Кузина Светлана Владимировна, учитель начальных классов
Кудрявцева Наталья Ивановна, учитель начальных классов
Алехина Ольга Александровна, учитель начальных классов
ГБОУ ГБОУ СОШ № 531 Красногвардейского района г. Санкт- Петербург
Библиографическое описание:
Кузина С.В., Кудрявцева Н.И., Алехина О.А. ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПО ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОСНОВА ИХ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ» // Научно-методический журнал «УчиЛаб». 2025. № 11 (20). URL: https://f.uchilab.ru/publ/journal/2025/20.pdf
Кудрявцева Наталья Ивановна, учитель начальных классов
Алехина Ольга Александровна, учитель начальных классов
ГБОУ ГБОУ СОШ № 531 Красногвардейского района г. Санкт- Петербург
Библиографическое описание:
Кузина С.В., Кудрявцева Н.И., Алехина О.А. ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПО ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОСНОВА ИХ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ» // Научно-методический журнал «УчиЛаб». 2025. № 11 (20). URL: https://f.uchilab.ru/publ/journal/2025/20.pdf
Учитель 1:
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда
мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям.
В. А. Сухомлинский
Главный принцип, заложенный природой в процессе духовного и культурного развития человека, можно выразить фразой: «Душа обязана трудиться». В противном случае ее развитие может приостановиться и деградировать.
Увидев своих детей 2 года назад, я поняла, что должна заново открыть им мир, где есть эмоции, чувства других людей, права человека и обязанности, а значит заниматься социокультурным воспитанием детей.
Сегодня психологи и социологи с тревогой говорят о все большем распространении в обществе «эмоциональной глухоты». Она выражается в ограниченной способности человека осознать и выразить свои чувства, неумении понять эмоциональное состояние другого человека и сопереживать ему. Как результат мы сталкиваемся со случаями проявления необъяснимой и пугающей жестокости со стороны даже совсем юных людей.
Я поняла, что решение проблемы развития эмоциональной отзывчивости является насущной необходимостью. Многие педагоги замечают у подрастающего поколения огромный дефицит касаемо сопереживательных эмоций и взаимопомощи. Дети практически перестали проявлять сочувствие и сострадание к другим: сверстникам, старшему поколению. Они предпочитают достать телефон и снять падение прохожего, чем подойти к нему и протянуть руку помощи. Что же делать? Как произвести переоценку ценностей?
Именно школа учит жить ребенка в социуме, общаться, знакомиться и взаимодействовать с другими, чужими детьми и взрослыми, чему он не научится в домашних условиях. Именно поэтому школу можно назвать социально значимым институтом, способствующим формированию социально зрелой личности каждого ребёнка.
Исходя из этого, я решила для себя, что буду формировать у учащихся нравственно ценностные ориентиры, мотивы нравственного поведения, опыт самооценки и оценку поведения других людей с позиции добра и зла. Ведь младший школьный возраст наиболее сензитивный для развития эмоциональной отзывчивости.
Как следствие у школьников сформируются такие свойства личности, как:
1.чувство собственного достоинства, уважение к себе;
2.требовательность к себе, ответственность;
3.отрицательное отношение к унижению, оскорбительному отношению;
4.протест против любых проявлений насилия, стремление защищать свою честь;
5.жизнестойкость, уверенность в себе;
6.самообладание при промахе, ошибке;
7.умение не падать духом при неудачах;
8.умение радоваться жизни;
9.вера в добро, в справедливость.
Я расскажу о том, как я формирую жизненно важные навыки у обучающихся. Я запланировала действовать через работу с семьей, через внеурочную деятельность. Процесс воздействия на эмоциональную сферу ребенка я реализую и на уроках.
Так на уроках ИЗО мы рисуем под музыку, на уроках математике учащиеся разобравшись в теме пытаются помочь слабому ученику, на уроке технологии напоминают алгоритм выполнения поделки и всегда подбадривают своего одноклассника. Дети получают положительные эмоции за похвалу со стороны одноклассников и учителя. В своей работе я всегда поощряю участие детей в школьных и внешкольных конкурсах, соревнованиях, концертах.
РОДИТЕЛИ
Учитель 2:Задача семьи и школы – помочь ребенку в этом нелегком процессе духовного становления.
Самой первой средой воспитания личности является семья.
Семья закладывает основы нравственности. Только в той среде, где чтят традиции и обычаи, где существует связь между прошлым, настоящим и будущим можно воспитать истинно нравственную, культурную и духовную личность. Я как классный руководитель не могу и не должна перевоспитывать родителей и преобразовывать семью - это лежит за пределами моей компетентности.
Моя задача - помочь родителям, сохранить лучшие традиции семейного воспитания. Ведь именно родители становятся главной опорой в воспитании подрастающего поколения.
В процессе взаимодействия со школой родители получают необходимые знания, овладевают практическими умениями по выполнению д/з своему ребенку.
В диалоге с родителями обмениваемся мнениями в доброжелательном тоне, ищем совместные решения вопросов и прикладываем общие усилия, необходимые для развития ребенка.
В своей работе я подключаю родителей к созданию групповой атмосферы, предметной среды, позволяющей формировать детское сообщество. В этом помогают традиционные формы работы:
-сопровождение детей на экскурсии (экскурсия «Музей Фокус»);
-просветительская работа: родительские собрания, групповые консультации, наглядно-текстовая информация, индивидуальные беседы, шкатулка вопросов;
-участие родителей в праздниках («Праздник первой оценки»), в досуге детей, в выставках детских работ.
Большую роль в работе играют нетрадиционные формы общения с родителями: тренинги, родительские клубы, круглые столы. Провела тренинги: «Влияние семейного воспитания на тревожность», «Импульсивный ребёнок», где в непринуждённой обстановке можно овладеть эффективными приёмами и способами общения с детьми.
Я активно привлекаю родителей на классные часы. Так папа мальчика организовал беседы с детьми по ПДД.
Организация выставок поделок и работ, сделанных родителями, совместно с детьми я использую, как образец для подражания. Я выставляю детские работы, чтобы все родители могли гордиться маленькими победами своих детей, также выкладываю в группе класса фото работ и проектов детей.
ПРОЕКТЫ
Учитель 3:В своей работе я стремлюсь к сближению детей и родителей через совместное творчество. Именно творческие семейные проекты и конкурсы помогают лучше узнать друг друга. Радость, интерес, восторг - все это делится пополам. И от этого увеличивается вдвое. Родители становятся частью жизни ребенка, где ребенок - маленькой создатель.
За 2 года родители с детьми приняли участие в следующих проектах: «Атлас семейных профессий», экологическая акция «Чистый город», конкурс на создание символики спортивного клуба, «Рукописная книга», «Эколята - молодые защитники природы».
В работе мною было замечено, когда мама рядом и включена в процесс вместе с ребенком, он чувствует, что он любим! Наблюдая за родителем в творческом процессе, помогая, посильно, в этом деле, ребёнок учится тому, чему не научишь словами. Что творчество — это просто и естественно. Что если есть ситуация, то можно найти и решение.
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА
Учитель 1:В решении вопроса социокультурного воспитания большое значение имеет внеклассная работа. Она занимает важное место в жизни школьника, одно из ее направлений - школьные праздники и мероприятия.
Готовясь к ним, дети много времени проводят вместе, а значит, учатся понимать и принимать товарищей, такими, какие они есть. Понимая, что от каждого из них зависит успех праздника, они чувствуют ответственность за свои действия. Через музыку и танцы происходит развитие эмоциональной сферы обучающихся.
Мною были проведены различные праздники: «Праздник первой оценки», «Праздник первых каникул», «До свиданья, 1 класс», «Алло, мы ищем таланты».
Я всегда уделяю время общению детей между собой на переменах или после уроков, при этом, я помогаю найти общие темы или обсудить какое либо событие. При этом общение направлено не столько на развитие индивидуального эмоционального опыта ребёнка, – сколько на поддержку ребёнка в обретении способности покидать пределы непосредственного эмоционального опыта.
Особое внимание в своей работе я уделяю проведению классных часов. Ведь это время, когда я по-настоящему в неформальной обстановке могу что-то создать, узнать и обсудить с детьми.
Мною были проведены классные часы: «Правила вежливости», «Внимание! Каникулы!», «Нужен детям с ранних лет безопасный интернет!», «Приключения электроники», «Подвиг Зои Космодемьянской», «Мы помним».
В ходе подготовки и проведения классного часа, я стремлюсь создать непринужденную обстановку и живой разговор с обучающимися. Мне важно, чтобы каждый ребенок мог высказаться или проявить себя в том или ином вопросе. Во время проведения классных часов я пытаюсь обратить внимание на те чувства, которые испытывают дети.
ИГРЫ
Учитель 2:Наиболее ярко эмоциональная отзывчивость школьника проявляется в сюжетно-ролевой игре со сверстниками. В игре осуществляется первоначальное воспитание многих качеств, необходимых для дальнейшей жизни в обществе. Дети охотно и с интересом выполняют то, что вне игры может казаться им неинтересным и трудным. Поэтому в процессе игры педагогу легче воздействовать на ребенка, развить у него желание добиваться поставленной цели. Я ставлю перед собой задачу – создавать условия для возникновения радости, эстетических переживаний, уверенности и других нравственных чувств.
С 1 класса мной было введено правило «Скажем нет гаджетам в школе». Как альтернатива гаджетам были предложены книги, журналы из школьной библиотеки, настольные игры, общение по интересам с одноклассниками, принадлежности для рисования. Такие занятия детей я всячески поощряла. В таких видах деятельности дети учились: договариваться, сопереживать, радоваться успехам, быть терпеливыми нести ответственность за свои поступки и решения. Конечно, дети не сразу привыкли к такому правилу, и порой было сложно принять мнение одноклассника, но я всегда помогала разобраться в трудной ситуации и давала совет, н.р.: Все хотят поиграть в игру «Дженга». Договоритесь, кто играет на 1-ой перемене, кто на 2-ой.
Результат моей работы был положительный. Во 2 классе дети стали приносить интересные настольные игры и вмести играть. Другие ребята стали приносить увлекательные книги, и мы вмести с детьми их с удовольствием изучали. Дети во время игр стали договариваться и следовали правилам, чтобы никому не было обидно.
Для сплочения коллектива с 1 класса с детьми мною проводились различные игры на прогулке, в группе продленного дня, на чаепитиях. Благодаря играм дети получали колоссальный и бесценный опыт по проживанию различных эмоций и чувств, которые, без сомнения, пригодятся в реальной жизни.
Перед началом игры мы вспоминали правила дружбы. Если ребенку в процессе игр не удавалось наладить положительные отношения с одноклассниками, мною была оказана помощь.
Игры: «Горячая картошка», «Лишний стул», «Вот я какой!», «Снежный ком», «Скульпторы».
Результат проделанной работы был положительный. К середине 2 класса большинство детей стали прислушиваться к мнению одноклассников, играть по очереди, а не забирать игры, сдерживать эмоции при проигрыше.
ПРОЕКТНАЯ
Учитель 3:В своей работе я использую проектную деятельность, как средство формирования социокультурных ценностей учащихся.
Проектная деятельность выступает условием личностно-ориентированного взаимодействия, и поэтому школьник познаёт характер взаимоотношений между людьми, учится согласовывать свои действия с действиями сверстников и взрослых, сотрудничать в условиях совместной деятельности, знакомиться с правилами и способами взаимодействия в группе и коллективе.
Так с детьми мы работали над проектами: «Правила дорожные каждому знать положено», «Огонь не знает преград!», «Безопасная зима», «Спаси Арктику!»
ЧАС ЧТЕНИЯ
Всем известно, что чтение – это базовый компонент воспитания, образования и развития культуры. Поэтому в 1 классе мною была реализована внеурочная программа «Час чтения».
Данная программа помогает решать вопросы эмоционального, творческого, познавательного развития ребенка, его социального становления, нравственно-эстетического воспитания.
Мною были выбраны формы проведения мероприятий: урок-сказка с использованием инсценировки, урок-конкурс, урок-викторина по прочитанным произведениям; проведение народных посиделок.
В рамках этой программы мной были использованы активные творческие приёмы: рисование, лепка и драматизация, сочинения.
Дети сочиняли и оформляли свои сказки в книжки. С классом посещали библиотеку, где проводились тематические занятия. Прослушивая детскую литературу в записи актеров, дети развивали речь и актерские способности.
МЫ - ТВОИ ДРУЗЬЯ
Во втором классе в своей работе я стала реализовывать внеурочную программу «Мы - твои друзья».
Изучая программу, дети узнают о том, когда и как животные стали домашними, какую роль они играют в нашей жизни, как ухаживать за питомцами, что каждый из нас может сделать, чтобы на улицах было меньше бездомных кошек и собак. Дети научатся доброте и заботе, умению сочувствовать и сопереживать — не только по отношению к животным, но и к окружающим людям.
Эта программа шире, чем просто про экологическое воспитание, она помогает детям адаптироваться к окружающей среде.
Совместная работа детей и родителей – важное направление работы программы. Основная часть заданий направлена на вовлечение родителей в ее реализацию. Взрослым предлагается поделиться своими воспоминаниями и опытом общения с домашними животными, принять участие в подготовке заданий и т.д. Также дети с удовольствием используют сайт для закрепления материала.
Занятие представленное вашему вниманию было взято из данной программы. Дети с большим удовольствием занимаются и ждут следующего занятия, т.е. тема животных для них очень близка. В планах – проект «Мой домашний любимец», волонтерство, приглашение специалистов.
ИТОГ
Учитель 1:В процессе своей деятельности я использую различный диагностический инструментарий. Это могут быть готовые методики или анкеты разработанные мной. Н.р.: «Рукавички», «Домики», «Хорошо ли мне в школе».
Я представляю результат опроса, проведенный в середине 2 класса.
Опрос «Если завтра отменят уроки…»
Если завтра отменят уроки в школе, чем бы вы хотели заниматься? Поставьте цифру 1. Во вторую очередь поставьте цифру 2, потом 3.
Играть в гаджеты.
Читать книги.
Спать.
Играть в подвижные или настольные игры с одноклассниками.
Гулять с педагогом и одноклассниками.
Петь песни или слушать музыку.
Рисовать или мастерить поделки.
Отгадывать загадки или кроссворды.
Результаты опроса показывают, что мы работали в правильном направлении. Нашу работу мы будем продолжать, как классные руководители основываясь на социокультурном воспитании через работу с семьей и внеурочную деятельность.
Список литературы:
1. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя. / Под ред. И. А. Каирова, О. С. Богдановой. — М.: Просвещение, 2007
2. Амонашвили Ш.А. Единство цели [Текст] / Ш.А. Амонашвили.- М.: Просвещение, 1987.
3. Андреев, В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития [Текст]/ В.И.Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий
4. Анохин, П.К. Эмоции [Текст] / П.К. Анохин // Психология эмоций. Тексты. 2-е изд. / под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993
5. Байбородова, Л.В. Индивидуализация образовательного процесса в школе [Текст]: монография / Л.В. Байбородова.‒ Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского
6. Бакштановский, В.И. Моральный выбор личности [Текст] / В.И. Бакштановски
Развитие эмоциональной отзывчивости младших школьников как основа их успешной социализации»й. ‒ М.: Политиздат
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда
мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям.
В. А. Сухомлинский
Главный принцип, заложенный природой в процессе духовного и культурного развития человека, можно выразить фразой: «Душа обязана трудиться». В противном случае ее развитие может приостановиться и деградировать.
Увидев своих детей 2 года назад, я поняла, что должна заново открыть им мир, где есть эмоции, чувства других людей, права человека и обязанности, а значит заниматься социокультурным воспитанием детей.
Сегодня психологи и социологи с тревогой говорят о все большем распространении в обществе «эмоциональной глухоты». Она выражается в ограниченной способности человека осознать и выразить свои чувства, неумении понять эмоциональное состояние другого человека и сопереживать ему. Как результат мы сталкиваемся со случаями проявления необъяснимой и пугающей жестокости со стороны даже совсем юных людей.
Я поняла, что решение проблемы развития эмоциональной отзывчивости является насущной необходимостью. Многие педагоги замечают у подрастающего поколения огромный дефицит касаемо сопереживательных эмоций и взаимопомощи. Дети практически перестали проявлять сочувствие и сострадание к другим: сверстникам, старшему поколению. Они предпочитают достать телефон и снять падение прохожего, чем подойти к нему и протянуть руку помощи. Что же делать? Как произвести переоценку ценностей?
Именно школа учит жить ребенка в социуме, общаться, знакомиться и взаимодействовать с другими, чужими детьми и взрослыми, чему он не научится в домашних условиях. Именно поэтому школу можно назвать социально значимым институтом, способствующим формированию социально зрелой личности каждого ребёнка.
Исходя из этого, я решила для себя, что буду формировать у учащихся нравственно ценностные ориентиры, мотивы нравственного поведения, опыт самооценки и оценку поведения других людей с позиции добра и зла. Ведь младший школьный возраст наиболее сензитивный для развития эмоциональной отзывчивости.
Как следствие у школьников сформируются такие свойства личности, как:
1.чувство собственного достоинства, уважение к себе;
2.требовательность к себе, ответственность;
3.отрицательное отношение к унижению, оскорбительному отношению;
4.протест против любых проявлений насилия, стремление защищать свою честь;
5.жизнестойкость, уверенность в себе;
6.самообладание при промахе, ошибке;
7.умение не падать духом при неудачах;
8.умение радоваться жизни;
9.вера в добро, в справедливость.
Я расскажу о том, как я формирую жизненно важные навыки у обучающихся. Я запланировала действовать через работу с семьей, через внеурочную деятельность. Процесс воздействия на эмоциональную сферу ребенка я реализую и на уроках.
Так на уроках ИЗО мы рисуем под музыку, на уроках математике учащиеся разобравшись в теме пытаются помочь слабому ученику, на уроке технологии напоминают алгоритм выполнения поделки и всегда подбадривают своего одноклассника. Дети получают положительные эмоции за похвалу со стороны одноклассников и учителя. В своей работе я всегда поощряю участие детей в школьных и внешкольных конкурсах, соревнованиях, концертах.
РОДИТЕЛИ
Учитель 2:Задача семьи и школы – помочь ребенку в этом нелегком процессе духовного становления.
Самой первой средой воспитания личности является семья.
Семья закладывает основы нравственности. Только в той среде, где чтят традиции и обычаи, где существует связь между прошлым, настоящим и будущим можно воспитать истинно нравственную, культурную и духовную личность. Я как классный руководитель не могу и не должна перевоспитывать родителей и преобразовывать семью - это лежит за пределами моей компетентности.
Моя задача - помочь родителям, сохранить лучшие традиции семейного воспитания. Ведь именно родители становятся главной опорой в воспитании подрастающего поколения.
В процессе взаимодействия со школой родители получают необходимые знания, овладевают практическими умениями по выполнению д/з своему ребенку.
В диалоге с родителями обмениваемся мнениями в доброжелательном тоне, ищем совместные решения вопросов и прикладываем общие усилия, необходимые для развития ребенка.
В своей работе я подключаю родителей к созданию групповой атмосферы, предметной среды, позволяющей формировать детское сообщество. В этом помогают традиционные формы работы:
-сопровождение детей на экскурсии (экскурсия «Музей Фокус»);
-просветительская работа: родительские собрания, групповые консультации, наглядно-текстовая информация, индивидуальные беседы, шкатулка вопросов;
-участие родителей в праздниках («Праздник первой оценки»), в досуге детей, в выставках детских работ.
Большую роль в работе играют нетрадиционные формы общения с родителями: тренинги, родительские клубы, круглые столы. Провела тренинги: «Влияние семейного воспитания на тревожность», «Импульсивный ребёнок», где в непринуждённой обстановке можно овладеть эффективными приёмами и способами общения с детьми.
Я активно привлекаю родителей на классные часы. Так папа мальчика организовал беседы с детьми по ПДД.
Организация выставок поделок и работ, сделанных родителями, совместно с детьми я использую, как образец для подражания. Я выставляю детские работы, чтобы все родители могли гордиться маленькими победами своих детей, также выкладываю в группе класса фото работ и проектов детей.
ПРОЕКТЫ
Учитель 3:В своей работе я стремлюсь к сближению детей и родителей через совместное творчество. Именно творческие семейные проекты и конкурсы помогают лучше узнать друг друга. Радость, интерес, восторг - все это делится пополам. И от этого увеличивается вдвое. Родители становятся частью жизни ребенка, где ребенок - маленькой создатель.
За 2 года родители с детьми приняли участие в следующих проектах: «Атлас семейных профессий», экологическая акция «Чистый город», конкурс на создание символики спортивного клуба, «Рукописная книга», «Эколята - молодые защитники природы».
В работе мною было замечено, когда мама рядом и включена в процесс вместе с ребенком, он чувствует, что он любим! Наблюдая за родителем в творческом процессе, помогая, посильно, в этом деле, ребёнок учится тому, чему не научишь словами. Что творчество — это просто и естественно. Что если есть ситуация, то можно найти и решение.
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА
Учитель 1:В решении вопроса социокультурного воспитания большое значение имеет внеклассная работа. Она занимает важное место в жизни школьника, одно из ее направлений - школьные праздники и мероприятия.
Готовясь к ним, дети много времени проводят вместе, а значит, учатся понимать и принимать товарищей, такими, какие они есть. Понимая, что от каждого из них зависит успех праздника, они чувствуют ответственность за свои действия. Через музыку и танцы происходит развитие эмоциональной сферы обучающихся.
Мною были проведены различные праздники: «Праздник первой оценки», «Праздник первых каникул», «До свиданья, 1 класс», «Алло, мы ищем таланты».
Я всегда уделяю время общению детей между собой на переменах или после уроков, при этом, я помогаю найти общие темы или обсудить какое либо событие. При этом общение направлено не столько на развитие индивидуального эмоционального опыта ребёнка, – сколько на поддержку ребёнка в обретении способности покидать пределы непосредственного эмоционального опыта.
Особое внимание в своей работе я уделяю проведению классных часов. Ведь это время, когда я по-настоящему в неформальной обстановке могу что-то создать, узнать и обсудить с детьми.
Мною были проведены классные часы: «Правила вежливости», «Внимание! Каникулы!», «Нужен детям с ранних лет безопасный интернет!», «Приключения электроники», «Подвиг Зои Космодемьянской», «Мы помним».
В ходе подготовки и проведения классного часа, я стремлюсь создать непринужденную обстановку и живой разговор с обучающимися. Мне важно, чтобы каждый ребенок мог высказаться или проявить себя в том или ином вопросе. Во время проведения классных часов я пытаюсь обратить внимание на те чувства, которые испытывают дети.
ИГРЫ
Учитель 2:Наиболее ярко эмоциональная отзывчивость школьника проявляется в сюжетно-ролевой игре со сверстниками. В игре осуществляется первоначальное воспитание многих качеств, необходимых для дальнейшей жизни в обществе. Дети охотно и с интересом выполняют то, что вне игры может казаться им неинтересным и трудным. Поэтому в процессе игры педагогу легче воздействовать на ребенка, развить у него желание добиваться поставленной цели. Я ставлю перед собой задачу – создавать условия для возникновения радости, эстетических переживаний, уверенности и других нравственных чувств.
С 1 класса мной было введено правило «Скажем нет гаджетам в школе». Как альтернатива гаджетам были предложены книги, журналы из школьной библиотеки, настольные игры, общение по интересам с одноклассниками, принадлежности для рисования. Такие занятия детей я всячески поощряла. В таких видах деятельности дети учились: договариваться, сопереживать, радоваться успехам, быть терпеливыми нести ответственность за свои поступки и решения. Конечно, дети не сразу привыкли к такому правилу, и порой было сложно принять мнение одноклассника, но я всегда помогала разобраться в трудной ситуации и давала совет, н.р.: Все хотят поиграть в игру «Дженга». Договоритесь, кто играет на 1-ой перемене, кто на 2-ой.
Результат моей работы был положительный. Во 2 классе дети стали приносить интересные настольные игры и вмести играть. Другие ребята стали приносить увлекательные книги, и мы вмести с детьми их с удовольствием изучали. Дети во время игр стали договариваться и следовали правилам, чтобы никому не было обидно.
Для сплочения коллектива с 1 класса с детьми мною проводились различные игры на прогулке, в группе продленного дня, на чаепитиях. Благодаря играм дети получали колоссальный и бесценный опыт по проживанию различных эмоций и чувств, которые, без сомнения, пригодятся в реальной жизни.
Перед началом игры мы вспоминали правила дружбы. Если ребенку в процессе игр не удавалось наладить положительные отношения с одноклассниками, мною была оказана помощь.
Игры: «Горячая картошка», «Лишний стул», «Вот я какой!», «Снежный ком», «Скульпторы».
Результат проделанной работы был положительный. К середине 2 класса большинство детей стали прислушиваться к мнению одноклассников, играть по очереди, а не забирать игры, сдерживать эмоции при проигрыше.
ПРОЕКТНАЯ
Учитель 3:В своей работе я использую проектную деятельность, как средство формирования социокультурных ценностей учащихся.
Проектная деятельность выступает условием личностно-ориентированного взаимодействия, и поэтому школьник познаёт характер взаимоотношений между людьми, учится согласовывать свои действия с действиями сверстников и взрослых, сотрудничать в условиях совместной деятельности, знакомиться с правилами и способами взаимодействия в группе и коллективе.
Так с детьми мы работали над проектами: «Правила дорожные каждому знать положено», «Огонь не знает преград!», «Безопасная зима», «Спаси Арктику!»
ЧАС ЧТЕНИЯ
Всем известно, что чтение – это базовый компонент воспитания, образования и развития культуры. Поэтому в 1 классе мною была реализована внеурочная программа «Час чтения».
Данная программа помогает решать вопросы эмоционального, творческого, познавательного развития ребенка, его социального становления, нравственно-эстетического воспитания.
Мною были выбраны формы проведения мероприятий: урок-сказка с использованием инсценировки, урок-конкурс, урок-викторина по прочитанным произведениям; проведение народных посиделок.
В рамках этой программы мной были использованы активные творческие приёмы: рисование, лепка и драматизация, сочинения.
Дети сочиняли и оформляли свои сказки в книжки. С классом посещали библиотеку, где проводились тематические занятия. Прослушивая детскую литературу в записи актеров, дети развивали речь и актерские способности.
МЫ - ТВОИ ДРУЗЬЯ
Во втором классе в своей работе я стала реализовывать внеурочную программу «Мы - твои друзья».
Изучая программу, дети узнают о том, когда и как животные стали домашними, какую роль они играют в нашей жизни, как ухаживать за питомцами, что каждый из нас может сделать, чтобы на улицах было меньше бездомных кошек и собак. Дети научатся доброте и заботе, умению сочувствовать и сопереживать — не только по отношению к животным, но и к окружающим людям.
Эта программа шире, чем просто про экологическое воспитание, она помогает детям адаптироваться к окружающей среде.
Совместная работа детей и родителей – важное направление работы программы. Основная часть заданий направлена на вовлечение родителей в ее реализацию. Взрослым предлагается поделиться своими воспоминаниями и опытом общения с домашними животными, принять участие в подготовке заданий и т.д. Также дети с удовольствием используют сайт для закрепления материала.
Занятие представленное вашему вниманию было взято из данной программы. Дети с большим удовольствием занимаются и ждут следующего занятия, т.е. тема животных для них очень близка. В планах – проект «Мой домашний любимец», волонтерство, приглашение специалистов.
ИТОГ
Учитель 1:В процессе своей деятельности я использую различный диагностический инструментарий. Это могут быть готовые методики или анкеты разработанные мной. Н.р.: «Рукавички», «Домики», «Хорошо ли мне в школе».
Я представляю результат опроса, проведенный в середине 2 класса.
Опрос «Если завтра отменят уроки…»
Если завтра отменят уроки в школе, чем бы вы хотели заниматься? Поставьте цифру 1. Во вторую очередь поставьте цифру 2, потом 3.
Играть в гаджеты.
Читать книги.
Спать.
Играть в подвижные или настольные игры с одноклассниками.
Гулять с педагогом и одноклассниками.
Петь песни или слушать музыку.
Рисовать или мастерить поделки.
Отгадывать загадки или кроссворды.
Результаты опроса показывают, что мы работали в правильном направлении. Нашу работу мы будем продолжать, как классные руководители основываясь на социокультурном воспитании через работу с семьей и внеурочную деятельность.
Список литературы:
1. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя. / Под ред. И. А. Каирова, О. С. Богдановой. — М.: Просвещение, 2007
2. Амонашвили Ш.А. Единство цели [Текст] / Ш.А. Амонашвили.- М.: Просвещение, 1987.
3. Андреев, В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития [Текст]/ В.И.Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий
4. Анохин, П.К. Эмоции [Текст] / П.К. Анохин // Психология эмоций. Тексты. 2-е изд. / под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993
5. Байбородова, Л.В. Индивидуализация образовательного процесса в школе [Текст]: монография / Л.В. Байбородова.‒ Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского
6. Бакштановский, В.И. Моральный выбор личности [Текст] / В.И. Бакштановски
Развитие эмоциональной отзывчивости младших школьников как основа их успешной социализации»й. ‒ М.: Политиздат