Белугина Ирина Анатольевна, учитель МБОУ "С (К) ОШ № 72 г. ЧЕЛЯБИНСК"
Библиографическое описание:
Белугина И.А. ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О ДЕТЯХ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ // Научно-методический журнал «УчиЛаб». 2024. № 6. URL: https://f.uchilab.ru/publ/journal/2024/6.pdf.
Аннотация
Анализ литературных источников показал, что для детей с нарушением зрения характерны неравномерность развития психики на различных возрастных этапах.
Первичный сенсорный дефект зрения обуславливает появление иерархического комплекса вторичных отклонений, начиная от недоразвития отдельных функций, наиболее приближенных к первичному дефекту, и кончая сложными личностными образованиями.
Стереоскопическое зре́ние ́ (от греч. στερεός — «твёрдый, пространственный») — вид зрения, при котором возможно восприятие формы, размеров и расстояния до предмета, например благодаря бинокулярному зрению (количество глаз, может быть, и больше 2-х, как, например, у ос — два сложных глаза и три простых глаза (глазка), скорпионов — 3-6 пар глаз) или другим типам зрения.
Бинокулярность – способность человека соединять два изображения, полученные обоими глазами, в целостную картинку.
Граница поля зрения – это та часть окружающего пространства, которую можно охватить одновременно при полной неподвижности глаз.
Гиподинамия (от греческого hypo - внизу и dynamis - сила) - ослабление мышечной деятельности, вызванное сидячим образом жизни и ограничением двигательной активности.
Острота зрения – это способность глаза различать мелкие детали наблюдаемого объекта на определенном расстоянии.
На основе проведённых в тифлопсихологии и тифлопедагогике исследований Плаксиной Л.И., можно представить определённым образом взаимосвязанную структуру нарушений у детей с патологией зрения:
-нарушение зрения: снижение остроты зрения, чёткости видения, снижение скорости переработки информации, нарушение поля обзора, глазодвигательных функций, нарушение бинокулярности, стереоскопичности, выделение цветности, контрастности и количества признаков и свойств, при симультанном восприятии объектов и др.; [9]
-неполнота, неточность, фрагментарность, замедленность, обеднённость зрительного восприятия;
-обеднённость представлений и образов предметов, снижение уровня чувственного опыта, определяющего содержание образов мышления, речи и памяти, замедление хода развития всех познавательных процессов;
-нарушение двигательной сферы, трудности зрительно-двигательной ориентации, приводящей к гиподинамии и затем к снижению функциональных возможностей организма;
-нарушение эмоционально-волевой сферы, проявляющееся в неуверенности, скованности, снижении познавательного интереса, замкнутости, проявлении беспомощности в различных видах деятельности, социальных коммуникациях, снижении различных желаний.
У детей с нарушениями зрения наблюдается неполнота и фрагментарность восприятия предметов, процессов и явлений окружающей действительности, что отрицательно сказывается на овладении знаниями и умениями [8].
Литвак А.Г., Солнцева Л.И., Денискина В.З. считают, что слабовидящие пользуются зрением как основным средством восприятия. Познание ими окружающего мира, формирование и развитие всех видов деятельности протекает в условиях нарушенного зрения и строится на суженной наглядной и действенной основе. Острота зрения является ведущим фактором в восприятии объектов окружающей действительности. Дети с нарушением зрения испытывают трудности в восприятии формы и размеров, оценке положения предметов, в частности в узнавании обозначений и деталей изображений на рисунках, чертежах и схемах. У них наблюдаются ошибки в точности и полноте восприятия предметов и изображений. Поэтому необходимо обогащать зрительный опыт созданием специальных условий, обеспечивающих предоставление информации об окружающей действительности, выделением сигнальных свойств в предметах и изображениях [3,4,5,9].
У детей с нарушением зрения наблюдается также изменение границ поля зрения. Дети с нормальным полем зрения способны в известных пределах обозревать предметы и явления целостно, одновременно, во взаимных связях и отношениях. Нормальное поле зрения позволяет им охватывать взором дистантно расположенные объекты. Сужение поля зрения затрудняет целостность, одновременность и динамичность восприятия. При восприятии изображений лицами с узким полем зрения глаза совершают последовательный обход вдоль контура. При этом возникают соскальзывания с контура, частые изменения направления движения, возвраты, увеличивается длительность фиксации взора. Не вдаваясь в анализ характера заболеваний, приводящих к сужению границ поля зрения, отметим, что при сужении поля зрения ребенок осматривает предметы и изображения по частям, выделяя их отдельные признаки и свойства. Иначе говоря, целостный, одновременный характер восприятия у данной категории детей заменяется последовательным (сукцессивным) узнаванием.
По мнению Плаксиной Л.И., для детей с нарушенным зрением характерны нарушения форменного, стереоскопического, глубинного зрения, которые не позволяют адекватно воспринимать форму и целостность предметов, расстояние между ними, оценивать глубину пространства. При нормальном бинокулярном, стереоскопическом зрении ребенок правильно производит оценку глубины пространства, расстояния между предметами. Дети с нарушением зрения относительно легко воспринимают формы плоских, двумерных предметов. Значительно сложнее осуществляется восприятие объемных предметов, различение расстояния между ними, оценка глубины пространства. Нарушение бинокулярного зрения чаще всего обусловлено косоглазием и приводит к отклонениям в оценке глубины пространства и отношений между равноудаленными предметами, что осложняет создание синтезированного зрительного образа [8].
Литвак А.Г., Солнцева Л.И., Каплан А.И. утверждают, что среди слабовидящих имеется большое число детей с нарушением цветоразличительных функций и контрастной чувствительности зрения.
В условиях частичной потери зрения снижается количество стимулирующей, сигнальной информации для осязательных действий. Кроме того, обеднение зрительной информации снижает познавательный интерес ребёнка, что, по мнению Свиридюк Т.П. и Морозовой Н.Г., предопределяет весь ход развития познавательной деятельности [3,4,5,9].
Литвак А.Г., Солнцева Л.И. считают, что снижение зрения сказывается на формировании понятий и понимании значения слов. Недостаточная зрительно-пространственная ориентация создаёт трудности при выполнении заданий, где необходим дистанционный зрительный анализ объектов. [4,5,9]
Чем меньше чувственной информации получает ребёнок с нарушением зрения, тем большим вербализмом характеризуются его образы мышления, речи и памяти. Операционная и регулирующая роль этих образов недостаточно выражена.
У детей нарушениями зрения психические процессы: память, внимание, мышление, воображение, эмоционально волевая сфера развиты слабо.
Исследователи Денискина В.З., Плаксина Л.И., Ремезова Л.А. склоны считать, что действия детей с нарушениями зрения ограничены и неточны. Это объясняет наличие ошибок. Между практическими и мыслительными действиями наблюдается некоторый разрыв [2,9].
Развитие ребенка с нарушенным зрением осуществляется в условиях специального обучения и воспитания, в процессе которых формируются функциональные системы, развиваются способы действия и способы усвоения социального опыта, формируются способности и личность ребенка в целом.
Психолого-педагогическую характеристику для детей с нарушениями зрения нужно обязательно учитывать, если педагог обучает ребенка со сложной структурой дефекта, если один из дефектов, это нарушения зрения.
Список литературы
1. Дружинина, Л.А. В помощь тифлопедагогу ДОУ: учебно-методическое пособие для студентов высших педагогических учебных заведений дефектологических факультетов [Текст] / Л.А. Дружинина, Л.Б. Осипова. – Челябинск, 2010.
2. Денискина. В.З. Классификация детей с нарушением зрения // Физическое воспитание детей с нарушением зрения в детском саду и начальной школе [Текст] / В.З. Денискина. – М.: Наука, 2005. №8
3. Каплан, А.И. Если ребенок плохо видит [Текст] / А.И. Каплан, Н.Г. Морозова. – М.: Педагогика, 1969.
4. Литвак, А.Г. Психология слепых и слабовидящих: учебное пособие [Текст] / А.Г. Литвак. – СПб., 2006.
5. Литвак. А.Г. Тифлопсихология [Текст] / А.Г. Литвак. – М.: Просвещение, 1985.
6. Основы специальной психологии // учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений [Текст] / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева. // под. ред. Л.В. Кузнецовой. - М.: Издательский центр «Академия», 2008.
7. Основы специальной психологии [Текст] / под. ред. В.И. Лубовского. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
8. Плаксина, Л.И. Содержание медико-педагогической помощи в дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения [Текст] / Л.И. Плаксина, Л.А. Григорян. // Ин-т коррекц. педагогики РАО. — М.: ГороД, 1998.
9.Солнцева. Л.И. Ведение в тифлопсихологию раннего, дошкольного и школьного возраста [Текст] / Л.И. Солнцева. – М.: Полиграф- сервис, 1997.
Библиографическое описание:
Белугина И.А. ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О ДЕТЯХ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ // Научно-методический журнал «УчиЛаб». 2024. № 6. URL: https://f.uchilab.ru/publ/journal/2024/6.pdf.
Аннотация
Анализ литературных источников показал, что для детей с нарушением зрения характерны неравномерность развития психики на различных возрастных этапах.
Первичный сенсорный дефект зрения обуславливает появление иерархического комплекса вторичных отклонений, начиная от недоразвития отдельных функций, наиболее приближенных к первичному дефекту, и кончая сложными личностными образованиями.
Стереоскопическое зре́ние ́ (от греч. στερεός — «твёрдый, пространственный») — вид зрения, при котором возможно восприятие формы, размеров и расстояния до предмета, например благодаря бинокулярному зрению (количество глаз, может быть, и больше 2-х, как, например, у ос — два сложных глаза и три простых глаза (глазка), скорпионов — 3-6 пар глаз) или другим типам зрения.
Бинокулярность – способность человека соединять два изображения, полученные обоими глазами, в целостную картинку.
Граница поля зрения – это та часть окружающего пространства, которую можно охватить одновременно при полной неподвижности глаз.
Гиподинамия (от греческого hypo - внизу и dynamis - сила) - ослабление мышечной деятельности, вызванное сидячим образом жизни и ограничением двигательной активности.
Острота зрения – это способность глаза различать мелкие детали наблюдаемого объекта на определенном расстоянии.
На основе проведённых в тифлопсихологии и тифлопедагогике исследований Плаксиной Л.И., можно представить определённым образом взаимосвязанную структуру нарушений у детей с патологией зрения:
-нарушение зрения: снижение остроты зрения, чёткости видения, снижение скорости переработки информации, нарушение поля обзора, глазодвигательных функций, нарушение бинокулярности, стереоскопичности, выделение цветности, контрастности и количества признаков и свойств, при симультанном восприятии объектов и др.; [9]
-неполнота, неточность, фрагментарность, замедленность, обеднённость зрительного восприятия;
-обеднённость представлений и образов предметов, снижение уровня чувственного опыта, определяющего содержание образов мышления, речи и памяти, замедление хода развития всех познавательных процессов;
-нарушение двигательной сферы, трудности зрительно-двигательной ориентации, приводящей к гиподинамии и затем к снижению функциональных возможностей организма;
-нарушение эмоционально-волевой сферы, проявляющееся в неуверенности, скованности, снижении познавательного интереса, замкнутости, проявлении беспомощности в различных видах деятельности, социальных коммуникациях, снижении различных желаний.
У детей с нарушениями зрения наблюдается неполнота и фрагментарность восприятия предметов, процессов и явлений окружающей действительности, что отрицательно сказывается на овладении знаниями и умениями [8].
Литвак А.Г., Солнцева Л.И., Денискина В.З. считают, что слабовидящие пользуются зрением как основным средством восприятия. Познание ими окружающего мира, формирование и развитие всех видов деятельности протекает в условиях нарушенного зрения и строится на суженной наглядной и действенной основе. Острота зрения является ведущим фактором в восприятии объектов окружающей действительности. Дети с нарушением зрения испытывают трудности в восприятии формы и размеров, оценке положения предметов, в частности в узнавании обозначений и деталей изображений на рисунках, чертежах и схемах. У них наблюдаются ошибки в точности и полноте восприятия предметов и изображений. Поэтому необходимо обогащать зрительный опыт созданием специальных условий, обеспечивающих предоставление информации об окружающей действительности, выделением сигнальных свойств в предметах и изображениях [3,4,5,9].
У детей с нарушением зрения наблюдается также изменение границ поля зрения. Дети с нормальным полем зрения способны в известных пределах обозревать предметы и явления целостно, одновременно, во взаимных связях и отношениях. Нормальное поле зрения позволяет им охватывать взором дистантно расположенные объекты. Сужение поля зрения затрудняет целостность, одновременность и динамичность восприятия. При восприятии изображений лицами с узким полем зрения глаза совершают последовательный обход вдоль контура. При этом возникают соскальзывания с контура, частые изменения направления движения, возвраты, увеличивается длительность фиксации взора. Не вдаваясь в анализ характера заболеваний, приводящих к сужению границ поля зрения, отметим, что при сужении поля зрения ребенок осматривает предметы и изображения по частям, выделяя их отдельные признаки и свойства. Иначе говоря, целостный, одновременный характер восприятия у данной категории детей заменяется последовательным (сукцессивным) узнаванием.
По мнению Плаксиной Л.И., для детей с нарушенным зрением характерны нарушения форменного, стереоскопического, глубинного зрения, которые не позволяют адекватно воспринимать форму и целостность предметов, расстояние между ними, оценивать глубину пространства. При нормальном бинокулярном, стереоскопическом зрении ребенок правильно производит оценку глубины пространства, расстояния между предметами. Дети с нарушением зрения относительно легко воспринимают формы плоских, двумерных предметов. Значительно сложнее осуществляется восприятие объемных предметов, различение расстояния между ними, оценка глубины пространства. Нарушение бинокулярного зрения чаще всего обусловлено косоглазием и приводит к отклонениям в оценке глубины пространства и отношений между равноудаленными предметами, что осложняет создание синтезированного зрительного образа [8].
Литвак А.Г., Солнцева Л.И., Каплан А.И. утверждают, что среди слабовидящих имеется большое число детей с нарушением цветоразличительных функций и контрастной чувствительности зрения.
В условиях частичной потери зрения снижается количество стимулирующей, сигнальной информации для осязательных действий. Кроме того, обеднение зрительной информации снижает познавательный интерес ребёнка, что, по мнению Свиридюк Т.П. и Морозовой Н.Г., предопределяет весь ход развития познавательной деятельности [3,4,5,9].
Литвак А.Г., Солнцева Л.И. считают, что снижение зрения сказывается на формировании понятий и понимании значения слов. Недостаточная зрительно-пространственная ориентация создаёт трудности при выполнении заданий, где необходим дистанционный зрительный анализ объектов. [4,5,9]
Чем меньше чувственной информации получает ребёнок с нарушением зрения, тем большим вербализмом характеризуются его образы мышления, речи и памяти. Операционная и регулирующая роль этих образов недостаточно выражена.
У детей нарушениями зрения психические процессы: память, внимание, мышление, воображение, эмоционально волевая сфера развиты слабо.
Исследователи Денискина В.З., Плаксина Л.И., Ремезова Л.А. склоны считать, что действия детей с нарушениями зрения ограничены и неточны. Это объясняет наличие ошибок. Между практическими и мыслительными действиями наблюдается некоторый разрыв [2,9].
Развитие ребенка с нарушенным зрением осуществляется в условиях специального обучения и воспитания, в процессе которых формируются функциональные системы, развиваются способы действия и способы усвоения социального опыта, формируются способности и личность ребенка в целом.
Психолого-педагогическую характеристику для детей с нарушениями зрения нужно обязательно учитывать, если педагог обучает ребенка со сложной структурой дефекта, если один из дефектов, это нарушения зрения.
Список литературы
1. Дружинина, Л.А. В помощь тифлопедагогу ДОУ: учебно-методическое пособие для студентов высших педагогических учебных заведений дефектологических факультетов [Текст] / Л.А. Дружинина, Л.Б. Осипова. – Челябинск, 2010.
2. Денискина. В.З. Классификация детей с нарушением зрения // Физическое воспитание детей с нарушением зрения в детском саду и начальной школе [Текст] / В.З. Денискина. – М.: Наука, 2005. №8
3. Каплан, А.И. Если ребенок плохо видит [Текст] / А.И. Каплан, Н.Г. Морозова. – М.: Педагогика, 1969.
4. Литвак, А.Г. Психология слепых и слабовидящих: учебное пособие [Текст] / А.Г. Литвак. – СПб., 2006.
5. Литвак. А.Г. Тифлопсихология [Текст] / А.Г. Литвак. – М.: Просвещение, 1985.
6. Основы специальной психологии // учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений [Текст] / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева. // под. ред. Л.В. Кузнецовой. - М.: Издательский центр «Академия», 2008.
7. Основы специальной психологии [Текст] / под. ред. В.И. Лубовского. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
8. Плаксина, Л.И. Содержание медико-педагогической помощи в дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения [Текст] / Л.И. Плаксина, Л.А. Григорян. // Ин-т коррекц. педагогики РАО. — М.: ГороД, 1998.
9.Солнцева. Л.И. Ведение в тифлопсихологию раннего, дошкольного и школьного возраста [Текст] / Л.И. Солнцева. – М.: Полиграф- сервис, 1997.