Жданова Оксана Валерьевна, преподаватель русского языка и литературы, Стрежевской филиал ОГБПОУ "Томский промышленно-гуманитарный колледж" город Стрежевой
Библиографическое описание:
Жданова О.В. ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В РАБОТЕ СО СТУДЕНТАМИ «ГРУППЫ РИСКА» // Научно-методический журнал «УчиЛаб». 2024. № 6.
URL: https://f.uchilab.ru/publ/journal/2024/6.pdf.
Аннотация:
Проблема профессионального воспитания масштабна, сложна и многогранна. Перед преподавателями стоит очень важная задача - подготовить квалифицированного и конкурентоспособного специалиста. Основной смысл профессионального воспитания заключается в создании условий для личностного роста, развития и совершенствования личности, постоянном творческом обновлении.
Личностно-ориентированный подход предполагает создание условий для полной реализации человека и, соответственно, развития личностных свойств субъектов целостного педагогического процесса, а не формирование личности с четко заданными свойствами. Личностный подход – это базовый компонент деятельности педагога, определяющий его профессиональную позицию во взаимодействии с каждым студентом. Личностный подход незаменим в осознании себя личностью, выявлении, раскрытии потенциальных возможностей в процессе становления самосознания, в осуществлении личностно-значимых и общественно приемлемых способов самоопределения, самореализации и самоутверждения [2].
Использование преподавателями, работающими в системе среднего профессионального образования (далее – СПО), традиционного и личностно-ориентированных подходов предполагает учет индивидуальных особенностей студента. В рамках личностно-ориентированного подхода целью профессиональной деятельности обучающего становится развития индивидуальности обучающегося, при использовании традиционного реализуется другая установка – освоение ЗУНов, обязательных для усвоения каждым студентом. При этом, личностно-ориентированный подход помогает развивать в студентах СПО индивидуальные проявления в их вариациях, тогда как традиционный подход направляет педагогический процесс на формирование социально типичного обучающегося (студента СПО). Однако, не будем резко отзываться о традиционном подходе, имеющем давнюю историю, конкретные процессуальные результаты.
В процессе подготовки новых кадров крайне необходимым считаем получение и учет информации об индивидуальных особенностях обучающегося. На основании вышесказанного можно сделать вывод о необходимости реализации личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании студентов СПО.
Подготовка будущих специалистов предполагает проведение воспитательной работы, что так же становится возможным в рамках личностно – ориентированного подхода. При этом, главное место занимает реализация следующих принципов: самоактуализации (важно побудить и поддержать стремление студента к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей); индивидуальности (член коллектива должен быть / стать самим собой, обрести свой образ Я); субъектности (преподаватель может помочь студенту стать подлинным субъектом жизнедеятельности, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта, при условии желания субъекта видеть в себе изменения, приводящие к наработке определенных умений, приближающих его к профессиональной деятельности); выбора (условия постоянного выбора форм и способов организации учебно- воспитательного процесса в группе или микрогруппе); творчества и успеха (через творчество студент выявляет свои способности, выявляет свои лидерские способности); доверия и поддержки (разумный контроль; возможность реабилитироваться, закрыть задолженности и пропуски разным категориям студентов, в том числе, относящимся к «группе риска»).
Личностный подход является ведущим в организации учебно-воспитательного процесса. В отличие от индивидуального подхода он требует знания структуры личности и ее элементов, их связи, как между собой, так и целостной личностью. В связи с этим следует выделить идею личностного подхода, суть которой в том, что в учебное заведение приходят не просто студенты, а студенты-личности со своим миром чувств и переживаний. Это и следует в первую очередь учитывать преподавателю в своей работе, а особенно это актуально для студентов из групп так называемой «группы риска» [4].
Не секрет, что в последние годы контингент поступающих в средние профессиональные учебные заведения достаточно сложный. Социальные и экономические проблемы, национально-демографические и политико-правовые перемены в современной России коснулись и системы профессионального образования. Как следствие, обесценивание духовно-нравственных идеалов, рост детской безнадзорности и беспризорности, низкий жизненный уровень, увеличение числа неблагополучных семей, при этом происходит дистанцирование учебных заведений от детей с трудной судьбой. Учащиеся, находящиеся в сложной жизненной ситуации составляют на сегодняшний день целый пласт детей, относящихся к «группе риска». В семьях не все родители уделяют внимание важным проблемам растущего человека. Родители стремятся зарабатывать деньги, чтобы дети были обеспечены и ни в чем не нуждались, но это, зачастую, отдаляет и отделяет детей от родителей.
Существуют категории детей (дети-инвалиды, дети-сироты, дети-правонарушители), положение которых законодательно и нормативно регулируются государством, существуют специальные органы и ведомства, которые выявляют таких детей, устанавливают их статус, а также специальные учреждения для них. Однако есть еще одна категория детей «группы риска», к которой обычно относят детей из неблагополучных семей, плохо успевающих еще в школе, характеризующихся различными проявлениями девиантного поведения и т.д. Преподаватель СПО должен обратить внимание на все возможные проявления обучающегося, которые могут отнести его к «группе риска».
Поэтому всю воспитательную работу по социально-педагогической поддержке студентов «группы риска» целесообразно строить не только на ранее перечисленных, но и на следующих принципах:
- уважения индивидуальности личности (каждый обучающийся имеет право на уважение, даже если относится к неблагополучной категории);
- коллективной деятельности (совместная коллективная деятельность помогает развиваться человеческим качествам; взаимодействие в коллективе позволяет человеку реализовывать свои проекты и быть услышанным коллегами);
- разумной требовательности (можно все, что не противоречит закону, правилам внутреннего распорядка, не вредит здоровью, не унижает достоинства других);
- возрастного подхода (принцип природосообразности, описанный еще Я.А.Коменским);
- диалога (педагог иногда может не увидеть новые варианты решения проблемы, тогда как студент может предложить вполне оригинальное решение);
- педагогической поддержки (авторитет нельзя купить, поэтому преподаватель должен дать студенту чувство защищенности, комфорта, даже в ситуации неподготовленности. Но это не значит «смотреть сквозь пальцы») и т.д.
Надо отметить, что концепция воспитательной системы по социально-педагогической поддержке студентов «группы риска» разработана и предполагает следующие функции: - развивающую (у студентов «группы риска» мотивация имеет специфические особенности. Они должны понимать, что одним из направлений их возможной самореализации может стать учебная деятельность); - развлекательную (ситуация благоприятной атмосферы на занятии благотворно влияет на межличностные взаимоотношения внутри коллектива); - защитную (ситуация поддержки, плеча дает детям «группы риска» возможность чувствовать себя защищенным); - корректирующую (коррекция поведения и общения студента с целью предупреждения негативного влияния на формирование личности) [3].
Система СПО и воспитания призвана не только повысить уровень подготовки специалистов со средним профессиональным образованием, но и создать условия для личностного роста студентов, выявить и развить положительные качества и творческие способности студентов. Исходя из этих целей, и организовывается работа с группой с первых дней обучения.
Для осуществления психолого-педагогического сопровождения подобраны различные методики исследования личностных особенностей студентов групп нового набора, для выявления основных трудностей и оказания своевременной помощи, которые позволяют выявить динамику основных личностных и коммуникативных характеристик студентов, а также изменения в психологическом климате студенческой группы, в том числе, и имеющих особые возможности здоровья и образовательные потребности [1]. Для таких обучающих возможно организовать помощь тьюторов, как специалистов по сопровождению.
В заключении следует отметить, что в категорию студентов «группы риска» часто относят педагогически запущенных выпускников школ, в отношении которых где-то, когда-то и кем-то был сделан педагогический просчет, допущена педагогическая ошибка, игнорирован принцип индивидуального подхода в воспитании, то есть, это те учащиеся, на которых вовремя не обратили внимания. Поэтому задача педагогов профессионального образования - привлечь таких ребят к интересному делу, переключить их активность и энергию в общественно полезное русло.
Литература
1. Байгулова Н.В. Реализация принципов социально-педагогической поддержки людей с особыми возможностями здоровья и образовательными потребностями // Вестник Северо-осетинского государственного университета им. Хетагурова. – 2016. – № 2. – С. 89-94.
2. Барсукова Т. Социально-педагогическое сопровождение детей «группы риска» и их семей // Социальная педагогика. – 2003. – № 1. – С. 18-22.
3. Василькова Ю. В. Методика и опыт работы социального педагога: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 124 с.
Шульга Т.И., Слот В., Спаниярд Х. Методика работы с детьми «группы риска». – УРАО, 1999. – 84 с.
Библиографическое описание:
Жданова О.В. ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В РАБОТЕ СО СТУДЕНТАМИ «ГРУППЫ РИСКА» // Научно-методический журнал «УчиЛаб». 2024. № 6.
URL: https://f.uchilab.ru/publ/journal/2024/6.pdf.
Аннотация:
Проблема профессионального воспитания масштабна, сложна и многогранна. Перед преподавателями стоит очень важная задача - подготовить квалифицированного и конкурентоспособного специалиста. Основной смысл профессионального воспитания заключается в создании условий для личностного роста, развития и совершенствования личности, постоянном творческом обновлении.
Личностно-ориентированный подход предполагает создание условий для полной реализации человека и, соответственно, развития личностных свойств субъектов целостного педагогического процесса, а не формирование личности с четко заданными свойствами. Личностный подход – это базовый компонент деятельности педагога, определяющий его профессиональную позицию во взаимодействии с каждым студентом. Личностный подход незаменим в осознании себя личностью, выявлении, раскрытии потенциальных возможностей в процессе становления самосознания, в осуществлении личностно-значимых и общественно приемлемых способов самоопределения, самореализации и самоутверждения [2].
Использование преподавателями, работающими в системе среднего профессионального образования (далее – СПО), традиционного и личностно-ориентированных подходов предполагает учет индивидуальных особенностей студента. В рамках личностно-ориентированного подхода целью профессиональной деятельности обучающего становится развития индивидуальности обучающегося, при использовании традиционного реализуется другая установка – освоение ЗУНов, обязательных для усвоения каждым студентом. При этом, личностно-ориентированный подход помогает развивать в студентах СПО индивидуальные проявления в их вариациях, тогда как традиционный подход направляет педагогический процесс на формирование социально типичного обучающегося (студента СПО). Однако, не будем резко отзываться о традиционном подходе, имеющем давнюю историю, конкретные процессуальные результаты.
В процессе подготовки новых кадров крайне необходимым считаем получение и учет информации об индивидуальных особенностях обучающегося. На основании вышесказанного можно сделать вывод о необходимости реализации личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании студентов СПО.
Подготовка будущих специалистов предполагает проведение воспитательной работы, что так же становится возможным в рамках личностно – ориентированного подхода. При этом, главное место занимает реализация следующих принципов: самоактуализации (важно побудить и поддержать стремление студента к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей); индивидуальности (член коллектива должен быть / стать самим собой, обрести свой образ Я); субъектности (преподаватель может помочь студенту стать подлинным субъектом жизнедеятельности, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта, при условии желания субъекта видеть в себе изменения, приводящие к наработке определенных умений, приближающих его к профессиональной деятельности); выбора (условия постоянного выбора форм и способов организации учебно- воспитательного процесса в группе или микрогруппе); творчества и успеха (через творчество студент выявляет свои способности, выявляет свои лидерские способности); доверия и поддержки (разумный контроль; возможность реабилитироваться, закрыть задолженности и пропуски разным категориям студентов, в том числе, относящимся к «группе риска»).
Личностный подход является ведущим в организации учебно-воспитательного процесса. В отличие от индивидуального подхода он требует знания структуры личности и ее элементов, их связи, как между собой, так и целостной личностью. В связи с этим следует выделить идею личностного подхода, суть которой в том, что в учебное заведение приходят не просто студенты, а студенты-личности со своим миром чувств и переживаний. Это и следует в первую очередь учитывать преподавателю в своей работе, а особенно это актуально для студентов из групп так называемой «группы риска» [4].
Не секрет, что в последние годы контингент поступающих в средние профессиональные учебные заведения достаточно сложный. Социальные и экономические проблемы, национально-демографические и политико-правовые перемены в современной России коснулись и системы профессионального образования. Как следствие, обесценивание духовно-нравственных идеалов, рост детской безнадзорности и беспризорности, низкий жизненный уровень, увеличение числа неблагополучных семей, при этом происходит дистанцирование учебных заведений от детей с трудной судьбой. Учащиеся, находящиеся в сложной жизненной ситуации составляют на сегодняшний день целый пласт детей, относящихся к «группе риска». В семьях не все родители уделяют внимание важным проблемам растущего человека. Родители стремятся зарабатывать деньги, чтобы дети были обеспечены и ни в чем не нуждались, но это, зачастую, отдаляет и отделяет детей от родителей.
Существуют категории детей (дети-инвалиды, дети-сироты, дети-правонарушители), положение которых законодательно и нормативно регулируются государством, существуют специальные органы и ведомства, которые выявляют таких детей, устанавливают их статус, а также специальные учреждения для них. Однако есть еще одна категория детей «группы риска», к которой обычно относят детей из неблагополучных семей, плохо успевающих еще в школе, характеризующихся различными проявлениями девиантного поведения и т.д. Преподаватель СПО должен обратить внимание на все возможные проявления обучающегося, которые могут отнести его к «группе риска».
Поэтому всю воспитательную работу по социально-педагогической поддержке студентов «группы риска» целесообразно строить не только на ранее перечисленных, но и на следующих принципах:
- уважения индивидуальности личности (каждый обучающийся имеет право на уважение, даже если относится к неблагополучной категории);
- коллективной деятельности (совместная коллективная деятельность помогает развиваться человеческим качествам; взаимодействие в коллективе позволяет человеку реализовывать свои проекты и быть услышанным коллегами);
- разумной требовательности (можно все, что не противоречит закону, правилам внутреннего распорядка, не вредит здоровью, не унижает достоинства других);
- возрастного подхода (принцип природосообразности, описанный еще Я.А.Коменским);
- диалога (педагог иногда может не увидеть новые варианты решения проблемы, тогда как студент может предложить вполне оригинальное решение);
- педагогической поддержки (авторитет нельзя купить, поэтому преподаватель должен дать студенту чувство защищенности, комфорта, даже в ситуации неподготовленности. Но это не значит «смотреть сквозь пальцы») и т.д.
Надо отметить, что концепция воспитательной системы по социально-педагогической поддержке студентов «группы риска» разработана и предполагает следующие функции: - развивающую (у студентов «группы риска» мотивация имеет специфические особенности. Они должны понимать, что одним из направлений их возможной самореализации может стать учебная деятельность); - развлекательную (ситуация благоприятной атмосферы на занятии благотворно влияет на межличностные взаимоотношения внутри коллектива); - защитную (ситуация поддержки, плеча дает детям «группы риска» возможность чувствовать себя защищенным); - корректирующую (коррекция поведения и общения студента с целью предупреждения негативного влияния на формирование личности) [3].
Система СПО и воспитания призвана не только повысить уровень подготовки специалистов со средним профессиональным образованием, но и создать условия для личностного роста студентов, выявить и развить положительные качества и творческие способности студентов. Исходя из этих целей, и организовывается работа с группой с первых дней обучения.
Для осуществления психолого-педагогического сопровождения подобраны различные методики исследования личностных особенностей студентов групп нового набора, для выявления основных трудностей и оказания своевременной помощи, которые позволяют выявить динамику основных личностных и коммуникативных характеристик студентов, а также изменения в психологическом климате студенческой группы, в том числе, и имеющих особые возможности здоровья и образовательные потребности [1]. Для таких обучающих возможно организовать помощь тьюторов, как специалистов по сопровождению.
В заключении следует отметить, что в категорию студентов «группы риска» часто относят педагогически запущенных выпускников школ, в отношении которых где-то, когда-то и кем-то был сделан педагогический просчет, допущена педагогическая ошибка, игнорирован принцип индивидуального подхода в воспитании, то есть, это те учащиеся, на которых вовремя не обратили внимания. Поэтому задача педагогов профессионального образования - привлечь таких ребят к интересному делу, переключить их активность и энергию в общественно полезное русло.
Литература
1. Байгулова Н.В. Реализация принципов социально-педагогической поддержки людей с особыми возможностями здоровья и образовательными потребностями // Вестник Северо-осетинского государственного университета им. Хетагурова. – 2016. – № 2. – С. 89-94.
2. Барсукова Т. Социально-педагогическое сопровождение детей «группы риска» и их семей // Социальная педагогика. – 2003. – № 1. – С. 18-22.
3. Василькова Ю. В. Методика и опыт работы социального педагога: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 124 с.
Шульга Т.И., Слот В., Спаниярд Х. Методика работы с детьми «группы риска». – УРАО, 1999. – 84 с.