Лучина Любовь Александровна, воспитатель МОУ детский сад № 11 г. Волгограда
Библиографическое описание:
Лучина Л.А. СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ - ОДНА ИЗ ВАЖНЕЙШИХ СОСТАВЛЯЮЩИХ В ВОСПИТАНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ) // Научно-методический журнал «УчиЛаб». 2025. № 11 (20). URL: https://f.uchilab.ru/publ/journal/2025/20.pdf
Библиографическое описание:
Лучина Л.А. СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ - ОДНА ИЗ ВАЖНЕЙШИХ СОСТАВЛЯЮЩИХ В ВОСПИТАНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ) // Научно-методический журнал «УчиЛаб». 2025. № 11 (20). URL: https://f.uchilab.ru/publ/journal/2025/20.pdf
Семейные ценности играют важную роль в воспитании детей, так как формируют их личность, моральные принципы и социальные навыки. Они помогают формировать у ребенка уважение к старшим, заботу о младших, понимание важности семейных традиций и связей. Сохранить духовно-нравственные и семейные ценности возможно только в семье, а передать их – только через детей. Семейные ценности – это то, без чего не может жить, расти и развиваться ребенок. Семья – одна из тех величайших ценностей, которую создало человечество за всю историю своего существования. Детско-родительские и родительско-детские отношения очень ценны и значимы как для родителей, так и для детей, потому что именно в этих отношениях идет формирование личности ребенка, закладывается и закаляется крепкий фундамент.
Как семейные ценности влияют на воспитание детей?
− Формирование чувства защищенности и уверенности. Под-
держка родителей помогает детям чувствовать себя спокойно и уверенно, что позволяет активно исследовать мир и совершенствоваться.
− Развитие нравственных принципов. В кругу родных дети учатся различать добро и зло, развивают чуткость и чувство справедливости.
− Формирование навыков жизни в социуме. В семье формируются такие качества, как уважение, терпимость и умение работать в команде. Эти ценности помогают детям освоить навыки общения и выстраивать гармоничные отношения с окружающими.
− Пример для подражания. В будущем дети строят свои отношения, основываясь на ценностях, которые они видели в семье. Наблюдая за положительными и здоровыми примерами, которые демонстрируют их родители, дети вырабатывают собственные жизненные принципы.
− Опыт решения проблем и выхода из сложных ситуаций.
Наблюдая за тем, как родители преодолевают трудности, дети учатся анализировать обстоятельства, принимать обдуманные решения и действовать.
− Ценность совместно проведенного времени. Время, проведенное в кругу семьи, способствует укреплению связей между родными и улучшению отношений. В такие моменты дети ощущают свою значимость и нужность для близких.
Родители играют ключевую роль в развитии семейных ценностей, создавая гармоничную и поддерживающую атмосферу. Можно уверенно сказать, что семейные ценности готовят детей к их будущему, помогают им принять верное решение в любых жизненных ситуациях.
Семейные ценности и традиции - это все то, что сплачивают семью. Ежедневная книжка, прочитываемая на ночь сказка, рассказанная перед сном, воскресный обед, традиционный отдых с детьми летом, день рождения бабушки и дедушки, где собираются все родственники, это тепло и уют дома, в котором живешь, куда хочется бежать как в радости, так и в печали.
На наш взгляд, самая главная задача воспитателя по поддержке семейных ценностей и традиций – это оказание помощи дошкольникам и их родителям в осознании и формировании понимания ценностей семьи, трансляции положительных жизненные примеров, способствующих становлению и росту личности ребенка. Исходя из этого можно, организовать Челлендж «Родительские байки», для обогащения опыта родительского и общественного воспитания, основанного на традициях и опыте поколений,
Целью его является:
− вовлечение семей в образовательную деятельность, а также повышение их родительско-педагогической компетентности.
Преимущества:
− способность дать намного более сильный эмоциональный эффект, надолго отложиться в памяти;
− максимально эффективная обратная связь.
Байки – истории, которые могли происходить с детьми, родителями и педагогами, как материнский и отцовский опыт воспитания, который вышел из семьи из ее традиций, перешел к нынешним родителям от мам и пап, от бабушки и дедушки, и мог передаваться из поколения в поколение.
Байка - для всех нас — это история о воспитательных традициях, опыте, основанная на реальных событиях семьи. Родители рассказывают о своих поучительных историях семейного воспитания. Делятся историями про свое детство, про маму и папу, бабушку, прадедушку.
Специально сочинять ничего не нужно - все истории из жизни. Несмотря на серьезность, затрагиваемых в байках проблем, все содержание изложено в легком доступном жанре. Замечательно, что в основе всех историй лежат факты из жизни многих людей.
Родительские байки являются одним из «мостиков» тесных взаимосвязи детей и родителей, всех членов семьи, как хранители семейных традиций, в них прослеживается пример становления духовно- нравственных ориентиров на основе традиционных семейных ценностей.
Результатом работы стало то, что сегодня мы видим, как наши воспитанники гордятся своей семьей. Во многих семьях появились свои традиции и обычаи, которые доставляют удовольствие всем членам семьи. Конечно, иногда эти традиции простые, но в то же время это очень важные моменты, такие, как совместный отдых, забота о старшем поколении, забота о животных, семейные праздники, религиозные. Ведь это корни, связывающие его с домом, где он родился и ближайшим окружением.
Список литературы:
1. Антонова Л. И. Роль семейных традиций в воспитании ребенка // Вестник ПСТГУ. - 2020. - №1 (16). - С. 7-14.
2. Бурлакова Т. В. Семейные традиции как средство воспитания // Семья и школа. - 2018. - №8. - С. 3-5.
3. Данилова М. В. Значение семейных традиций в формировании личности ребенка // Социальная педагогика. - 2019. - №3. - С. 69-74.
4. Евдокимова Е. С. Семейные ценности и традиции в современных семьях // Социологические исследования. - 2021. - №6. - С. 85-91.
5. Иванова А. В. Взаимодействие воспитателя с родителями как фактор поддержки семейных ценностей // Образование и наука. - 2018. - Т. 20. - №5. - С. 158-178.
6. Федеральная образовательная программа дошкольного образования.– М.: ТЦ Сфера, 2023.-208 с.
Как семейные ценности влияют на воспитание детей?
− Формирование чувства защищенности и уверенности. Под-
держка родителей помогает детям чувствовать себя спокойно и уверенно, что позволяет активно исследовать мир и совершенствоваться.
− Развитие нравственных принципов. В кругу родных дети учатся различать добро и зло, развивают чуткость и чувство справедливости.
− Формирование навыков жизни в социуме. В семье формируются такие качества, как уважение, терпимость и умение работать в команде. Эти ценности помогают детям освоить навыки общения и выстраивать гармоничные отношения с окружающими.
− Пример для подражания. В будущем дети строят свои отношения, основываясь на ценностях, которые они видели в семье. Наблюдая за положительными и здоровыми примерами, которые демонстрируют их родители, дети вырабатывают собственные жизненные принципы.
− Опыт решения проблем и выхода из сложных ситуаций.
Наблюдая за тем, как родители преодолевают трудности, дети учатся анализировать обстоятельства, принимать обдуманные решения и действовать.
− Ценность совместно проведенного времени. Время, проведенное в кругу семьи, способствует укреплению связей между родными и улучшению отношений. В такие моменты дети ощущают свою значимость и нужность для близких.
Родители играют ключевую роль в развитии семейных ценностей, создавая гармоничную и поддерживающую атмосферу. Можно уверенно сказать, что семейные ценности готовят детей к их будущему, помогают им принять верное решение в любых жизненных ситуациях.
Семейные ценности и традиции - это все то, что сплачивают семью. Ежедневная книжка, прочитываемая на ночь сказка, рассказанная перед сном, воскресный обед, традиционный отдых с детьми летом, день рождения бабушки и дедушки, где собираются все родственники, это тепло и уют дома, в котором живешь, куда хочется бежать как в радости, так и в печали.
На наш взгляд, самая главная задача воспитателя по поддержке семейных ценностей и традиций – это оказание помощи дошкольникам и их родителям в осознании и формировании понимания ценностей семьи, трансляции положительных жизненные примеров, способствующих становлению и росту личности ребенка. Исходя из этого можно, организовать Челлендж «Родительские байки», для обогащения опыта родительского и общественного воспитания, основанного на традициях и опыте поколений,
Целью его является:
− вовлечение семей в образовательную деятельность, а также повышение их родительско-педагогической компетентности.
Преимущества:
− способность дать намного более сильный эмоциональный эффект, надолго отложиться в памяти;
− максимально эффективная обратная связь.
Байки – истории, которые могли происходить с детьми, родителями и педагогами, как материнский и отцовский опыт воспитания, который вышел из семьи из ее традиций, перешел к нынешним родителям от мам и пап, от бабушки и дедушки, и мог передаваться из поколения в поколение.
Байка - для всех нас — это история о воспитательных традициях, опыте, основанная на реальных событиях семьи. Родители рассказывают о своих поучительных историях семейного воспитания. Делятся историями про свое детство, про маму и папу, бабушку, прадедушку.
Специально сочинять ничего не нужно - все истории из жизни. Несмотря на серьезность, затрагиваемых в байках проблем, все содержание изложено в легком доступном жанре. Замечательно, что в основе всех историй лежат факты из жизни многих людей.
Родительские байки являются одним из «мостиков» тесных взаимосвязи детей и родителей, всех членов семьи, как хранители семейных традиций, в них прослеживается пример становления духовно- нравственных ориентиров на основе традиционных семейных ценностей.
Результатом работы стало то, что сегодня мы видим, как наши воспитанники гордятся своей семьей. Во многих семьях появились свои традиции и обычаи, которые доставляют удовольствие всем членам семьи. Конечно, иногда эти традиции простые, но в то же время это очень важные моменты, такие, как совместный отдых, забота о старшем поколении, забота о животных, семейные праздники, религиозные. Ведь это корни, связывающие его с домом, где он родился и ближайшим окружением.
Список литературы:
1. Антонова Л. И. Роль семейных традиций в воспитании ребенка // Вестник ПСТГУ. - 2020. - №1 (16). - С. 7-14.
2. Бурлакова Т. В. Семейные традиции как средство воспитания // Семья и школа. - 2018. - №8. - С. 3-5.
3. Данилова М. В. Значение семейных традиций в формировании личности ребенка // Социальная педагогика. - 2019. - №3. - С. 69-74.
4. Евдокимова Е. С. Семейные ценности и традиции в современных семьях // Социологические исследования. - 2021. - №6. - С. 85-91.
5. Иванова А. В. Взаимодействие воспитателя с родителями как фактор поддержки семейных ценностей // Образование и наука. - 2018. - Т. 20. - №5. - С. 158-178.
6. Федеральная образовательная программа дошкольного образования.– М.: ТЦ Сфера, 2023.-208 с.