Публикации (статьи, материалы)

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПО ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОСНОВА ИХ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ»

Кузина Светлана Владимировна, учитель начальных классов
Кудрявцева Наталья Ивановна, учитель начальных классов
Алехина Ольга Александровна, учитель начальных классов
ГБОУ ГБОУ СОШ № 531 Красногвардейского района г. Санкт- Петербург

Библиографическое описание:
Кузина С.В., Кудрявцева Н.И., Алехина О.А. ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПО ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОСНОВА ИХ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ» // Научно-методический журнал «УчиЛаб». 2025. № 11 (20). URL: https://f.uchilab.ru/publ/journal/2025/20.pdf
Учитель 1:

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда

мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям.
В. А. Сухомлинский

Главный принцип, заложенный природой в процессе духовного и культурного развития человека, можно выразить фразой: «Душа обязана трудиться». В противном случае ее развитие может приостановиться и деградировать.

Увидев своих детей 2 года назад, я поняла, что должна заново открыть им мир, где есть эмоции, чувства других людей, права человека и обязанности, а значит заниматься социокультурным воспитанием детей.

Сегодня психологи и социологи с тревогой говорят о все большем распространении в обществе «эмоциональной глухоты». Она выражается в ограниченной способности человека осознать и выразить свои чувства, неумении понять эмоциональное состояние другого человека и сопереживать ему. Как результат мы сталкиваемся со случаями проявления необъяснимой и пугающей жестокости со стороны даже совсем юных людей.

Я поняла, что решение проблемы развития эмоциональной отзывчивости является насущной необходимостью. Многие педагоги замечают у подрастающего поколения огромный дефицит касаемо сопереживательных эмоций и взаимопомощи. Дети практически перестали проявлять сочувствие и сострадание к другим: сверстникам, старшему поколению. Они предпочитают достать телефон и снять падение прохожего, чем подойти к нему и протянуть руку помощи. Что же делать? Как произвести переоценку ценностей?

Именно школа учит жить ребенка в социуме, общаться, знакомиться и взаимодействовать с другими, чужими детьми и взрослыми, чему он не научится в домашних условиях. Именно поэтому школу можно назвать социально значимым институтом, способствующим формированию социально зрелой личности каждого ребёнка.

Исходя из этого, я решила для себя, что буду формировать у учащихся нравственно ценностные ориентиры, мотивы нравственного поведения, опыт самооценки и оценку поведения других людей с позиции добра и зла. Ведь младший школьный возраст наиболее сензитивный для развития эмоциональной отзывчивости.

Как следствие у школьников сформируются такие свойства личности, как:

1.чувство собственного достоинства, уважение к себе;

2.требовательность к себе, ответственность;

3.отрицательное отношение к унижению, оскорбительному отношению;

4.протест против любых проявлений насилия, стремление защищать свою честь;

5.жизнестойкость, уверенность в себе;

6.самообладание при промахе, ошибке;

7.умение не падать духом при неудачах;

8.умение радоваться жизни;
9.вера в добро, в справедливость.

Я расскажу о том, как я формирую жизненно важные навыки у обучающихся. Я запланировала действовать через работу с семьей, через внеурочную деятельность. Процесс воздействия на эмоциональную сферу ребенка я реализую и на уроках.

Так на уроках ИЗО мы рисуем под музыку, на уроках математике учащиеся разобравшись в теме пытаются помочь слабому ученику, на уроке технологии напоминают алгоритм выполнения поделки и всегда подбадривают своего одноклассника. Дети получают положительные эмоции за похвалу со стороны одноклассников и учителя. В своей работе я всегда поощряю участие детей в школьных и внешкольных конкурсах, соревнованиях, концертах.

РОДИТЕЛИ

Учитель 2:Задача семьи и школы – помочь ребенку в этом нелегком процессе духовного становления.

Самой первой средой воспитания личности является семья.

Семья закладывает основы нравственности. Только в той среде, где чтят традиции и обычаи, где существует связь между прошлым, настоящим и будущим можно воспитать истинно нравственную, культурную и духовную личность. Я как классный руководитель не могу и не должна перевоспитывать родителей и преобразовывать семью - это лежит за пределами моей компетентности.

Моя задача - помочь родителям, сохранить лучшие традиции семейного воспитания. Ведь именно родители становятся главной опорой в воспитании подрастающего поколения.

В процессе взаимодействия со школой родители получают необходимые знания, овладевают практическими умениями по выполнению д/з своему ребенку.

В диалоге с родителями обмениваемся мнениями в доброжелательном тоне, ищем совместные решения вопросов и прикладываем общие усилия, необходимые для развития ребенка.

В своей работе я подключаю родителей к созданию групповой атмосферы, предметной среды, позволяющей формировать детское сообщество. В этом помогают традиционные формы работы:

-сопровождение детей на экскурсии (экскурсия «Музей Фокус»);

-просветительская работа: родительские собрания, групповые консультации, наглядно-текстовая информация, индивидуальные беседы, шкатулка вопросов;

-участие родителей в праздниках («Праздник первой оценки»), в досуге детей, в выставках детских работ.

Большую роль в работе играют нетрадиционные формы общения с родителями: тренинги, родительские клубы, круглые столы. Провела тренинги: «Влияние семейного воспитания на тревожность», «Импульсивный ребёнок», где в непринуждённой обстановке можно овладеть эффективными приёмами и способами общения с детьми.

Я активно привлекаю родителей на классные часы. Так папа мальчика организовал беседы с детьми по ПДД.

Организация выставок поделок и работ, сделанных родителями, совместно с детьми я использую, как образец для подражания. Я выставляю детские работы, чтобы все родители могли гордиться маленькими победами своих детей, также выкладываю в группе класса фото работ и проектов детей.

ПРОЕКТЫ

Учитель 3:В своей работе я стремлюсь к сближению детей и родителей через совместное творчество. Именно творческие семейные проекты и конкурсы помогают лучше узнать друг друга. Радость, интерес, восторг - все это делится пополам. И от этого увеличивается вдвое. Родители становятся частью жизни ребенка, где ребенок - маленькой создатель.

За 2 года родители с детьми приняли участие в следующих проектах: «Атлас семейных профессий», экологическая акция «Чистый город», конкурс на создание символики спортивного клуба, «Рукописная книга», «Эколята - молодые защитники природы».

В работе мною было замечено, когда мама рядом и включена в процесс вместе с ребенком, он чувствует, что он любим! Наблюдая за родителем в творческом процессе, помогая, посильно, в этом деле, ребёнок учится тому, чему не научишь словами. Что творчество — это просто и естественно. Что если есть ситуация, то можно найти и решение.

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

Учитель 1:В решении вопроса социокультурного воспитания большое значение имеет внеклассная работа. Она занимает важное место в жизни школьника, одно из ее направлений - школьные праздники и мероприятия.

Готовясь к ним, дети много времени проводят вместе, а значит, учатся понимать и принимать товарищей, такими, какие они есть. Понимая, что от каждого из них зависит успех праздника, они чувствуют ответственность за свои действия. Через музыку и танцы происходит развитие эмоциональной сферы обучающихся.

Мною были проведены различные праздники: «Праздник первой оценки», «Праздник первых каникул», «До свиданья, 1 класс», «Алло, мы ищем таланты».

Я всегда уделяю время общению детей между собой на переменах или после уроков, при этом, я помогаю найти общие темы или обсудить какое либо событие. При этом общение направлено не столько на развитие индивидуального эмоционального опыта ребёнка, – сколько на поддержку ребёнка в обретении способности покидать пределы непосредственного эмоционального опыта.

Особое внимание в своей работе я уделяю проведению классных часов. Ведь это время, когда я по-настоящему в неформальной обстановке могу что-то создать, узнать и обсудить с детьми.

Мною были проведены классные часы: «Правила вежливости», «Внимание! Каникулы!», «Нужен детям с ранних лет безопасный интернет!», «Приключения электроники», «Подвиг Зои Космодемьянской», «Мы помним».

В ходе подготовки и проведения классного часа, я стремлюсь создать непринужденную обстановку и живой разговор с обучающимися. Мне важно, чтобы каждый ребенок мог высказаться или проявить себя в том или ином вопросе. Во время проведения классных часов я пытаюсь обратить внимание на те чувства, которые испытывают дети.

ИГРЫ

Учитель 2:Наиболее ярко эмоциональная отзывчивость школьника проявляется в сюжетно-ролевой игре со сверстниками. В игре осуществляется первоначальное воспитание многих качеств, необходимых для дальнейшей жизни в обществе. Дети охотно и с интересом выполняют то, что вне игры может казаться им неинтересным и трудным. Поэтому в процессе игры педагогу легче воздействовать на ребенка, развить у него желание добиваться поставленной цели. Я ставлю перед собой задачу – создавать условия для возникновения радости, эстетических переживаний, уверенности и других нравственных чувств.

С 1 класса мной было введено правило «Скажем нет гаджетам в школе». Как альтернатива гаджетам были предложены книги, журналы из школьной библиотеки, настольные игры, общение по интересам с одноклассниками, принадлежности для рисования. Такие занятия детей я всячески поощряла. В таких видах деятельности дети учились: договариваться, сопереживать, радоваться успехам, быть терпеливыми нести ответственность за свои поступки и решения. Конечно, дети не сразу привыкли к такому правилу, и порой было сложно принять мнение одноклассника, но я всегда помогала разобраться в трудной ситуации и давала совет, н.р.: Все хотят поиграть в игру «Дженга». Договоритесь, кто играет на 1-ой перемене, кто на 2-ой.

Результат моей работы был положительный. Во 2 классе дети стали приносить интересные настольные игры и вмести играть. Другие ребята стали приносить увлекательные книги, и мы вмести с детьми их с удовольствием изучали. Дети во время игр стали договариваться и следовали правилам, чтобы никому не было обидно.

Для сплочения коллектива с 1 класса с детьми мною проводились различные игры на прогулке, в группе продленного дня, на чаепитиях. Благодаря играм дети получали колоссальный и бесценный опыт по проживанию различных эмоций и чувств, которые, без сомнения, пригодятся в реальной жизни.

Перед началом игры мы вспоминали правила дружбы. Если ребенку в процессе игр не удавалось наладить положительные отношения с одноклассниками, мною была оказана помощь.

Игры: «Горячая картошка», «Лишний стул», «Вот я какой!», «Снежный ком», «Скульпторы».

Результат проделанной работы был положительный. К середине 2 класса большинство детей стали прислушиваться к мнению одноклассников, играть по очереди, а не забирать игры, сдерживать эмоции при проигрыше.

ПРОЕКТНАЯ

Учитель 3:В своей работе я использую проектную деятельность, как средство формирования социокультурных ценностей учащихся.

Проектная деятельность выступает условием личностно-ориентированного взаимодействия, и поэтому школьник познаёт характер взаимоотношений между людьми, учится согласовывать свои действия с действиями сверстников и взрослых, сотрудничать в условиях совместной деятельности, знакомиться с правилами и способами взаимодействия в группе и коллективе.

Так с детьми мы работали над проектами: «Правила дорожные каждому знать положено», «Огонь не знает преград!», «Безопасная зима», «Спаси Арктику!»

ЧАС ЧТЕНИЯ

Всем известно, что чтение – это базовый компонент воспитания, образования и развития культуры. Поэтому в 1 классе мною была реализована внеурочная программа «Час чтения».

Данная программа помогает решать вопросы эмоционального, творческого, познавательного развития ребенка, его социального становления, нравственно-эстетического воспитания.

Мною были выбраны формы проведения мероприятий: урок-сказка с использованием инсценировки, урок-конкурс, урок-викторина по прочитанным произведениям; проведение народных посиделок.

В рамках этой программы мной были использованы активные творческие приёмы: рисование, лепка и драматизация, сочинения.

Дети сочиняли и оформляли свои сказки в книжки. С классом посещали библиотеку, где проводились тематические занятия. Прослушивая детскую литературу в записи актеров, дети развивали речь и актерские способности.

МЫ - ТВОИ ДРУЗЬЯ

Во втором классе в своей работе я стала реализовывать внеурочную программу «Мы - твои друзья».

Изучая программу, дети узнают о том, когда и как животные стали домашними, какую роль они играют в нашей жизни, как ухаживать за питомцами, что каждый из нас может сделать, чтобы на улицах было меньше бездомных кошек и собак. Дети научатся доброте и заботе, умению сочувствовать и сопереживать — не только по отношению к животным, но и к окружающим людям.

Эта программа шире, чем просто про экологическое воспитание, она помогает детям адаптироваться к окружающей среде.

Совместная работа детей и родителей – важное направление работы программы. Основная часть заданий направлена на вовлечение родителей в ее реализацию. Взрослым предлагается поделиться своими воспоминаниями и опытом общения с домашними животными, принять участие в подготовке заданий и т.д. Также дети с удовольствием используют сайт для закрепления материала.

Занятие представленное вашему вниманию было взято из данной программы. Дети с большим удовольствием занимаются и ждут следующего занятия, т.е. тема животных для них очень близка. В планах – проект «Мой домашний любимец», волонтерство, приглашение специалистов.

ИТОГ

Учитель 1:В процессе своей деятельности я использую различный диагностический инструментарий. Это могут быть готовые методики или анкеты разработанные мной. Н.р.: «Рукавички», «Домики», «Хорошо ли мне в школе».

Я представляю результат опроса, проведенный в середине 2 класса.

Опрос «Если завтра отменят уроки…»

Если завтра отменят уроки в школе, чем бы вы хотели заниматься? Поставьте цифру 1. Во вторую очередь поставьте цифру 2, потом 3.

Играть в гаджеты.

Читать книги.

Спать.

Играть в подвижные или настольные игры с одноклассниками.

Гулять с педагогом и одноклассниками.

Петь песни или слушать музыку.

Рисовать или мастерить поделки.

Отгадывать загадки или кроссворды.

Результаты опроса показывают, что мы работали в правильном направлении. Нашу работу мы будем продолжать, как классные руководители основываясь на социокультурном воспитании через работу с семьей и внеурочную деятельность.
Список литературы:

1. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя. / Под ред. И. А. Каирова, О. С. Богдановой. — М.: Просвещение, 2007
2. Амонашвили Ш.А. Единство цели [Текст] / Ш.А. Амонашвили.- М.: Просвещение, 1987.
3. Андреев, В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития [Текст]/ В.И.Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий
4. Анохин, П.К. Эмоции [Текст] / П.К. Анохин // Психология эмоций. Тексты. 2-е изд. / под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993
5. Байбородова, Л.В. Индивидуализация образовательного процесса в школе [Текст]: монография / Л.В. Байбородова.‒ Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского
6. Бакштановский, В.И. Моральный выбор личности [Текст] / В.И. Бакштановски
Развитие эмоциональной отзывчивости младших школьников как основа их успешной социализации»й. ‒ М.: Политиздат
Начальное общее образование