Клименкова Татьяна Николаевна, учитель математики
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ "КРАСНОДОНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 8 ИМЕНИ ЗАЩИТНИКА
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ ВИТАЛИЯ ПАРСАНОВА"
Библиографическое описание:
Клименкова Т.Н. Нетрадиционные формы обучения на уроках математики // Научно-методический журнал «УчиЛаб». 2024. № 6. URL: https://f.uchilab.ru/publ/journal/2024/6.pdf.
Школьные занятия - важная часть жизни школьников, требующая элементарного комфорта, благоприятного общения. Но эффективность учебного процесса зависит не только от способностей учащихся, наличия целевой мотивации учителя, их трудолюбия, трудолюбия и обучаемости.
Когда однообразие урока повторяется без изменений в течение нескольких лет: проверка домашнего задания, проведение опроса, объявление нового, его закрепление и так далее – домашнее задание постепенно утомляет учащихся. Этого можно избежать, создав учащимся оптимальные условия в соответствии с их возможностями обучения.
Такие ситуации достигаются через определенное соотношение учебной работы на уроке.
С древних времен существует процесс обучения подрастающего поколения, т.е. передача опыта от старшего поколения к младшему. Всегда была проблема сохранения интереса учеников к изучаемому материалу, сохранения их активности на протяжении всего урока.
На современном этапе развития педагогической науки и практики одной из наиболее актуальных является проблема построения таких моделей учебного процесса, способствующих не только эффективному усвоению знаний, формированию умений и навыков, но и умственному развитию учащихся, повышению уровня познавательной активности.
С середины 2000-х годов в школе наблюдается тенденция снижения интереса учащихся к занятиям. В связи с этим ухудшалось качество знаний, снижалась успеваемость, затруднялось развитие логического мышления, познавательной активности, познавательного интереса учащихся. Очень велика роль математики в развитии логического мышления, познавательного интереса, уровня познавательной активности учащихся. Причина особой роли математики в том, что это все теоретические науки, изучаемые в школе. Он имеет высокий уровень абстракции, и наиболее естественный способ представления — знаний-это способ перейти от абстрактного к реальному.
Математика – один из основных и самых сложных предметов. В настоящее время преподаватели сталкиваются с проблемой падения интереса к предмету, нежеланием работать самостоятельно, да и просто учиться. Активизировать познавательную деятельность учащихся, придавая ей характер творческой, исследовательской работы – главная задача учителя. От мастерства учителя зависит многое, от его умения организовывать учебный процесс, от его творчества и постоянного поиска новых форм и приемов обучения.
Педагогическое творчество учителя создает интересные примеры нестандартных форм обучения, что позволяет вернуть утраченный интерес к изучению математики. Ни программа, ни учебник, ни методическое пособие не могут предоставить педагогу готовую схему урока. Он должен сам сконструировать его, учитывая условия обучения и состав учащихся. Не совсем обычные уроки - это уроки, позволяющие максимально вовлечь учащихся в активную познавательную деятельность, помогают учить активно, самостоятельно добывать знания, возбуждают их мысль и развивают интерес к предмету.
Нестандартный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру. Такой урок включает в себя приемы и методы различных форм обучения. Он основан на совместной деятельности учителя и учащихся, совместном поиске, апробировании новых форм работы, что влияет на познавательную активность учащихся на уроках и повышение эффективности преподавания. Существует несколько разновидностей нетрадиционных форм урока, каждая из которых решает свои образовательные задачи. Однако все они преследуют общую цель: поднять интерес учащихся к учебе и к математике. Среди большого разнообразия нестандартных уроков можно выделить такие: уроки – викторины, уроки - ролевые или деловые игры, уроки – конференции, уроки-соревнования, уроки - КВН, уроки с групповыми формами работы, уроки-путешествия, уроки-сказки, уроки-эстафеты и т.д. Необязательно весь урок должен стать нетрадиционным, возможно использование «увлекательных добавок», которые направлены на активизацию обучения. Это могут быть уроки с использованием компьютерных технологий и метода проектов, нестандартных форм тестирования и т.д.
Цель нестандартных уроков: отработка новых методов, форм, приемов и средств обучения, что ведет к реализации основного закона педагогики – закона об активности обучения.
Для учителя нестандартный урок, с одной стороны, - возможность лучше узнать и понять учеников, оценить их индивидуальные особенности, с другой стороны, это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществления собственных целей.
Для учащихся нестандартный урок - переход в иное психологическое состояние, другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве. Такой урок - это возможность оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук, развивать свои творческие способности и личностные качества.
Одним из видов нетрадиционной формы работы можно назвать - осознание ситуации успеха – метод стимулирования интереса к учению у учащихся, испытывающих затруднения в учёбе. Без переживания радости успеха невозможно по-настоящему рассчитывать на успех в преодолении учебных затруднений. Вот почему надо подбирать такие задания, которые доступны ученикам, а потом переходить к более сложным. Ситуация успеха создаётся путём дифференцированной помощи ученикам при выполнении задания одной и той же сложности. Учащимся с низкими учебными возможностями даётся задание, которое позволяет им на данном уровне справиться с ним, а потом выполнять его самостоятельно. Ситуация успеха уже организуется и путём поощрения промежуточных действий ученика. Состояние тревожности при этом сменяется состоянием уверенности в себе, без чего невозможны дальнейшие учебные успехи. Отмечу важность использования развивающих задач занимательного характера для создания на уроках проблемных и игровых ситуаций, для успешного решения которых от учащихся, кроме знания учебного материала, требуется смекалка и творческий подход.
На уроке геометрии можно рассмотреть следующие занимательные задачи
1. Какое из данных слов лишнее и почему? Призма, пирамида, конус, параллелепипед, куб.
2.Сколько острых, прямых, тупых, развернутых углов в слове ТРАНСПОРТИР?
3.Используя рисунки 1 и 2, составьте два ложных и два верных высказывания.
4.Жители трех домов, расположенных в вершинах равнобедренного прямоугольного треугольника, хотят выкопать общий колодец так, чтобы он был одинаково удален от всех трех домов. В каком месте надо копать?
Примеров развивающих задач, которые могут быть составляющими уроков математики много. В традиционные уроки можно вносить элементы занимательности кроссвордами, дидактическими играми, творческими заданиями. Кроссворд таит в себе большие возможности для развития творческих способностей, тренировки памяти учащихся. Применение творческих заданий на уроках математики способствует формированию убежденности учащихся в том, что они не только успешно усваивают теоретический курс математики, но и сами создают нечто новое, несущее учебную нагрузку. Так при изучении темы «Цилиндр» в начале урока на доске появляется надпись «Справка дана цилиндру в том, что…», далее сообщается, что в конце урока, после изучения темы каждый напишет продолжение справки (это может бать характеристика, объяснительная и т.п.). Задания, отражающие связь с практикой, задачи, связанные со здоровым образом жизни позволяют учащимся видеть в решаемой задаче возможность применить полученные знания в повседневной жизни, при изучении других предметов, появляется и интерес к её решению. Пример:
1) Один банк обещает вкладчику прибыль 3% в месяц, а другой 15% годовых. Куда выгоднее вложить деньги?
2) Курильщики ежегодно «выкуривают», т. е. выбрасывают в атмосферу 720 т. синильной кислоты, 384 000 т аммиака, 108 000 т угарного газа; в среднем 25 % всех видов веществ, содержащихся в табаке, сгорает и разрушается в процессе курения, 50% уходит в окружающую среду, 20 % попадает в организм курильщика и только 5 % остаётся в папиросе или в фильтре сигареты. Сколько попадает в организм курильщика вредных веществ?
3) Успеет ли водитель начать торможение, если на расстоянии 5 м от него на дорогу неожиданно выбежала собака? Скорость машины 36 км/ч, время реакции водителя 1с.
Постижение знаний в форме игры, свобода выбора действий и аргументов, право на ошибку и отсутствие страха получить плохую оценку – выгоднейшие условия обучения математики при помощи нестандартных форм, методов, приемов.
Урок-суд, урок - ярмарка – это уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций. Перед учащимися ставятся проблемно-поисковые задачи, даются творческие задания. Такие уроки имеют профориентационное значение, позволяют учащимся проявить неординарность мышления. Например, при обобщении и систематизации знаний по теме «Призмы» можно провести урок-суд над диагональю. В форме суда можно провести такой этап урока, как актуализация опорных знаний. Ученики заранее готовят плакаты с рисунками видов призм, костюмы для действующих лиц (судья-Многогранник, прокурор-Четырехугольник, адвокат-Треугольник, секретарь-Прямоугольник, подсудимая-Диагональ, потерпевшие - Куб, параллелепипед, наклонная призма) и таблички для действующих лиц с названием их роли. Каждый из потерпевших обвиняет диагональ в том, что она разделила его на части, а адвокат приводит примеры в пользу Правильной призмы. Затем учащиеся переходят к решению задач, в ходе чего убеждаются в практическом значении свойств диагоналей. В итоге невиновность диагонали доказана, она оправдана и осталась в математическом городке. Во время актуализации знаний можно использовать задания «Найди ошибку», «Помнишь ли ты формулы?», «Что лишнее?», «Дайте общее название объектам»:
а) прямоугольник, ромб, квадрат – это…
б) 2 и-2; 3 и -3;-1,5 и 1,5 – это…
в) Конус, цилиндр, шар – это…
Такие задания можно использовать для индивидуальной работы со слабоуспевающими учениками. Игра оживляет урок, вызывает положительные эмоции, способствует развитию общего кругозора, мышления, речи, внимания, воспитывает активность, умение общаться.
Один из нетрадиционных типов урока – интегрированный урок. С помощью таких уроков учащиеся получают более точное представление об общей картине мира, достигают межпредметных обобщений. Например, знания полученные при изучении информатики, можно с успехом применять при изучении геометрии для построения чертежа, используя возможности графического редактора. Математика и история - две неразрывные области знания. Сведения из истории математики, исторические задачи сближают эти два школьных предмета. История обогащает математику гуманитарным и эстетическим содержанием, развивает образное мышление учеников. Математика, развивающая логическое и системное мышление, в свою очередь занимает достойное место в истории, помогая лучше ее понять.
Формы подачи исторического материала могут быть различными, начиная от рассказа учителя, коротких сообщений учеников на заданную тему, решений исторических задач, разгадывание софизмов, выпуск стенгазет до более глубоких и сложных - таких, как историко-математическая конференция, защита рефератов по вопросам истории математики.
Математическая сторона игрового контента всегда должна выходить на передний план. Только тогда игра играет свою роль в математическом развитии детей и повышении их интереса к математике.
Многие дидактические игры, кажется, не привносят ничего нового в знания школьников, но они приносят огромную пользу, обучая учащихся применять знания в новых условиях или ставя перед собой мыслительную задачу, решение которой требует демонстрации различных форм умственной деятельности. В процессе игры активизируются различные психические процессы, поэтому дидактическая игра является средством умственного развития. Чтобы понять мысль, усвоить игровые действия и правила, необходимо активно слушать и понимать объяснение учителя. Решение задач, поставленных играми, требует внимания, активной мыслительной деятельности, сравнения и обобщения.
Математический турнир
Турнир проводится в конце урока, когда ученики немного устают. Класс делится на две команды. Каждая команда получает задание: 2-3 задания или 56 примеров. Члены команды могут консультироваться друг с другом. Через 810 минут начинаем турнир. Капитаны команд приглашают одного члена противоположной команды. Эти два ученика обмениваются заданиями, посещают доску и начинают решение, затем вызывается другая пара учеников и т. д. побеждает команда, которая правильно решает и объясняет наибольшее количество задач другой команды. Ответы отслеживаются всеми учащимися. Участникам турнира выставляются оценки в журнале, подводятся итоги.
Количество заданий определяется многими факторами: целью турнира, наличием времени, содержанием заданий, составом игроков. Одно можно сказать наверняка: если эти задания будут представлены в виде самостоятельной работы в конце урока, то вряд ли все учащиеся решат предложенные им 5 примеров и внимательно выслушают еще пять подобных решений.
Аукцион
Аукцион можно проводить разными способами. Вот один из них.
После изучения очередной темы объявляется, что сейчас проводится игра по типу чайнворда. Задача состоит в том, чтобы построить последовательность математических терминов по этому принципу: каждый последующий термин начинается с буквы, оканчивающейся на предыдущую. Буква «ь» во внимание не берётся. Основное условие: принимаются только термины, имеющие непосредственное отношение к изучаемому материалу. Если на одну букву будет предложено несколько терминов, то в чайнворд записывается тот термин, который назвали последним. Если последняя буква указанного термина не содержит предложений, то получается предыдущая буква в этом слове и т. д.
Конкурс заканчивается, когда на доске пишется последовательность терминов, и нет следующих предложений. При написании терминов над каждым из них ставится номер соответствующей команды. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество терминов.
Молчанка
В 5 и 6 классах очень помогают в работе сигнальные карточки. Они дисциплинируют детей и позволяют получить информацию об усвоении материала. Они дисциплинируют детей и позволяют им получить информацию об усвоении материала. Обычно красная карта соответствует слову "нет", а зеленая карта соответствует слову "да". Но значение карт можно заменить в любое время. С помощью сигнальных карт можно выполнять множество словесных упражнений.
Деловые игры
Деловая игра представляет собой последовательность учебных действий в процессе решения поставленной задачи. Это – модель взаимодействия людей в процессе достижения экономических, производственных или политических целей.
Деловая игра позволяет создавать такие ситуации, в ходе которых игрок должен найти правильную линию поведения, оптимальное решение проблемы.
В процессе игры развивается системное, продуктивное мышление, пробуждается желание искать новые идеи. Таким образом, речь идет не только о механическом использовании программного материала, дети творчески подходят к проблеме.
В отличие от соревнований, деловые игры в большинстве случаев занимают целый урок. Это этапы урока:
•знакомство с профессией;
•постановка главной задачи бригадам, выяснение их роли в производстве;
•создание игровой проблемной ситуации;
•овладение необходимым теоретическим материалом;
•решение производственной задачи;
•проверка результатов;
•анализ итогов работы, оценка результатов.
Основная идея деловых игр заключается в создании производственной ситуации, в которой учащиеся могут поставить себя на место обладателя определенной профессии, увидеть и оценить значимость математики в производстве, самостоятельно освоить необходимый теоретический материал, применить полученные знания на практике.
Диалог
Игра направлена на повышение активности учащихся в процессе усвоения новых знаний. Я формулирую учебную проблему, и ученики должны ее решать. Они понимают, что имеющихся знаний недостаточно для решения проблемы. Каждая команда имеет право задавать мне минимум вопросов, чтобы получить максимальную информацию из моих ответов. В игре я не хочу давать информацию, и ученики с заданными вопросами заставляют меня это делать. Если в диалоге мало вопросов какого-либо ученика, то можно сказать, что учитель выполнил успешно свою задачу по развитию творческого мышления учащихся.
Трансформация традиционных способов организации урока Урок-зачёт
На таком уроке сочетаются индивидуальные, коллективные и групповые формы работы.
Структура урока:
•Разминка 5-7 минут;
•Опрос ассистентов первой группы без подготовки (10-12 минут);
•Опрос ассистентов второй группы ассистентами первой группы;
•Первая группа ассистентов решает задачи до конца урока;
•Вторая группа ассистентов ведет опрос. Ответившие на «4» и «5» присоединяются ко второй группе ассистентов.
Зачёт-практикум
Желательно проводить по разделам, где теоретических вопросов мало. Урок начинается с разминки: решение устных задач, каждое задание-2 балла. Листы ответов сдаются учителю. Затем каждый ученик получает билет с заданиями разной сложности, каждое задание оценивается определенным количеством баллов в зависимости от сложности. Во избежание списания задания решаются на отдельных листах.
Подведение итогов: до 10 баллов – «2»; 10-15 баллов – «3»; 16-19 баллов – «4»; 20-29 баллов – «5».
В конце урока вывешиваются решения задач, разбираются ошибки.
Урок-конференция
Весь класс разделен на группы интересов. Распространяю темы доклада, формулирую цель дискуссии. Члены группы готовят выступления по теме и их наглядные иллюстрации (рисунки, плакаты, презентации и др.). Задаваемые вопросы должны быть глубоко освещены и вызывать интерес у учащихся. Спикеров должно быть более 3 человек.
После говорящего выступят противники. Основной метод обучения-дискуссия, в которой анализируется учебный материал. По итогам конференции будут подведены итоги.
Семинар
Семинар проводится с целью совершенствования и закрепления знаний.
Этапы:
•организационный;
•постановка цели;
•актуализация знаний;
•выдвижение проблем, их обсуждение;
•обобщение и систематизация знаний;
•определение и разъяснение домашнего задания.
Семинар предполагает интенсивную предварительную работу с учебниками, учебниками, книгами. Семинарские занятия проводятся с учащимися старших классов, владеющими навыками работы с литературой.
Для учащихся нетрадиционный урок - переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве (а значит, новые обязанности и ответственность); такой урок – это возможность развивать свои творческие способности и личностные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук; это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду.
Для учителя нетрадиционный урок, с одной стороны, - возможность лучше узнать и понять учеников, оценить их индивидуальные особенности, решить внутриклассные проблемы (например, общения); с другой стороны, это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществления собственных идей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Час занимательной математики/ Под ред. Л.Я. Фальке. – М.: Илекса; Народное образование; Ставрополь: Сервисшкола, 2003.
2. Молодцов В.А., Рыжикова Н.Б. Современные открытые уроки информатики. 8-11 классы. – Ростов н/Д: «Феникс», 2002.
3. Гаврилова, Т. Д. Занимательная математика 5-11 классы. Как сделать уроки математики не скучными [Текст] / Т. Д. Гаврилова. – Волгоград: Учитель, 2006. – 95 с.
4. Барышникова, Н. В. Математика 5-11 классы. Игровые технологии на уроках [Текст] /Н. В. Барышникова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 154 с. 5. Смыкалова, Е. В. Необычный урок математики. Книга для учителя. Выпуск 2 [Текст] / Е. В. Смыкалова. Санкт-Петербург: СМИО Пресс – 2008 г. – 80 с.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ "КРАСНОДОНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 8 ИМЕНИ ЗАЩИТНИКА
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ ВИТАЛИЯ ПАРСАНОВА"
Библиографическое описание:
Клименкова Т.Н. Нетрадиционные формы обучения на уроках математики // Научно-методический журнал «УчиЛаб». 2024. № 6. URL: https://f.uchilab.ru/publ/journal/2024/6.pdf.
Школьные занятия - важная часть жизни школьников, требующая элементарного комфорта, благоприятного общения. Но эффективность учебного процесса зависит не только от способностей учащихся, наличия целевой мотивации учителя, их трудолюбия, трудолюбия и обучаемости.
Когда однообразие урока повторяется без изменений в течение нескольких лет: проверка домашнего задания, проведение опроса, объявление нового, его закрепление и так далее – домашнее задание постепенно утомляет учащихся. Этого можно избежать, создав учащимся оптимальные условия в соответствии с их возможностями обучения.
Такие ситуации достигаются через определенное соотношение учебной работы на уроке.
С древних времен существует процесс обучения подрастающего поколения, т.е. передача опыта от старшего поколения к младшему. Всегда была проблема сохранения интереса учеников к изучаемому материалу, сохранения их активности на протяжении всего урока.
На современном этапе развития педагогической науки и практики одной из наиболее актуальных является проблема построения таких моделей учебного процесса, способствующих не только эффективному усвоению знаний, формированию умений и навыков, но и умственному развитию учащихся, повышению уровня познавательной активности.
С середины 2000-х годов в школе наблюдается тенденция снижения интереса учащихся к занятиям. В связи с этим ухудшалось качество знаний, снижалась успеваемость, затруднялось развитие логического мышления, познавательной активности, познавательного интереса учащихся. Очень велика роль математики в развитии логического мышления, познавательного интереса, уровня познавательной активности учащихся. Причина особой роли математики в том, что это все теоретические науки, изучаемые в школе. Он имеет высокий уровень абстракции, и наиболее естественный способ представления — знаний-это способ перейти от абстрактного к реальному.
Математика – один из основных и самых сложных предметов. В настоящее время преподаватели сталкиваются с проблемой падения интереса к предмету, нежеланием работать самостоятельно, да и просто учиться. Активизировать познавательную деятельность учащихся, придавая ей характер творческой, исследовательской работы – главная задача учителя. От мастерства учителя зависит многое, от его умения организовывать учебный процесс, от его творчества и постоянного поиска новых форм и приемов обучения.
Педагогическое творчество учителя создает интересные примеры нестандартных форм обучения, что позволяет вернуть утраченный интерес к изучению математики. Ни программа, ни учебник, ни методическое пособие не могут предоставить педагогу готовую схему урока. Он должен сам сконструировать его, учитывая условия обучения и состав учащихся. Не совсем обычные уроки - это уроки, позволяющие максимально вовлечь учащихся в активную познавательную деятельность, помогают учить активно, самостоятельно добывать знания, возбуждают их мысль и развивают интерес к предмету.
Нестандартный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру. Такой урок включает в себя приемы и методы различных форм обучения. Он основан на совместной деятельности учителя и учащихся, совместном поиске, апробировании новых форм работы, что влияет на познавательную активность учащихся на уроках и повышение эффективности преподавания. Существует несколько разновидностей нетрадиционных форм урока, каждая из которых решает свои образовательные задачи. Однако все они преследуют общую цель: поднять интерес учащихся к учебе и к математике. Среди большого разнообразия нестандартных уроков можно выделить такие: уроки – викторины, уроки - ролевые или деловые игры, уроки – конференции, уроки-соревнования, уроки - КВН, уроки с групповыми формами работы, уроки-путешествия, уроки-сказки, уроки-эстафеты и т.д. Необязательно весь урок должен стать нетрадиционным, возможно использование «увлекательных добавок», которые направлены на активизацию обучения. Это могут быть уроки с использованием компьютерных технологий и метода проектов, нестандартных форм тестирования и т.д.
Цель нестандартных уроков: отработка новых методов, форм, приемов и средств обучения, что ведет к реализации основного закона педагогики – закона об активности обучения.
Для учителя нестандартный урок, с одной стороны, - возможность лучше узнать и понять учеников, оценить их индивидуальные особенности, с другой стороны, это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществления собственных целей.
Для учащихся нестандартный урок - переход в иное психологическое состояние, другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве. Такой урок - это возможность оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук, развивать свои творческие способности и личностные качества.
Одним из видов нетрадиционной формы работы можно назвать - осознание ситуации успеха – метод стимулирования интереса к учению у учащихся, испытывающих затруднения в учёбе. Без переживания радости успеха невозможно по-настоящему рассчитывать на успех в преодолении учебных затруднений. Вот почему надо подбирать такие задания, которые доступны ученикам, а потом переходить к более сложным. Ситуация успеха создаётся путём дифференцированной помощи ученикам при выполнении задания одной и той же сложности. Учащимся с низкими учебными возможностями даётся задание, которое позволяет им на данном уровне справиться с ним, а потом выполнять его самостоятельно. Ситуация успеха уже организуется и путём поощрения промежуточных действий ученика. Состояние тревожности при этом сменяется состоянием уверенности в себе, без чего невозможны дальнейшие учебные успехи. Отмечу важность использования развивающих задач занимательного характера для создания на уроках проблемных и игровых ситуаций, для успешного решения которых от учащихся, кроме знания учебного материала, требуется смекалка и творческий подход.
На уроке геометрии можно рассмотреть следующие занимательные задачи
1. Какое из данных слов лишнее и почему? Призма, пирамида, конус, параллелепипед, куб.
2.Сколько острых, прямых, тупых, развернутых углов в слове ТРАНСПОРТИР?
3.Используя рисунки 1 и 2, составьте два ложных и два верных высказывания.
4.Жители трех домов, расположенных в вершинах равнобедренного прямоугольного треугольника, хотят выкопать общий колодец так, чтобы он был одинаково удален от всех трех домов. В каком месте надо копать?
Примеров развивающих задач, которые могут быть составляющими уроков математики много. В традиционные уроки можно вносить элементы занимательности кроссвордами, дидактическими играми, творческими заданиями. Кроссворд таит в себе большие возможности для развития творческих способностей, тренировки памяти учащихся. Применение творческих заданий на уроках математики способствует формированию убежденности учащихся в том, что они не только успешно усваивают теоретический курс математики, но и сами создают нечто новое, несущее учебную нагрузку. Так при изучении темы «Цилиндр» в начале урока на доске появляется надпись «Справка дана цилиндру в том, что…», далее сообщается, что в конце урока, после изучения темы каждый напишет продолжение справки (это может бать характеристика, объяснительная и т.п.). Задания, отражающие связь с практикой, задачи, связанные со здоровым образом жизни позволяют учащимся видеть в решаемой задаче возможность применить полученные знания в повседневной жизни, при изучении других предметов, появляется и интерес к её решению. Пример:
1) Один банк обещает вкладчику прибыль 3% в месяц, а другой 15% годовых. Куда выгоднее вложить деньги?
2) Курильщики ежегодно «выкуривают», т. е. выбрасывают в атмосферу 720 т. синильной кислоты, 384 000 т аммиака, 108 000 т угарного газа; в среднем 25 % всех видов веществ, содержащихся в табаке, сгорает и разрушается в процессе курения, 50% уходит в окружающую среду, 20 % попадает в организм курильщика и только 5 % остаётся в папиросе или в фильтре сигареты. Сколько попадает в организм курильщика вредных веществ?
3) Успеет ли водитель начать торможение, если на расстоянии 5 м от него на дорогу неожиданно выбежала собака? Скорость машины 36 км/ч, время реакции водителя 1с.
Постижение знаний в форме игры, свобода выбора действий и аргументов, право на ошибку и отсутствие страха получить плохую оценку – выгоднейшие условия обучения математики при помощи нестандартных форм, методов, приемов.
Урок-суд, урок - ярмарка – это уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций. Перед учащимися ставятся проблемно-поисковые задачи, даются творческие задания. Такие уроки имеют профориентационное значение, позволяют учащимся проявить неординарность мышления. Например, при обобщении и систематизации знаний по теме «Призмы» можно провести урок-суд над диагональю. В форме суда можно провести такой этап урока, как актуализация опорных знаний. Ученики заранее готовят плакаты с рисунками видов призм, костюмы для действующих лиц (судья-Многогранник, прокурор-Четырехугольник, адвокат-Треугольник, секретарь-Прямоугольник, подсудимая-Диагональ, потерпевшие - Куб, параллелепипед, наклонная призма) и таблички для действующих лиц с названием их роли. Каждый из потерпевших обвиняет диагональ в том, что она разделила его на части, а адвокат приводит примеры в пользу Правильной призмы. Затем учащиеся переходят к решению задач, в ходе чего убеждаются в практическом значении свойств диагоналей. В итоге невиновность диагонали доказана, она оправдана и осталась в математическом городке. Во время актуализации знаний можно использовать задания «Найди ошибку», «Помнишь ли ты формулы?», «Что лишнее?», «Дайте общее название объектам»:
а) прямоугольник, ромб, квадрат – это…
б) 2 и-2; 3 и -3;-1,5 и 1,5 – это…
в) Конус, цилиндр, шар – это…
Такие задания можно использовать для индивидуальной работы со слабоуспевающими учениками. Игра оживляет урок, вызывает положительные эмоции, способствует развитию общего кругозора, мышления, речи, внимания, воспитывает активность, умение общаться.
Один из нетрадиционных типов урока – интегрированный урок. С помощью таких уроков учащиеся получают более точное представление об общей картине мира, достигают межпредметных обобщений. Например, знания полученные при изучении информатики, можно с успехом применять при изучении геометрии для построения чертежа, используя возможности графического редактора. Математика и история - две неразрывные области знания. Сведения из истории математики, исторические задачи сближают эти два школьных предмета. История обогащает математику гуманитарным и эстетическим содержанием, развивает образное мышление учеников. Математика, развивающая логическое и системное мышление, в свою очередь занимает достойное место в истории, помогая лучше ее понять.
Формы подачи исторического материала могут быть различными, начиная от рассказа учителя, коротких сообщений учеников на заданную тему, решений исторических задач, разгадывание софизмов, выпуск стенгазет до более глубоких и сложных - таких, как историко-математическая конференция, защита рефератов по вопросам истории математики.
Математическая сторона игрового контента всегда должна выходить на передний план. Только тогда игра играет свою роль в математическом развитии детей и повышении их интереса к математике.
Многие дидактические игры, кажется, не привносят ничего нового в знания школьников, но они приносят огромную пользу, обучая учащихся применять знания в новых условиях или ставя перед собой мыслительную задачу, решение которой требует демонстрации различных форм умственной деятельности. В процессе игры активизируются различные психические процессы, поэтому дидактическая игра является средством умственного развития. Чтобы понять мысль, усвоить игровые действия и правила, необходимо активно слушать и понимать объяснение учителя. Решение задач, поставленных играми, требует внимания, активной мыслительной деятельности, сравнения и обобщения.
Математический турнир
Турнир проводится в конце урока, когда ученики немного устают. Класс делится на две команды. Каждая команда получает задание: 2-3 задания или 56 примеров. Члены команды могут консультироваться друг с другом. Через 810 минут начинаем турнир. Капитаны команд приглашают одного члена противоположной команды. Эти два ученика обмениваются заданиями, посещают доску и начинают решение, затем вызывается другая пара учеников и т. д. побеждает команда, которая правильно решает и объясняет наибольшее количество задач другой команды. Ответы отслеживаются всеми учащимися. Участникам турнира выставляются оценки в журнале, подводятся итоги.
Количество заданий определяется многими факторами: целью турнира, наличием времени, содержанием заданий, составом игроков. Одно можно сказать наверняка: если эти задания будут представлены в виде самостоятельной работы в конце урока, то вряд ли все учащиеся решат предложенные им 5 примеров и внимательно выслушают еще пять подобных решений.
Аукцион
Аукцион можно проводить разными способами. Вот один из них.
После изучения очередной темы объявляется, что сейчас проводится игра по типу чайнворда. Задача состоит в том, чтобы построить последовательность математических терминов по этому принципу: каждый последующий термин начинается с буквы, оканчивающейся на предыдущую. Буква «ь» во внимание не берётся. Основное условие: принимаются только термины, имеющие непосредственное отношение к изучаемому материалу. Если на одну букву будет предложено несколько терминов, то в чайнворд записывается тот термин, который назвали последним. Если последняя буква указанного термина не содержит предложений, то получается предыдущая буква в этом слове и т. д.
Конкурс заканчивается, когда на доске пишется последовательность терминов, и нет следующих предложений. При написании терминов над каждым из них ставится номер соответствующей команды. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество терминов.
Молчанка
В 5 и 6 классах очень помогают в работе сигнальные карточки. Они дисциплинируют детей и позволяют получить информацию об усвоении материала. Они дисциплинируют детей и позволяют им получить информацию об усвоении материала. Обычно красная карта соответствует слову "нет", а зеленая карта соответствует слову "да". Но значение карт можно заменить в любое время. С помощью сигнальных карт можно выполнять множество словесных упражнений.
Деловые игры
Деловая игра представляет собой последовательность учебных действий в процессе решения поставленной задачи. Это – модель взаимодействия людей в процессе достижения экономических, производственных или политических целей.
Деловая игра позволяет создавать такие ситуации, в ходе которых игрок должен найти правильную линию поведения, оптимальное решение проблемы.
В процессе игры развивается системное, продуктивное мышление, пробуждается желание искать новые идеи. Таким образом, речь идет не только о механическом использовании программного материала, дети творчески подходят к проблеме.
В отличие от соревнований, деловые игры в большинстве случаев занимают целый урок. Это этапы урока:
•знакомство с профессией;
•постановка главной задачи бригадам, выяснение их роли в производстве;
•создание игровой проблемной ситуации;
•овладение необходимым теоретическим материалом;
•решение производственной задачи;
•проверка результатов;
•анализ итогов работы, оценка результатов.
Основная идея деловых игр заключается в создании производственной ситуации, в которой учащиеся могут поставить себя на место обладателя определенной профессии, увидеть и оценить значимость математики в производстве, самостоятельно освоить необходимый теоретический материал, применить полученные знания на практике.
Диалог
Игра направлена на повышение активности учащихся в процессе усвоения новых знаний. Я формулирую учебную проблему, и ученики должны ее решать. Они понимают, что имеющихся знаний недостаточно для решения проблемы. Каждая команда имеет право задавать мне минимум вопросов, чтобы получить максимальную информацию из моих ответов. В игре я не хочу давать информацию, и ученики с заданными вопросами заставляют меня это делать. Если в диалоге мало вопросов какого-либо ученика, то можно сказать, что учитель выполнил успешно свою задачу по развитию творческого мышления учащихся.
Трансформация традиционных способов организации урока Урок-зачёт
На таком уроке сочетаются индивидуальные, коллективные и групповые формы работы.
Структура урока:
•Разминка 5-7 минут;
•Опрос ассистентов первой группы без подготовки (10-12 минут);
•Опрос ассистентов второй группы ассистентами первой группы;
•Первая группа ассистентов решает задачи до конца урока;
•Вторая группа ассистентов ведет опрос. Ответившие на «4» и «5» присоединяются ко второй группе ассистентов.
Зачёт-практикум
Желательно проводить по разделам, где теоретических вопросов мало. Урок начинается с разминки: решение устных задач, каждое задание-2 балла. Листы ответов сдаются учителю. Затем каждый ученик получает билет с заданиями разной сложности, каждое задание оценивается определенным количеством баллов в зависимости от сложности. Во избежание списания задания решаются на отдельных листах.
Подведение итогов: до 10 баллов – «2»; 10-15 баллов – «3»; 16-19 баллов – «4»; 20-29 баллов – «5».
В конце урока вывешиваются решения задач, разбираются ошибки.
Урок-конференция
Весь класс разделен на группы интересов. Распространяю темы доклада, формулирую цель дискуссии. Члены группы готовят выступления по теме и их наглядные иллюстрации (рисунки, плакаты, презентации и др.). Задаваемые вопросы должны быть глубоко освещены и вызывать интерес у учащихся. Спикеров должно быть более 3 человек.
После говорящего выступят противники. Основной метод обучения-дискуссия, в которой анализируется учебный материал. По итогам конференции будут подведены итоги.
Семинар
Семинар проводится с целью совершенствования и закрепления знаний.
Этапы:
•организационный;
•постановка цели;
•актуализация знаний;
•выдвижение проблем, их обсуждение;
•обобщение и систематизация знаний;
•определение и разъяснение домашнего задания.
Семинар предполагает интенсивную предварительную работу с учебниками, учебниками, книгами. Семинарские занятия проводятся с учащимися старших классов, владеющими навыками работы с литературой.
Для учащихся нетрадиционный урок - переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве (а значит, новые обязанности и ответственность); такой урок – это возможность развивать свои творческие способности и личностные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук; это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду.
Для учителя нетрадиционный урок, с одной стороны, - возможность лучше узнать и понять учеников, оценить их индивидуальные особенности, решить внутриклассные проблемы (например, общения); с другой стороны, это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществления собственных идей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Час занимательной математики/ Под ред. Л.Я. Фальке. – М.: Илекса; Народное образование; Ставрополь: Сервисшкола, 2003.
2. Молодцов В.А., Рыжикова Н.Б. Современные открытые уроки информатики. 8-11 классы. – Ростов н/Д: «Феникс», 2002.
3. Гаврилова, Т. Д. Занимательная математика 5-11 классы. Как сделать уроки математики не скучными [Текст] / Т. Д. Гаврилова. – Волгоград: Учитель, 2006. – 95 с.
4. Барышникова, Н. В. Математика 5-11 классы. Игровые технологии на уроках [Текст] /Н. В. Барышникова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 154 с. 5. Смыкалова, Е. В. Необычный урок математики. Книга для учителя. Выпуск 2 [Текст] / Е. В. Смыкалова. Санкт-Петербург: СМИО Пресс – 2008 г. – 80 с.