Говорим красиво и правильно". Дети отправляются в "Страну чистой речи", выполняют задания на развитие речи, моторики, мышления. Становятся традицией "Логопедические недели" с разными конкурсами и состязаниями. Например, на лучшую скороговорку или физкультурные соревнования на координацию речи и движения.
  2. В вузах организуются мастер-классы для студентов и школьных учителей, проводятся встречи с родителями, где специалисты рассказывают им об азах коррекционной работы. В День логопеда принято награждать лучших представителей этой профессии.
  3. Ежегодно накануне Дня логопеда в России проходит конкурс на лучшего учителя-дефектолога страны, где отдельно выделена номинация "Логопед года".
  4. В 2024 году лучшими логопедами России Стали Виктория Зубрицкая (Колпино, Ленинградская область), Елена Чипиль (Кемерово), Ирина Горбунова (Бирск, Башкирия).
В каких случаях нужно обратиться к логопеду.
Речь можно сравнить с музыкой, которую виртуозно исполняет большой оркестр в роскошном зале с хорошей акустикой и большим числом гостей. Если хотя бы один музыкант не пришел на концерт - музыка уже не та. Так и с речью. Она конечный продукт гигантского количества процессов, протекающих в организме и теснейшим образом связанных с работой головного мозга.

Есть данные, что примерно у 85% современных детей наблюдаются нарушения развития речи. Почему ребенок заикается? Или неплохо говорит, а пишет с ошибками? "Митара" или "итара" вместо "гитара". Пять раз переписывает это слово и всякий раз делает разные ошибки. Почему никак не может научиться читать? Или к определенному возрасту не говорит фразами, а произносит только отдельные слова? А вместо слова "машина" упорно произносит "аши"? На эти вопросы ответит логопед. Когда родителям стоит побеспокоиться и привести ребенка к логопеду?

Интересные факты о речи и языках.
  1. В русском языке примерно полмиллиона слов. Считается, что для общения на бытовом уровне достаточно 400. Словарный запас обычного среднестатистического человека при этом - 10 тысяч слов. Правда, по опросам, которые недавно проводились среди молодежи, выяснилось, что цифра выше - 32 тысячи.
  2. Топ-5 самых трудных языков - арабский, китайский, венгерский, русский и японский. Среди сложных языков народов России - не только русский, а также табасаранский язык (Дагестан), наганасанский (Таймыр), саамский (Карелия).
  3. Ребенок к году может произносить до 10 слов (это активный словарь), еще 20 у него в пассивном словаре - он их понимает, но сам пока ими не пользуется. К трем годам знает до тысячи слов и говорит предложениями, где может быть до пяти слов. Самые сложные звуки для него в это время - [ш], [ж], [ч], [щ], [л], [р]. В четыре года ребенок знает около двух тысяч слов. В пять лет активный словарь достигает пяти тысяч слов.
  4. Сегодня уже точно известно, что дети с дислексией (это трудности в чтении) видят текст, словно постоянно меняющуюся таблицу. Только что в слове была буква "Н", а сейчас уже "М" или "Б"… Поэтому им трудно переписывать и читать тексты. Они могут переписывать одно и то же предложение несколько раз и делать в нем всякий раз разные ошибки.

Источник: https://rg.ru/2024/10/24/mezhdunarodnyj-den-logopeda-istoriia-i-tradicii-prazdnika.html