Публикации (статьи, материалы)

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Берт Виктория Васильевна, воспитатель
ГКДОУ № 193

Библиографическое описание:
Берт В.В. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ // Научно-методический журнал «УчиЛаб».2025. № 6 (15). Часть 1. URL: https://f.uchilab.ru/publ/journal/2025/15-1.pdf.

Одной из задач ФГОС в дошкольном образовании является обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья).

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.12 инклюзивное образование – это обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в современных общеобразовательных учреждениях совместно со здоровыми детьми или в специально созданных классах.

В соответствии с Государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ГОС ДО) взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников должно строиться на доверительной основе, на условиях включения семей в образовательную деятельность с детьми в детском саду и дома, что обуславливает актуальность данной проблемы (вопроса, темы и т.п.).

Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьями, имеющими детей с ОВЗ - создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.

Одним из важных условий реализации Образовательной программы ДОУ является сотрудничество педагогов с семьей: дети, педагоги и родители - главные участники педагогического процесса.

Задача педагогического коллектива - установить партнерские отношения, объединить усилия для развития ребенка, создать атмосферу общности интересов, активизировать и обогащать воспитательные умения родителей и продолжать вести работу, направленную на формирование следующих убеждений у родителей:

− Чтобы учить, необходимо многое знать и уметь.

− Верить в свои возможности, никогда не опускать руки.

− Тот, кто занят воспитанием ребенка, должен верить в самого себя.

Практика работы с семьями выявила 2 вида форм совместной работы с родителями.

− Совместные мероприятия педагогов и родителей: родительские конференции, консультации, беседы, вечера для родителей, педагогические советы, диспуты, кружки для родителей, встречи с администрацией, тренинги и т.д.

− Совместные мероприятия педагогов, родителей и детей: дни открытых дверей, утренники и праздники, концерты, викторины, спортивные соревнования, выпуск газет, выставки совместного творчества, тематические вечера, благоустройство ДОУ и территории и т.д. Не следует забывать и о наглядных формах работы: библиотеки, папки-передвижки, видеофильмы, памятки-рекомендации, открытки-приглашения, фотовыставки, Уголки для родителей.

В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:

− родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей;

− это единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей;

− помощь, уважение и доверие к ребенку, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей;

− знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми;

− постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, его промежуточных и конечных результатов.

Формирование сотрудничества детей, родителей и педагогов зависит, прежде всего, от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Вырабатываются совместно общие цели и образовательные задачи, а также пути достижения намеченных результатов
Для реализации содержания этой работы в дошкольном учреждении используются коллективные и индивидуальные формы деятельности. Считается целесообразным сочетание коллективных и индивидуальных форм взаимодействия: беседу, консультации-размышления, выполнение индивидуальных поручений, совместный поиск решения проблемы, совместные игры и т.п. Эти формы эффективны, так как позволяют найти индивидуальный стиль взаимоотношений с каждым родителем. Важно расположить к себе родителей, завоевать их доверие, вызвать на откровенность, вызвать желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями. Все это поможет лучше понять ребенка, найти оптимальные способы решения проблем воспитания конкретной личности в дошкольном учреждении и дома.

Психолого-медико-педагогическая модель сопровождения как процесс, как целостная система деятельности опирается на определенные принципы: соблюдение интересов ребенка; системность сопровождения.

Одним из условий повышения эффективности коррекционно-педагогической работы является создание адекватной возможностям ребенка охранительно-педагогической и предметно-развивающей среды, то есть системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, коррекцию отклонений высших психических функций и становление личности ребенка. Организация воспитания и обучения дошкольников с ОВЗ предполагает внесение изменений в формы коррекционно-развивающей работы.

Для большинства детей характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность, что потребовало внесения изменений в планирование образовательной деятельности и режим дня дошкольных учреждений.

Одним из немаловажных условий является необходимость организовать охранительный режим, который щадит и в тоже время укрепляет нервную систему ребенка. В режиме дня должны быть предусмотрены увеличение времени, отводимого на проведение гигиенических процедур, сна, приема пищи. Предусматривается широкое варьирование организационных форм коррекционно-образовательной работы: групповых, подгрупповых, индивидуальных.

Также в работе используются методы и приёмы, направленные на формирование активной позиции у самого ребёнка. Взаимодействие с ним, а не воздействие на него становится основным принципом его развития. Так же обеспечивается детям постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру.

Качественное предоставление образовательной услуги в ДОУ и создание оптимальных условий для детей с ОВЗ невозможно представить без участия родителей. Поэтому надо считать, что одним из основных принципов создания условий для детей с ОВЗ является принцип «Родитель - член команды». Роль родителя незаменима: он лучше других знает своего ребёнка, знаком с его поведением в различных ситуациях, имеет с ним эмоциональную связь, которая облегчает понимание. Именно родитель является лучшим «экспертом» по своему ребёнку. Сопровождая ребёнка в его созревании и сотрудничая со специалистами, родитель часто становится главным координатором в оказании помощи ребёнку. Основой сотрудничества родителей и специалистов становится сосредоточение внимания на общих целях и выполнение задач при взаимной поддержке. Взаимодействие с семьёй в целом, а не только с ребёнком, является важным условием успешной работы команды педагогов и родителей. Во время работы с семьёй важно учитывать индивидуальные особенности каждого участника взаимодействия: ребёнка, родителя, близкого взрослого.

Первичные приёмы, консультации, развивающие занятия должны осуществляться в комфортной для семьи обстановке, чтобы снизить уровень тревожности и внутреннего напряжения родителей. Активное участие семьи в реализации адаптированных образовательных программ дошкольного образования способствует тому, что родители конструктивно решают вопросы обучения и воспитания ребёнка.

Во время работы с семьёй активную позицию родителей педагоги формируют, используя различные приёмы. Это и «инициатива», когда запрос к специалисту должен исходить от родителей, и открытые формы вопросов (использование готового решения обычно вызывает пассивность, а выбор из нескольких вариантов на основе своих знаний и опыта стимулирует активность родителей), структурированность и др. (будут представлены на слайдах)

Педагогами учреждений ДОУ используются следующие формы работы с родителями воспитанников:

1. С целью повышения уровня педагогических знаний родителей реализуется социальный проект «Будем знакомы!»

2. Разработан проект «Дружно живут на планете самые разные дети!», который ежегодно реализуется в рамках Всемирного дня инвалида.

3. Разрабатываются и реализуются совместные взросло-детские тематические проекты, акции, практикумы.

4. На сайте ДОУ создан блок «Рекомендации специалистов», где родители могут познакомиться с инновационной работой ДОУ и отдельных педагогов.

5. Весь год работает Семейный клуб «Школа молодой семьи» и клуб «Коррекционная мозаика».

6. Широко внедряется использование информационно коммуникационных технологий на семинарах, родительских встречах.

7. Используется интерактивная форма общения через сайт ДОУ.

8. Опросы и анкетирование, с целью изучения общественного мнения о работе ДОУ и отдельных педагогов.

Изучив и проанализировав психолого-педагогическую, методическую литературу, ознакомившись с опытом педагогов- практиков по данному вопросу можно сделать вывод о том, что родителей, имеющих особого ребенка, следует подготовить к тому, что его воспитание в семье потребует много духовных и физических сил. Надо чтобы они на протяжении жизни сохраняли физическое здоровье, душевное равновесие и оптимизм.

Известны семьи, в которых один или оба родителя нестандартного ребенка становятся высококвалифицированными специалистами в области специальной педагогики и психологии, пишут книги, создают сайты в Интернете, делятся опытом с другими семьями и полностью реализуют свои способности в этой области.

Таким образом, можно отметить, что только лишь совместная работа родителей и педагогов в работе с детьми с ограниченными возможностями приведет к решению проблемы развития личности ребенка и его адаптации в будущем.

Дети с ограниченными возможностями здоровья являются особой социально незащищенной группой населения. Особенности детского здоровья и развития оказываю существенное влияние на формирование детской - инвалидности.

В настоящее детей с ограниченными возможностями здоровья целесообразно рассматривать как социальную проблему, связанную с наличием структурных нарушений, обусловленных внешними и внутренними факторами, которые могут привести к утрате или несовершенству развития навыков, необходимых для некоторых видов деятельности, а в итоге к социальной дезадаптации. Многогранность и сложность феномена ограниченных возможностей здоровья детей обусловили неоднозначность оценки его в научной литературе и создание социальной, медицинской и правовой моделей детской инвалидности.

Вышеперечисленные формы работы направлены на предупреждение наиболее типичных для родителей ошибок в воспитании детей, вооружают их правильными методами воздействия.

Таким образом, работа родителей и педагогов в условиях коррекционного образовательного учреждения носит ярко выраженный специфический характер сотрудничества, так как изменились и содержание, и формы взаимоотношений между родителями и работниками школ.

Своей работой мы доказываем родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хотим мы, воспитатели, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

Использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников и ДОО дает положительные результаты: меняется характер взаимодействия педагогов с родителями. Установление отношений, основанных на доверии, помогает реализовать единую стратегию формирования сенсорной культуры в качестве базисной основы успешного развития умственных способностей дошкольников.


Список литературы:

1. Государственный образовательный стандарт дошкольного образования –http://npa.dnronline.su/2021-12-07/prikaz-ministerstvaobrazovaniya-i-nauki-donetskoj-narodnoj-respubliki-128-np-ot-19-10-2021g-ob-utverzhdenii-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-standartadoshkolnogo-obrazovaniya.html
2. Закон ДНР «Об образовании» –
http://www.mondnr.ru/dokumenty/zakony/send/6-zakony/20-zakon-obobrazovanii
3. Борякова, Н. Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. М., 2007.
4. Лильина,Е. Т. Особый ребенок: проблемы и решения – М., 2002.
5. Мамайчук, И.И «Психологическая помощь детям с проблемами в развитии» - С-Петербург, «Речь»,2008
6. Пузанов, Б. П. Коррекционная педагогика. Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / Под ред. – М., 1999.
7. Семенова, И.С. «Психолого- педагогическая помощь семье, воспитывающей «особого» ребенка»// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, 2008, №7.
8. Стругова, В. Г., Колесникова, О. Б. Социально-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях реабилитационного центра // Материалы Всероссийской научнопрактической конференции «Наука и социум». 2021. №3. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-pedagogicheskoe-soprovozhdeniesemi-rebenka-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-v-usloviyahreabilitatsionnogo
9. Бокова, О. А.,Тарахов, С. И. Особенности программы психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ на базе центра дополнительного образования // МНКО. 2019. №5 (78). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-programmy-psihologopedagogicheskogo-soprovozhdeniya-semey-vospityvayuschih-detey-s-ovz-nabaze-tsentra-dopolnitelnogo
10. Челнокова, Т. А. Сущность, содержание, технологии педагогической деятельности в формировании жизненных компетенций обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования // Гуманитарные науки. 2018. №2 (42). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-soderzhanie-tehnologiipedagogicheskoy-deyatelnosti-v-formirovanii-zhiznennyh-kompetentsiyobuchayuschihsya-s
Дошкольное образование