Пешкова Евгения Алексеевна, воспитатель
МКОУ Мошнинская ООШ, структурное подразделение "детский сад"
Библиографическое описание:
Пешкова Е.А. ОБЫКНОВЕННО НЕОБЫКНОВЕННАЯ СОЛЬ // Научно-методический журнал «УчиЛаб». 2024. № 6. URL: https://f.uchilab.ru/publ/journal/2024/6.pdf.
Открытое занятие опытно-экспериментальной деятельности Цель: Систематизировать представление детей о соли и её свойствах.
Задачи: Развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом. Закреплять умение исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности. Развивать наблюдательность, познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования. Воспитывать аккуратность в работе, соблюдать правила техники безопасности, испытывать радость от экспериментирования, открывая новое в знакомом.
Методы и приемы:
- практические: опыты с солью;
- словесные: беседы, рассказы воспитателя, рассказ детей, объяснение, обсуждение, анализ работы. Предварительная работа: рассматривание картинок и фотографий. Беседа о добычи соли, чтение художественной литературы о соли, загадывание загадок.
Оборудование:
тарелочки с солью, сухое горючие, таганок, кувшин с водой, лед, фен, сырые куриные яйца, ложечки, одноразовые стаканчики, салфетки, гуашь, акварель, кисточки, мешочки с солью, поролоном, песком и камушками.
Приветствие:
В круг широкий, вижу я Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдём направо,
А теперь пойдём налево,
В центре круга соберёмся,
И на место все вернёмся Улыбнёмся, подмигнём,
И на стульчики пойдём! Поудобнее садитесь,
Не вертитесь, не крутитесь.
Воспитатель: Ребята отгадайте загадку:
Отдельно- я не так вкусна,
Но в пище –каждому нужна (Соль)
Воспитатель: Правильно это соль, а сейчас я предлагаю поиграть в игру «Отгадай на ощупь» (Воспитатель предлагает детям из 8 мешочков с разными веществами (соль- 2шт, песок-2шт, синтепон (вата) -2шт, камешки-2шт) на ощупь найти мешочек с солью.)
А сейчас ребята я хочу рассказать вам сказку - загадку, а вы слушайте и запоминайте.
Шли домой два ослика и несли груз в мешках. Один нёс мешки с солью, а другой нес мешки с поролоном. Одному ослику было очень тяжело идти, а другому легко. Путь к дому проходил через реку, и осликам пришлось переплывать на другой берег реки. Вошли они в воду и поплыли. Мешки с грузом промокли. Одному ослику было легко плыть, и он быстро переплыл реку, а вот другому пришлось приложить много сил чтобы не утонуть и доплыть до берега. Когда ослики пришли домой, то оказалось, что только один ослик принес весь груз. А вот какой ослик принес груз, и почему только он мы с вами узнаем в нашей лаборатории.
Но с начало давайте вспомним правило поведения в нашей лаборатории (смотреть, слушать, не кричать, не трогать без разрешения, работать на свое месте, соблюдать осторожность, делать выводы)
Возьмите мешочки с солью в одну руку, а в другую поролон. Что легче? (поролон). Значит, какому ослику было легко идти? (который нес поролон, а который нес соль, ему было тяжело.
Возьмите мешочки с солью и опустите их в воду. Что происходит с солью? (она растворилась). А теперь возьмите поролон и намочите его в этой воде. А теперь проверьте, что тяжелее мешочки или поролон? Давайте подумаем какому ослику было легко плыть. Почему? (соль в мешках растворилась). Какому ослику было плыть тяжело? Почему? (поролон впитал воду).
Мы с вами уже знаем, что когда соль растворяется в воде, вода становится соленой. Значит, поролон впитал какую воду? (соленую). А теперь давайте подумаем, можем ли мы из соленой воды добыть соль. (ответы детей). Я наливаю немного соленой воды в ложку и выпариваю её. Что вы видите на стенках ложки (Белый налет). Это и есть наша соль.
Вот мы и провели первый наш опыт.
Опыт № 2: «Незамерзающая соль»
Мы заморозили воду, образовался лед. Наш лед мы покрасили гуашевыми красками, которая поможет проследить за таяньем. Посыпали сверху солью. Лед начал таять издавая треск. Появились дорожки – туннели, по которым растеклась краска. Таким образом, мы увидели, что соль ускоряет таянье льда, в результате которого лед превращается в воду.
Опыт № 3 – приготовим насыщенный солевой раствор. Возьмем лист цветной бумаги (лучше черный, кисть и попробуем что-нибудь нарисовать этим раствором. Если оставляем рисунок на ночь в теплом месте, то утром наш рисунок проявится. Мы немного ускорим процесс – высушим рисунок феном.
Опыт № 4. «Плавающее яйцо».
Опустили сырое яйцо в баночку с пресной водой, оно сразу же опустилось на дно. В другой банке навели крепкий соленый раствор, опустили туда наше яйцо. Оно стало плавать по поверхности.
Вывод: в пресной воде яйцо тонет, а в соленой нет.
Опыт №5. «Акварель+ соль».
Воспитатель знакомит детей с техникой рисования «акварель+ соль», предлагает нарисовать радугу. Как только вы закончите рисовать, сразу же хорошенько «посолите» весь лист. Вы увидите, какое чудо сотворит соль с вашим рисунком.
Дети рисуют, в завершении - посыпают солью весь лист.
Для закрепления материала воспитатель проводит игру «Что мы знаем о соли».
(Дети передают друг другу мяч и делятся полученными знаниями о соли).
МКОУ Мошнинская ООШ, структурное подразделение "детский сад"
Библиографическое описание:
Пешкова Е.А. ОБЫКНОВЕННО НЕОБЫКНОВЕННАЯ СОЛЬ // Научно-методический журнал «УчиЛаб». 2024. № 6. URL: https://f.uchilab.ru/publ/journal/2024/6.pdf.
Открытое занятие опытно-экспериментальной деятельности Цель: Систематизировать представление детей о соли и её свойствах.
Задачи: Развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом. Закреплять умение исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности. Развивать наблюдательность, познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования. Воспитывать аккуратность в работе, соблюдать правила техники безопасности, испытывать радость от экспериментирования, открывая новое в знакомом.
Методы и приемы:
- практические: опыты с солью;
- словесные: беседы, рассказы воспитателя, рассказ детей, объяснение, обсуждение, анализ работы. Предварительная работа: рассматривание картинок и фотографий. Беседа о добычи соли, чтение художественной литературы о соли, загадывание загадок.
Оборудование:
тарелочки с солью, сухое горючие, таганок, кувшин с водой, лед, фен, сырые куриные яйца, ложечки, одноразовые стаканчики, салфетки, гуашь, акварель, кисточки, мешочки с солью, поролоном, песком и камушками.
Приветствие:
В круг широкий, вижу я Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдём направо,
А теперь пойдём налево,
В центре круга соберёмся,
И на место все вернёмся Улыбнёмся, подмигнём,
И на стульчики пойдём! Поудобнее садитесь,
Не вертитесь, не крутитесь.
Воспитатель: Ребята отгадайте загадку:
Отдельно- я не так вкусна,
Но в пище –каждому нужна (Соль)
Воспитатель: Правильно это соль, а сейчас я предлагаю поиграть в игру «Отгадай на ощупь» (Воспитатель предлагает детям из 8 мешочков с разными веществами (соль- 2шт, песок-2шт, синтепон (вата) -2шт, камешки-2шт) на ощупь найти мешочек с солью.)
А сейчас ребята я хочу рассказать вам сказку - загадку, а вы слушайте и запоминайте.
Шли домой два ослика и несли груз в мешках. Один нёс мешки с солью, а другой нес мешки с поролоном. Одному ослику было очень тяжело идти, а другому легко. Путь к дому проходил через реку, и осликам пришлось переплывать на другой берег реки. Вошли они в воду и поплыли. Мешки с грузом промокли. Одному ослику было легко плыть, и он быстро переплыл реку, а вот другому пришлось приложить много сил чтобы не утонуть и доплыть до берега. Когда ослики пришли домой, то оказалось, что только один ослик принес весь груз. А вот какой ослик принес груз, и почему только он мы с вами узнаем в нашей лаборатории.
Но с начало давайте вспомним правило поведения в нашей лаборатории (смотреть, слушать, не кричать, не трогать без разрешения, работать на свое месте, соблюдать осторожность, делать выводы)
Возьмите мешочки с солью в одну руку, а в другую поролон. Что легче? (поролон). Значит, какому ослику было легко идти? (который нес поролон, а который нес соль, ему было тяжело.
Возьмите мешочки с солью и опустите их в воду. Что происходит с солью? (она растворилась). А теперь возьмите поролон и намочите его в этой воде. А теперь проверьте, что тяжелее мешочки или поролон? Давайте подумаем какому ослику было легко плыть. Почему? (соль в мешках растворилась). Какому ослику было плыть тяжело? Почему? (поролон впитал воду).
Мы с вами уже знаем, что когда соль растворяется в воде, вода становится соленой. Значит, поролон впитал какую воду? (соленую). А теперь давайте подумаем, можем ли мы из соленой воды добыть соль. (ответы детей). Я наливаю немного соленой воды в ложку и выпариваю её. Что вы видите на стенках ложки (Белый налет). Это и есть наша соль.
Вот мы и провели первый наш опыт.
Опыт № 2: «Незамерзающая соль»
Мы заморозили воду, образовался лед. Наш лед мы покрасили гуашевыми красками, которая поможет проследить за таяньем. Посыпали сверху солью. Лед начал таять издавая треск. Появились дорожки – туннели, по которым растеклась краска. Таким образом, мы увидели, что соль ускоряет таянье льда, в результате которого лед превращается в воду.
Опыт № 3 – приготовим насыщенный солевой раствор. Возьмем лист цветной бумаги (лучше черный, кисть и попробуем что-нибудь нарисовать этим раствором. Если оставляем рисунок на ночь в теплом месте, то утром наш рисунок проявится. Мы немного ускорим процесс – высушим рисунок феном.
Опыт № 4. «Плавающее яйцо».
Опустили сырое яйцо в баночку с пресной водой, оно сразу же опустилось на дно. В другой банке навели крепкий соленый раствор, опустили туда наше яйцо. Оно стало плавать по поверхности.
Вывод: в пресной воде яйцо тонет, а в соленой нет.
Опыт №5. «Акварель+ соль».
Воспитатель знакомит детей с техникой рисования «акварель+ соль», предлагает нарисовать радугу. Как только вы закончите рисовать, сразу же хорошенько «посолите» весь лист. Вы увидите, какое чудо сотворит соль с вашим рисунком.
Дети рисуют, в завершении - посыпают солью весь лист.
Для закрепления материала воспитатель проводит игру «Что мы знаем о соли».
(Дети передают друг другу мяч и делятся полученными знаниями о соли).