Бровкина Наталья Викторовна, воспитатель
БЕЛГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ, ЧЕРНЯНСКИЙ РАЙОН, ЧЕРНЯНКА, МБДОУ "Россияночка"
Библиографическое описание:
Бровкина Н.В. РАЗВИТИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА // Научно-методический журнал «УчиЛаб». 2025.
№ 1(10). Часть 2. URL: https://f.uchilab.ru/publ/journal/2025/10-2.pdf.
Данной проблеме уделяется особое внимание, проводится систематическая и целенаправленная работа. Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Для полноценного психического развития ребёнка необходимы особые формы обучения маленьких детей, определённые педагогические воздействия. Однако, эти воздействия имеют серьёзную специфику и во многом отличаются от тех, которые обычно используются для детей дошкольного возраста и коллективу дошкольного учреждения необходимо предусмотреть комплекс самых разнообразных мероприятий.
Развитие игровой деятельности у детей раннего возраста тесно связано с развитием у детей речи, памяти, способности концентрироваться, внимания, наблюдательности и мышления. Ведь все перечисленные психические процессы развиваются именно в играх, а не в процессе обучения.
И, наконец – развитие игровой деятельности влияет не только на развитие личности в целом, но и формирует отдельные познавательные процессы. Игра для ребенка наиболее доступный вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений.
Развития игровой деятельности у детей раннего возраста в наше время ни у кого не вызывает сомнения. Связано это с тем, что ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка.
На этапе дошкольного детства (первые три года жизни) одна из наиболее важных задач заложить наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательную активность, любознательность, целенаправленность и настойчивость, воображение, и многие другое.
Важность развития игровой деятельности подчеркивается и в современных нормативных документах по дошкольному образованию.
Требования к условиям реализации основной образовательной программы пункт 13.1. «Образовательное пространство группы должно быть оснащено средствами обучения, соответствующими материалами, в том числе игровыми. Организация пространства и разнообразие материалов, оборудования должно обеспечивать игровую, познавательную, исследовательскую, творческую активность воспитанников Игра - выступает как форма социализации ребёнка. Игра – не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности.
Государственный образовательный стандарт дошкольного образования рассматривает игру, как важное средство социализации ребенка, его развития. Большое внимание уделяется игре, которая является ведущим видом деятельности ребёнка - дошкольника.
Уже с первых лет своей жизни ребенок должен уметь играть. Речь, память, способность концентрироваться, внимание, наблюдательность и мышление развиваются именно в играх, а не в процессе обучения.
Не маловажным в играх для детей являются правила, в игре ребенку объясняют, что существуют особые правила, которые определяют, как можно и как нельзя играть, как надо и как не стоит себя вести. Привыкая с детства к игре по правилам, ребенок и в будущем будет стараться соблюдать общественные нормы, а малышу, не выработавшему такой привычки, будет трудно к ним приспособиться, и он может не понять, зачем придерживаться таких строгих ограничений.
Но игра влияет не только на развитие личности в целом, она формирует и отдельные познавательные процессы, и речь, и произвольность поведения.
Ранний возраст – первоначальный этап усвоения общественного опыта. Игра для ребенка наиболее доступный вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений. Она соответствует наглядно-образному характеру мышления ребенка, эмоциональности и активности. Таким образом, закономерно, что в жизни ребенка игра появляется на самых ранних стадиях его развития. К игре детей побуждает стремление знакомиться с окружающим миром, активно действовать в общении со сверстниками, участвовать в жизни взрослых, осуществлять свои мечты.
Проблема развития игровой деятельности становится еще и потому, что современные педагоги-практики отмечают факт ухода игры из детской жизни. Пристальное внимание к развитию игровой деятельности обусловлено её статусом в дошкольном детстве, её ведущей ролью в познавательном, социальном, физическом и культурном развитии дошкольников. В опыте успешно решается противоречие между необходимостью развития игровой деятельностью детей раннего возраста и недостаточным вниманием к этой проблеме в практике ДОУ.
На сегодняшний день проблема развития игровой деятельности у детей раннего возраста очень актуальна. В отечественной педагогической практике накоплен достаточный опыт развития игровой деятельности детей раннего возраста. В ряде исследований отмечается, что в игре детей раннего возраста создаются особо благоприятные условия для формирования способности производить действия в умственном плане, происходит связь мышления с развитием различных сторон личности ребенка
Одним из основных условий развития игровой деятельности детей раннего возраста являлся системный и комплексный подход к решению проблемы. Безусловно, что в игровой деятельности развивается способность к воображению, образному мышлению, это происходит по тому, что ребёнок воссоздаёт в игре то, что ему интересно с помощью условных действий.
В игре ребёнок воссоздаёт действие взрослого и приобретает опыт взаимодействия со сверстниками. В игре он учится подчинять свои желания определённым требованиям.
В раннем возрасте — игра предметная, когда ребенка увлекает перенос действия с предметом в новые условия. Ложкой кормит и кукол, и мишек, и лошадку, и машину пробуждение интереса — процесс обучения в игровой форме развлекает, доставляет удовольствие и радость, нейтрализует стрессовое напряжение, превращает познание окружающего мира и освоение новых практических навыков в увлекательное путешествие. Малыш познаёт свой внутренний мир, учится проявлять инициативность, высказывает своё мнение в общении, опирается на самостоятельность, делает осознанный выбор рода занятий и партнёров по игре.
Формирование культуры сотрудничества — совместная игра помогает развить психологические навыки солидарности, обучает коллективной деятельности, умению слышать не только самого себя, но и партнёров по игре, является прекрасным практическим тренингом по искусству разрешения конфликтов и умению находить компромисс, воспитывает уважение к другим людям, формирует чувство справедливости и собственного достоинства.
Формирование игровой деятельности у детей проходит длинный путь развития. Элементы игры впервые появляются в младенческом возрасте, со временем складываются ее высшие формы, в частности сюжетно – ролевая игра. Зарождается игра как предметно – игровая деятельность. Игре с элементами воображаемой ситуации предшествуют этапы игры младенца: ознакомительный и отобразительный.
В процессе таких игр ребенок постепенно осваивал разные ролевые отношения, учится строить диалоги, общался с партнером по игре.
Стимулировали ролевое поведение и авторские стихи, написанные для самых маленьких. В ходе таких игр движения ребенка и взрослого изображали действия персонажей, а сопровождающие их стишки выражали их эмоциональное состояние и объясняли смысл игры.
Вовлечению ребенка в воображаемую ситуацию способствовали не только специально организованные игры, но и обыгрывание любых предметных действий.
Игра для детей стала более самостоятельной и творческой, а также способом исследования и ориентации в реальном мире. Включаясь в процесс игры, дети научились выражать собственную индивидуальность и развивать внутренние личностные качества. Дети овладели навыками самостоятельной игры.
Развились взаимоотношения детей в игре (сначала они возникали и по вне игровому поводу - места или игрушки, привлекающей ребенка). У детей сформировалось умение играть с игрушками, проявился интерес к деятельности сверстников и подражание их действиям. Взаимоотношения также возникают и по вне игровым поводам.
У детей ярко выражена потребность в игре с сюжетными игрушками, с удовольствием включаются в игру, играют долго, увлечённо и не отвлекаясь. Репертуар игровых действий стал разнообразен. Дети придумывают новые варианты использования предметов. Игра стала сопровождаться развернутыми высказываниями, эмоциональными обращениями к персонажам и взрослому. Все чаще использовались предметы-заместители, что обогащало игру. Дети самостоятельно берут на себя несложные роли, отступают от навязываемого игрушками сюжета и разыгрывают собственный.
БЕЛГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ, ЧЕРНЯНСКИЙ РАЙОН, ЧЕРНЯНКА, МБДОУ "Россияночка"
Библиографическое описание:
Бровкина Н.В. РАЗВИТИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА // Научно-методический журнал «УчиЛаб». 2025.
№ 1(10). Часть 2. URL: https://f.uchilab.ru/publ/journal/2025/10-2.pdf.
Данной проблеме уделяется особое внимание, проводится систематическая и целенаправленная работа. Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Для полноценного психического развития ребёнка необходимы особые формы обучения маленьких детей, определённые педагогические воздействия. Однако, эти воздействия имеют серьёзную специфику и во многом отличаются от тех, которые обычно используются для детей дошкольного возраста и коллективу дошкольного учреждения необходимо предусмотреть комплекс самых разнообразных мероприятий.
Развитие игровой деятельности у детей раннего возраста тесно связано с развитием у детей речи, памяти, способности концентрироваться, внимания, наблюдательности и мышления. Ведь все перечисленные психические процессы развиваются именно в играх, а не в процессе обучения.
И, наконец – развитие игровой деятельности влияет не только на развитие личности в целом, но и формирует отдельные познавательные процессы. Игра для ребенка наиболее доступный вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений.
Развития игровой деятельности у детей раннего возраста в наше время ни у кого не вызывает сомнения. Связано это с тем, что ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка.
На этапе дошкольного детства (первые три года жизни) одна из наиболее важных задач заложить наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательную активность, любознательность, целенаправленность и настойчивость, воображение, и многие другое.
Важность развития игровой деятельности подчеркивается и в современных нормативных документах по дошкольному образованию.
Требования к условиям реализации основной образовательной программы пункт 13.1. «Образовательное пространство группы должно быть оснащено средствами обучения, соответствующими материалами, в том числе игровыми. Организация пространства и разнообразие материалов, оборудования должно обеспечивать игровую, познавательную, исследовательскую, творческую активность воспитанников Игра - выступает как форма социализации ребёнка. Игра – не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности.
Государственный образовательный стандарт дошкольного образования рассматривает игру, как важное средство социализации ребенка, его развития. Большое внимание уделяется игре, которая является ведущим видом деятельности ребёнка - дошкольника.
Уже с первых лет своей жизни ребенок должен уметь играть. Речь, память, способность концентрироваться, внимание, наблюдательность и мышление развиваются именно в играх, а не в процессе обучения.
Не маловажным в играх для детей являются правила, в игре ребенку объясняют, что существуют особые правила, которые определяют, как можно и как нельзя играть, как надо и как не стоит себя вести. Привыкая с детства к игре по правилам, ребенок и в будущем будет стараться соблюдать общественные нормы, а малышу, не выработавшему такой привычки, будет трудно к ним приспособиться, и он может не понять, зачем придерживаться таких строгих ограничений.
Но игра влияет не только на развитие личности в целом, она формирует и отдельные познавательные процессы, и речь, и произвольность поведения.
Ранний возраст – первоначальный этап усвоения общественного опыта. Игра для ребенка наиболее доступный вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений. Она соответствует наглядно-образному характеру мышления ребенка, эмоциональности и активности. Таким образом, закономерно, что в жизни ребенка игра появляется на самых ранних стадиях его развития. К игре детей побуждает стремление знакомиться с окружающим миром, активно действовать в общении со сверстниками, участвовать в жизни взрослых, осуществлять свои мечты.
Проблема развития игровой деятельности становится еще и потому, что современные педагоги-практики отмечают факт ухода игры из детской жизни. Пристальное внимание к развитию игровой деятельности обусловлено её статусом в дошкольном детстве, её ведущей ролью в познавательном, социальном, физическом и культурном развитии дошкольников. В опыте успешно решается противоречие между необходимостью развития игровой деятельностью детей раннего возраста и недостаточным вниманием к этой проблеме в практике ДОУ.
На сегодняшний день проблема развития игровой деятельности у детей раннего возраста очень актуальна. В отечественной педагогической практике накоплен достаточный опыт развития игровой деятельности детей раннего возраста. В ряде исследований отмечается, что в игре детей раннего возраста создаются особо благоприятные условия для формирования способности производить действия в умственном плане, происходит связь мышления с развитием различных сторон личности ребенка
Одним из основных условий развития игровой деятельности детей раннего возраста являлся системный и комплексный подход к решению проблемы. Безусловно, что в игровой деятельности развивается способность к воображению, образному мышлению, это происходит по тому, что ребёнок воссоздаёт в игре то, что ему интересно с помощью условных действий.
В игре ребёнок воссоздаёт действие взрослого и приобретает опыт взаимодействия со сверстниками. В игре он учится подчинять свои желания определённым требованиям.
В раннем возрасте — игра предметная, когда ребенка увлекает перенос действия с предметом в новые условия. Ложкой кормит и кукол, и мишек, и лошадку, и машину пробуждение интереса — процесс обучения в игровой форме развлекает, доставляет удовольствие и радость, нейтрализует стрессовое напряжение, превращает познание окружающего мира и освоение новых практических навыков в увлекательное путешествие. Малыш познаёт свой внутренний мир, учится проявлять инициативность, высказывает своё мнение в общении, опирается на самостоятельность, делает осознанный выбор рода занятий и партнёров по игре.
Формирование культуры сотрудничества — совместная игра помогает развить психологические навыки солидарности, обучает коллективной деятельности, умению слышать не только самого себя, но и партнёров по игре, является прекрасным практическим тренингом по искусству разрешения конфликтов и умению находить компромисс, воспитывает уважение к другим людям, формирует чувство справедливости и собственного достоинства.
Формирование игровой деятельности у детей проходит длинный путь развития. Элементы игры впервые появляются в младенческом возрасте, со временем складываются ее высшие формы, в частности сюжетно – ролевая игра. Зарождается игра как предметно – игровая деятельность. Игре с элементами воображаемой ситуации предшествуют этапы игры младенца: ознакомительный и отобразительный.
В процессе таких игр ребенок постепенно осваивал разные ролевые отношения, учится строить диалоги, общался с партнером по игре.
Стимулировали ролевое поведение и авторские стихи, написанные для самых маленьких. В ходе таких игр движения ребенка и взрослого изображали действия персонажей, а сопровождающие их стишки выражали их эмоциональное состояние и объясняли смысл игры.
Вовлечению ребенка в воображаемую ситуацию способствовали не только специально организованные игры, но и обыгрывание любых предметных действий.
Игра для детей стала более самостоятельной и творческой, а также способом исследования и ориентации в реальном мире. Включаясь в процесс игры, дети научились выражать собственную индивидуальность и развивать внутренние личностные качества. Дети овладели навыками самостоятельной игры.
Развились взаимоотношения детей в игре (сначала они возникали и по вне игровому поводу - места или игрушки, привлекающей ребенка). У детей сформировалось умение играть с игрушками, проявился интерес к деятельности сверстников и подражание их действиям. Взаимоотношения также возникают и по вне игровым поводам.
У детей ярко выражена потребность в игре с сюжетными игрушками, с удовольствием включаются в игру, играют долго, увлечённо и не отвлекаясь. Репертуар игровых действий стал разнообразен. Дети придумывают новые варианты использования предметов. Игра стала сопровождаться развернутыми высказываниями, эмоциональными обращениями к персонажам и взрослому. Все чаще использовались предметы-заместители, что обогащало игру. Дети самостоятельно берут на себя несложные роли, отступают от навязываемого игрушками сюжета и разыгрывают собственный.