ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ КОЛЛЕДЖЕЙ
Батчаева Зумат Сулеймановна, преподаватель Чотчаева Алана Махтиевна, студент магистрант ФГБОУ ВО "Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева" г. Карачаевск
Библиографическое описание: Батчаева З.С., Чотчаева А.М. ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ КОЛЛЕДЖЕЙ // Научно-методический журнал «УчиЛаб». 2025. № 12 (21). URL: https://f.uchilab.ru/publ/journal/2025/21.pdf
Технический прогресс оказывает воздействие на различные аспекты человеческой деятельности, в том числе и на направления, связанные с искусством. Одним из главных прорывов в информационных технологиях выступает разработка и применение усовершенствованных версий искусственного интеллекта в виде искусственных нейронных сетей (далее - нейросеть) – компьютерных моделей в виде сложной системы взаимосвязанных процессоров с большой вычислительной мощностью ввиду особенности ее устройства, созданного по аналогии человеческого мозга со множеством нейронов. Нейросети могут выполнять огромное количество задач в зависимости от запроса пользователей, что стало событием двойственного характера с положительными и отрицательными последствиями. Учебный процесс в художественных колледжах также в определенной степени подвергся влиянию этого научного новшества. [2]
Прежде чем перейти к анализу проблем, рассмотрим некоторые положительные аспекты применения искусственного интеллекта в обучении студентов художественных колледжей. Нейросети могут использоваться в качестве: − инструмента анализа работы, выявляющего сильные стороны изображения и указывающего на ошибки;
− создания учебного референса для понимания тонкостей изображения объекта. [1]
Данные способы применения носят положительный характер в случае корректности нейросетевого анализа и вдумчивого применения шаблонов с целью понять суть приема.
Помимо благоприятных аспектов, существует также ряд проблем в применении нейросетей для обучения в художественных колледжах. Ключевая проблема использования искусственного интеллекта для генерирования изображений и идей – снижение уровня самостоятельности обучающихся. Безусловно, полное замещение труда ученика продуктом запроса нейросети на данном этапе не представляется возможным, однако вполне осуществимо частичное замещение, например:
− создание дизайнерского продукта;
− формирование готового оригинального изображения для точного копирования (для таких дисциплин, как «живопись», «графика», «декоративная колористическая композиция» и т.д.).
В результате учащиеся, подобным образом реализующие домашние работы и учебные проекты, не развивают в должной степени навыки и умения, которые предполагает учебная программа. В первую очередь это касается способности к аналитическому и пространственному мышлению. При кропотливой самостоятельной работе и постоянной практике студент учится понимать как отдельные детали, так и всю работу в целом. В изобразительном искусстве обучающийся должен учитывать:
− перспективу, пропорции изображаемых объектов и их расположение; − композиционные основы;
− особенности работы в той или иной технике; − колористику и т.д.
В процессе работы зачастую необходимо единовременное понимание всех вышеуказанных основ, что требует больших умственных усилий. В случае с генерированием шаблона такие усилия не требуются. Кроме того, теряется способность к анализу предлагаемого шаблона на соответствие вышеуказанным характеристикам.
Помимо вышеуказанных навыков, ухудшается еще и один из важнейших компонентов не только деятельности в сфере изобразительного искусства, но и в целом практически в любой области – мышечная память и координация движений. Для аккуратности и попадания в ту или иную технику изображения необходима определенная постановка кисти руки и отточенные движения.
Отрицательное воздействие при применении сгенерированного нейросетями контента проявляется еще и в снижении эмоциональной вовлеченности в процесс создания искусства. Искусственный интеллект способен к генерированию продукта в соответствии с запросом, однако в таком случае зачастую пропадает базис в виде вложения уникальной идеи в соответствии со своим особым виденьем, основанным на личном опыте и передаче определенных чувств.
Из вышеперечисленного происходит следующая проблема: дегуманизация искусства. К примеру, предполагаемый художник или дизайнер становится лишь посредником и контролером вычислительных систем путем написания и корректирования запроса, а не творцом.
Применение искусственного интеллекта для генерирования изображений является в некотором смысле нарушением авторского права. Нейросети определенного типа могут скопировать выбранный пользователем стиль и сгенерировать его практически полностью идентичным образом. Само по себе копирование является распространенной практикой для обучения и формирования собственного стиля, кроме того, художник чаще всего вкладывает свои индивидуальные особенности в работу, даже если прибегает к имитации уже существующего оригинального стиля. В случае нейросети таких авторских отступлений меньше, а главная проблема заключается в том, что подобные скопированные работы могут выдаваться за оригинальные, так как повторяется только стиль, сохраняя сюжетную индивидуальность. [3]
Многофункциональность искусственного интеллекта позволяет нейросетевым моделям создавать продукты высокого качества, что негативно сказывается на самооценке студентов, снижая их уровень мотивации к обучению.
Несмотря на ряд отрицательных последствий применения искусственного интеллекта в обучении, правильное его внедрение минимизирует негативный эффект. К примеру, полезным дополнением к учебной программе могут стать этические рекомендации к задействованию искусственного интеллекта в своей деятельности, объясняющие важность самостоятельного обретения навыков и уважительного отношения к чужой интеллектуальной собственности.
Искусственный интеллект является технологическим новшеством, и в условиях быстрого развития технологий и смены тенденций умение грамотно использовать его возможности предстает не только полезным, но и порой необходимым. При этом крайне важно применять его корректно и с пользой для саморазвития.
Список литературы:
1. Лисовец И.М. Современная эстетика: философия искусства, генерируемого искусственным интеллектом. Вестник Гуманитарного университета. — 2023. — № 4. — С. 77-83. 2. Платов А.В., Гаврилина Ю.И., Platov A. V., Gavrilina Y. I. Искусственный интеллект в образовании: эволюция и барьеры. Научный результат. Педагогика и психология образования. — 2024. — № 1. — С. 26-43. 3. Филинская Л.В., Filinskaya L. V., Левицкая И. В. Искусственный интеллект и образование: проблемы, риски, перспективы. Журнал Белорусского государственного университета. Социология. — 2024. — № 3. — С. 71-77.