Публикации (статьи, материалы)

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ.

Гончарова Лариса Александровна, учитель начальных классов МОУ Гимназия 16

Библиографическое описание:
Гончарова Л.А. ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ. // Научно-методический журнал «УчиЛаб». 2025. № 10 (19).
URL: https://f.uchilab.ru/publ/journal/2025/19.pdf
«Мои ученики будут узнавать новое не от меня. Они будут открывать это новое сами. Моя задача- помочь им раскрыться и развить собственные идеи»
И.Г.Песталоцци
Какие же умения и качества необходимы человеку 21 века?
Человек должен быть функционально грамотным.
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ
— это выработанная в процессе учебной и практической деятельности способность к компетентному и эффективному действию, умение находить оптимальные способы решения проблем, возникающих в ходе практической деятельности, и воплощать найденные решения
Выделяется несколько основных видов функциональной грамотности:
-коммуникативная грамотность, предполагающая свободное владение всеми видами речевой деятельности; способность адекватно понимать чужую устную и письменную речь; самостоятельно выражать свои мысли в устной и письменной речи, а также компьютерной, которая совмещает признаки устной и письменной форм речи;
-информационная грамотность - умение осуществлять поиск информации в учебниках и в справочной литературе, извлекать информацию из Интернета и компакт-дисков учебного содержания, а также из других различных источников, перерабатывать и систематизировать информацию и представлять ее разными способами;
-деятельностная грамотность — это проявление организационных умений (регулятивные УУД) и навыков, а именно способности ставить и словесно формулировать цель деятельности, планировать и при необходимости изменять ее, словесно аргументируя эти изменения, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.
ФГОС требует овладения всеми видами функциональной грамотности.
Процесс формирования и развития функциональной грамотности средствами учебных предметов начальных классов, исходя из предметных знаний, умений и навыков, осуществляется на основе формирования навыков мышления. Средствами формирования и развития навыков мышления являются те же предметные ЗУНы, представленные в виде задания, а формой организации – проблемные ситуации. При этом сами навыки мышления служат инструментом перехода ЗУНов в компетенции, т.е. в функциональную грамотность.
Для успешного формирования функциональной грамотности школьников, достижения ключевых и предметных компетенций на уроках начальной школы необходимо соблюдать следующие условия:
•обучение должно носить деятельностный характер (одна из целевых функций обучения любому предмету в начальной школе – формирование у школьников умений самостоятельной учебной деятельности,
•учащиеся должны стать активными участниками изучения нового материала;
•в урочной деятельности использовать продуктивные формы групповой работы;
•применять такие образовательные технологии, как:
•проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний, позволяющая формировать организационные, интеллектуальные и другие умения, в том числе умение самостоятельно осуществлять деятельность учения;
•технология формирования типа правильной читательской деятельности, создающая условия для развития важнейших коммуникативных умений;
•технология проектной деятельности, обеспечивающая условия для формирования всех видов УУД (подготовка различных плакатов, памяток, моделей, организация и проведение выставок, викторин, конкурсов, спектаклей, мини-исследований, предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов, и др.);
•обучение на основе «учебных ситуаций», (при изучении величин – масса, вместимость) литр – покупка) образовательная задача которых состоит в организации условий, провоцирующих детское действие;
•уровневая дифференциация обучения, использование которой вносит определённые изменения в стиль взаимодействия учителя с учениками (ученик – это партнёр, имеющий право на принятие решений, например, о содержании своего образования, уровне его усвоения и т. д.), главная же задача и обязанность учителя – помочь ребёнку принять и выполнить принятое им решение;
•информационные и коммуникационные технологии, использование которых позволяет формировать основу таких важнейших интеллектуальных умений, как сравнение и обобщение, анализ и синтез;
•технология оценивания учебных достижений учащихся.
Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе:
здесь идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельно-
сти – письму и чтению, говорению и слушанию; формирование приемов математической деятельности у учащихся начальной школы, реализующей компетентностный подход в обучении.
На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, умозаключение, систематизация, отрицание, ограничение.
Формированию функциональной грамотности на уроках в начальной школе помогут задания, соответствующие уровню логических приемов.
Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности.
Важное внимание важно уделять развитию осознанности чтения.
В методических целях можно и нужно использовать сплошные и несплошные тексты. Этой классификацией пользуются составители теста. В наших учебниках они представлены.
К сплошным относятся тексты, которые ученики читают в повседневной жизни, в том числе и в школе:
-описание (отрывок из рассказа, стихотворение, описание человека, места, предмета и.т.д.);
-повествование (рассказ, стихотворение, повесть, басня, письмо, статья в газете или журнале, статья в учебнике, инструкция, реклама, краткое содержание фильма, спектакля, пост блога, материалы различных сайтов);
-рассуждение (сочинение-размышление, комментарий, аргументация собственного мнения).
К несплошным текстам относятся:
-графики;- диаграммы;- схемы (кластеры);- таблицы;- географические карты и карты местности;
-план помещения, местности, сооружения;- входные билеты;- расписание движения транспорта; - карты сайтов.
Желательно использовать такие тексты, в которых представлено то или иное сочетание разных типов речи: рассуждения, повествования, описания.
Перейдем к практике.
Мастер-класс
«Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе» Ход мастер – класса
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Добрый день уважаемые коллеги! Мы очень рады сегодня видеть вас на мастер - классе.
-Из всех проявлений человеческого творчества самое удивительное и достойное внимания — это книги.
Чтение́ — совокупность практик и процедур работы с письменным текстом и непосредственно процесс работы с текстом, направленный на извлечение из него информации, на восприятие текста и его понимание.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
-Сегодня мы поговорим о некоторых приёмах, используемых мною на уроках литературного чтения, которые позволяют детям максимально извлекать информацию и понимать её, и являются помощниками в формировании функциональной грамотности у младших школьников.
-На начало урока желательно использовать дыхательные гимнастики (Например, дыхательная гимнастика «Задуй свечу» (Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу. А теперь представьте, что на руке стоят три свечки.) ) и упражнения для развития навыка чтения (показ слайдов с данными упражнениями и их проработка).
Цель этих упражнений: формирование навыка владения голосом и подготовка к чтению.
За основу в работе я беру технологию смыслового чтения, которая включает в себя три этапа работы с текстом:
I этап. Работа с текстом до чтения
II этап. Работа с текстом во время чтения
III этап. Работа с текстом после чтения
I этап. Работа с текстом до чтения (предтекстовая деятельность). Она включает:
1. Постановку цели чтения: знакомство с текстом, его анализ; формирование навыков осознанного чтения; привитие интереса к чтению.
2. Определение характера текста:
Сплошные тексты (без визуальных изображений)
Несплошные тексты (с визуальными изображениями)
3. Просмотр заголовка текста
4. Предположение о цели его написания, т.е. замысел автора Стратегии предтекстовой деятельности:

Приём «Рассечение вопроса»

Цель: смысловая догадка о возможном содержании текста на основе его заглавия. Предлагаю ученикам прочитать заглавие текста и предположить, о
чем пойдет речь в тексте Ганса Христиана Андерсена «Чайник»

Прием «Верите ли вы, что…»

Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются.
1. Верите ли вы, что сегодня мы познакомимся с новым произведением?
2. Верите ли вы, что главным героем будет чайник?
3. Верите ли вы, что чайнику может быть больно?
Таким образом, основная цель работы с текстом до чтения - развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умения предполагать, предвосхищать содержание текста.
II этап. Работа с текстом во время чтения
Во время чтения выдвигаются гипотезы, которые опровергаются и доказываются в процессе чтения.
Стратегии текстовой деятельности (во время чтения).

Приём «Дерево предсказаний»

Использовать после первой или второй остановки приём «чтения со стопом» при работе с сюжетными текстами. Тема должна содержать вопрос, адресованный в будущее. Все версии аргументировать содержанием текста, а не домыслами.
Задание 1
Прочитайте сказку «Чайник». Докажите, что это сказка.
Жил-был гордый чайник. Он гордился и форфором своим и длинным носиком и изящной ручкою-всем. Всем и об этом говорил…Но вот однажды… -Что могло произойти однажды? Или … так стоял я и стоял, как вдруг… -Что могло произойти дальше?
- Прочитайте то место в сказке, которое заставило вас волноваться.
- Как описан этот момент?
- Прочитайте выразительно предложение с многоточием. Почему это предложение так построено?
- Определим порядок событий в сказк. Для этого выполним задание 2.
Задание 2: обозначьте цифрами правильный порядок развития событий в сказке.
Чайник выбросили во двор
Набили землёй и посадили цветок
Жил-был гордый чайник
Чайник выскользнул и упал
Прочитайте названия событий, происходящих в сказке.
Варианты выполнения задания: самостоятельно, в паре, под руководством учителя.
- Как вы будете работать? (Прочитаем первую часть сказки. Найдём название события, которое в этой части описано.)
- В каком порядке развиваются события в сказке?
Приём «Мозговой штурм» позволяет активизировать младших школьников, помочь разрешить проблему, формирует нестандартное мышление.
Так, например, предлагаю детям вспомнить пословицы, которые бы подошли к данной сказке и записать в тетрадь. Приём работы с пословицами - Логическо – поисковое задание. В конце урока дети озвучивают свои записи и выбирают пословицу, наиболее точно отражающую главную мысль сказки. (Свет не без добрых людей. Добрый пример лучше ста слов. Ум дает силу, сила дает храбрость и т.д.)
III этап. Работа с текстом после чтения
Стратегии послетекстовой деятельности
Приём «Написание творческих работ» хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы. Например, детям предлагается написать аналог сказки.
Подготовка к составлению сказки. Заполнение таблицы.
-Прочитайтевопросы в таблице. Как вы думаете, что поможет сделать таблица? (Сочинить сказку).
Придумай свою сказку, заполни таблицу.
-О каком герое будете сочинять сказку? Запишите в таблицу рядом с первым вопросом.
Самостоятельное заполнение всей таблицы.
Задание 3 составить небольшие сказки по заглавию «Чайная чашка», «Чугунная сковорода», «Серебряная ложка» и т.д.

-При использовании на уроках литературного чтения указанных форм и методов работы у обучающихся формируются навыки мышления, являющимися важными составляющими понятия «читательская грамотность», которая является базовым навыком функциональной грамотности младшего школьника.
«Никогда никакими силами вы не заставите читателя познать мир через скуку. Читать должно быть интересно». А. Н. Толстой.


Начальное общее образование