Агилова Юлия Булатовна, учитель начальных классов
Пургина Наталья Леонидовна, учитель начальных классов
МОУ С (К) ОШИ № 4 г. Магнитогорска
Библиографическое описание:
Агилова Ю.Б., Пургина Н.Л. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ПРОГРАММНЫХ
МАТЕРИАЛОВ ПО ДИСЦИПЛИНАМ ЯЗЫКОВОГО ЦИКЛА ДЛЯ ШКОЛ
VIII ВИДА НА УРОКАХ РЕЧЕВОЙ ПРАКТИКИ В УСЛОВИЯХ
РЕСУРСНОГО КЛАССА // Научно-методический журнал «УчиЛаб». 2025. №10 (19).
URL: https://f.uchilab.ru/publ/journal/2025/19.pdf
Пургина Наталья Леонидовна, учитель начальных классов
МОУ С (К) ОШИ № 4 г. Магнитогорска
Библиографическое описание:
Агилова Ю.Б., Пургина Н.Л. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ПРОГРАММНЫХ
МАТЕРИАЛОВ ПО ДИСЦИПЛИНАМ ЯЗЫКОВОГО ЦИКЛА ДЛЯ ШКОЛ
VIII ВИДА НА УРОКАХ РЕЧЕВОЙ ПРАКТИКИ В УСЛОВИЯХ
РЕСУРСНОГО КЛАССА // Научно-методический журнал «УчиЛаб». 2025. №10 (19).
URL: https://f.uchilab.ru/publ/journal/2025/19.pdf
Программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида продолжают развиваться в соответствии с современными требованиями и стандартами, направленными на поддержку детей с умственной отсталостью. Важным аспектом этих программ является развитие устной речи, что особенно актуально для уроков речевой практики в условиях ресурсного класса.
Современные программы по языковым дисциплинам ставят перед собой несколько основных целей, связанных с развитием устной речи на уроках речевой практики:
•Развитие коммуникативных навыков: Уроки речевой практики направлены на формирование у детей умения вести диалоги и монологи, что включает в себя активное участие в обсуждениях, пересказах и создании собственных высказываний.
•Социальная адаптация.
•Коррекция речевых нарушений: Уроки речевой практики включают специальные задания и упражнения, направленные на коррекцию фонетических, лексических и грамматических недостатков, что способствует общему развитию речевой активности детей.
Реализация АОП обучающихся с ОВЗ: из опыта реализации курса «Речевая практика» в условиях ресурсного класса для обучающихся с РАС и УО (ИН)
Ресурсный класс представляет собой инновационную образовательную модель, направленную на создание инклюзивной среды для обучения детей младшего школьного возраста с ментальными нарушениями, включая расстройства аутистического спектра (РАС) и умственную отсталость (УО). Эта модель обеспечивает право таких детей на образование в общеобразовательной школе, создавая условия для их адаптации и социализации в обществе.
Основная цель проекта — формирование инклюзивной модели, которая позволяет детям с РАС и УО взаимодействовать с нормативно развивающимися сверстниками. При этом большое внимание уделяется коррекционным мероприятиям, направленным на развитие речи как ключевого элемента коммуникации и социализации. В рамках ресурсного класса дети получают индивидуальное и групповое обучение, что способствует их постепенному включению в общий образовательный процесс.
Программа обучения акцентирует внимание на развитии жизненных компетенций, включая:
• Развитие устной и письменной речи.
• Овладение навыками чтения и письма.
• Формирование умений взаимодействовать с окружающими в различных ситуациях.
• Расширение социальных контактов через участие в инклюзивных занятиях.
Ресурсный класс функционирует как зона, где сосредоточены все необходимые ресурсы: специалисты (тьюторы, дефектологи, психологи), адаптированные программы и методики. Это позволяет каждому ребенку развиваться в индивидуальном темпе и постепенно интегрироваться в общеобразовательные классы.
Варианты 1 и 8.3 предполагают, что обучающиеся с РАС и УО (ИН) получают образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих дополнительных ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки.
Речь является основным инструментом коммуникации в обществе, и ее развитие, особенно связной речи, играет ключевую роль в формировании личности и психической деятельности ребенка. Связная речь подразумевает развернутое и логичное изложение мыслей, что служит показателем общей культуры речи. Для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) и умственной отсталостью (УО) развитие речевых функций представляет собой значительную проблему, поскольку у них могут наблюдаться выраженные нарушения или даже отсутствие речи, что затрудняет их социализацию и адаптацию в обществе.
В ресурсном классе для таких детей особое внимание уделяется речевой практике. Это связано с необходимостью создания условий для формирования навыков общения и интеграции в образовательную среду. Основная цель данного класса — психолого-педагогическое сопровождение детей с ментальными нарушениями, что включает в себя подготовку их к успешной интеграции в общеобразовательные классы.
Развитие связной речи у детей с РАС и УО требует систематического подхода, который включает:
•Диалогическую речь: обучение детей взаимодействию через вопросы и ответы, что помогает развивать навыки общения.
•Монологическую речь: формирование способности излагать мысли последовательно и логично, например, через пересказ историй или описание объектов.
Ресурсный класс для детей с умственной отсталостью и расстройствами аутистического спектра (РАС) реализует программу «Речевая практика», которая направлена на развитие речевых навыков и коммуникации. Учитывая специфику речевого развития таких детей, программа имеет элементарнопрактический характер и включает в себя коррекционные принципы, которые объединяют все разделы обучения.
Современные программы по языковым дисциплинам ставят перед собой несколько основных целей, связанных с развитием устной речи на уроках речевой практики:
•Развитие коммуникативных навыков: Уроки речевой практики направлены на формирование у детей умения вести диалоги и монологи, что включает в себя активное участие в обсуждениях, пересказах и создании собственных высказываний.
•Социальная адаптация.
•Коррекция речевых нарушений: Уроки речевой практики включают специальные задания и упражнения, направленные на коррекцию фонетических, лексических и грамматических недостатков, что способствует общему развитию речевой активности детей.
Реализация АОП обучающихся с ОВЗ: из опыта реализации курса «Речевая практика» в условиях ресурсного класса для обучающихся с РАС и УО (ИН)
Ресурсный класс представляет собой инновационную образовательную модель, направленную на создание инклюзивной среды для обучения детей младшего школьного возраста с ментальными нарушениями, включая расстройства аутистического спектра (РАС) и умственную отсталость (УО). Эта модель обеспечивает право таких детей на образование в общеобразовательной школе, создавая условия для их адаптации и социализации в обществе.
Основная цель проекта — формирование инклюзивной модели, которая позволяет детям с РАС и УО взаимодействовать с нормативно развивающимися сверстниками. При этом большое внимание уделяется коррекционным мероприятиям, направленным на развитие речи как ключевого элемента коммуникации и социализации. В рамках ресурсного класса дети получают индивидуальное и групповое обучение, что способствует их постепенному включению в общий образовательный процесс.
Программа обучения акцентирует внимание на развитии жизненных компетенций, включая:
• Развитие устной и письменной речи.
• Овладение навыками чтения и письма.
• Формирование умений взаимодействовать с окружающими в различных ситуациях.
• Расширение социальных контактов через участие в инклюзивных занятиях.
Ресурсный класс функционирует как зона, где сосредоточены все необходимые ресурсы: специалисты (тьюторы, дефектологи, психологи), адаптированные программы и методики. Это позволяет каждому ребенку развиваться в индивидуальном темпе и постепенно интегрироваться в общеобразовательные классы.
Варианты 1 и 8.3 предполагают, что обучающиеся с РАС и УО (ИН) получают образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих дополнительных ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки.
Речь является основным инструментом коммуникации в обществе, и ее развитие, особенно связной речи, играет ключевую роль в формировании личности и психической деятельности ребенка. Связная речь подразумевает развернутое и логичное изложение мыслей, что служит показателем общей культуры речи. Для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) и умственной отсталостью (УО) развитие речевых функций представляет собой значительную проблему, поскольку у них могут наблюдаться выраженные нарушения или даже отсутствие речи, что затрудняет их социализацию и адаптацию в обществе.
В ресурсном классе для таких детей особое внимание уделяется речевой практике. Это связано с необходимостью создания условий для формирования навыков общения и интеграции в образовательную среду. Основная цель данного класса — психолого-педагогическое сопровождение детей с ментальными нарушениями, что включает в себя подготовку их к успешной интеграции в общеобразовательные классы.
Развитие связной речи у детей с РАС и УО требует систематического подхода, который включает:
•Диалогическую речь: обучение детей взаимодействию через вопросы и ответы, что помогает развивать навыки общения.
•Монологическую речь: формирование способности излагать мысли последовательно и логично, например, через пересказ историй или описание объектов.
Ресурсный класс для детей с умственной отсталостью и расстройствами аутистического спектра (РАС) реализует программу «Речевая практика», которая направлена на развитие речевых навыков и коммуникации. Учитывая специфику речевого развития таких детей, программа имеет элементарнопрактический характер и включает в себя коррекционные принципы, которые объединяют все разделы обучения.