МИНИ-МУЗЕЙ «РУССКАЯ ИЗБА» КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К ИСТОКАМ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ
Вайдукова Ирина Александровна, старший воспитатель муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 21" ГО Краснотурьинск, Свердловская область
Библиографическое описание: Вайдукова И.А. МИНИ-МУЗЕЙ «РУССКАЯ ИЗБА» КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К ИСТОКАМ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ // Научно-методический
На современном этапе развития общества возрождается интерес к истории и культуре русского народа, его традициям, растет национальное самосознание, стремление людей познать и понять самобытность России.
Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре и истории следует начинать с дошкольного возраста. Именно в этот период важно сформировать вокруг ребёнка одухотворённую среду, подготовить дошкольника к получению опыта в познании истории своей Родины. Целью федеральной образовательной программы дошкольного образования являются разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций. Поэтому, нужно как можно раньше приобщить детей (и взрослых-родителей) к национальной культуре, воспитывать любовь и уважение к Родине. Одним словом, осуществлять патриотическое воспитание юных граждан.
Именно поэтому, решая задачи патриотического воспитания, мы обращаемся к музейной педагогике.
Основная цель музейной педагогики-создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея.
В качестве программного обеспечения воспитательно–образовательного процесса в нашей ДОО была разработана программа дополнительного образования «Русская горница», ориентированная на патриотическое и художественно–эстетическое воспитание детей. В основу данной программы заложена программа О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Программа рассчитана на детей от 4 до 7 лет. Она предусматривает ознакомление дошкольников с народными промыслами России, с обычаями, традициями, трудом русского народа по народному календарю, воспитывает интерес к народной культуре, устному народному творчеству, народной музыки, народным играм.
Одним из педагогических условий реализации данной программы – это взаимосвязь дошкольной образовательной организации с музеями. Одним из приоритетных направлений такой связи является краеведческое направление.
В условиях нашего города функционируют два музея: краеведческий и геологический, которые ориентированы, в основном, на школьников. Наш детский сад находится далеко от центра, и существует проблема посещения вывода детей нашего детского сада в музеи. Также, проведя анкетирование родителей и опрос детей, мы выяснили, что не все дети были в музее, а родители не считают нужным осуществлять такие семейные культурные практики, т.е. водить своего ребенка в музеи.
Проблему решает создание в нашем детском саду мини – музея, являющимся наиболее оптимальным средством передачи информации, в рамках которого происходит внедрение в воспитательно-образовательный процесс ДОО средств музееведения и музейной педагогики, создание в детском саду музейно-образовательного пространства, центром которого является мини-музей.
Мини-музей - это особая форма работы с детьми и родителями, это способ «погружения» детей в информативную, новую и необычную предметно- пространственную среду, это возможность сопереживания общих впечатлений с родителями, сверстниками и педагогами.
Ознакомление детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами, фольклором, культурой русского народа в нашей ДОО осуществляется посредством мини - музея «Русская изба».
Цель деятельности нашего мини-музея - воспитание любви и интереса к культуре своего народа, ознакомление с традициями и обычаями русского народа.
Мини-музей «Русская изба» в нашем дошкольном учреждении создавался постепенно и пополняется по сегодняшний день. Изба оснащена предметами быта, рукоделия, старинными аксессуарами, содержит разнообразный наглядный и практический материал:
Организация «Русской избы» в стенах детского сада оказалась делом не только увлекательным, но и вполне доступным при плодотворном сотрудничестве и взаимодействии с семьями наших воспитанников.
Для создания интерьера избы были проведены беседы с сотрудниками краеведческого музея, изучены книги о культуре и быте русского народа и подобраны предметы, соответствующие старине. Ведь главное требование к организации предметно-пространственной среды «Русской избы» - ее развивающий характер.
Работа в нашем мини-музее «Русская изба» представляет собой систему мероприятий с использованием разных форм.
1. Совместная образовательная деятельность взрослого и ребенка через:
-Проведение занятий: «Устройство русской избы», «Старинная посуда и предметы обихода», «Золотое веретено», «Русская народная одежда», «Знакомство с народными промыслами», «Матрешка - народная игрушка», «Волшебная дудочка» и др.
-Реализацию педагогических проектов «Русская народная кукла», «Пасха», «Капустница».
-Чтение и заучивание закличек, потешек, примет, поговорок, пословиц, былин, танцев, песен, народных игр, инсценировка русских народных сказок.
-Оформление тематических выставок: «Домашние животные – их роль в жизни русского крестьянина», «Русская народная кукла», «Ай да капуста!», «Бабушкин сундучок», «Великий праздник Пасха», выставка детского творчества.
-Организацию народных, фольклорных, спортивных досугов и развлечений для дошкольников: «Пришла весна – отворяй ворота», «Веселится народ – праздник Пасхи у ворот», «Капустница», «Богатыри земли русской».
2. Взаимодействие с семьями воспитанников.
-Родительские собрания, например, «Роль малых фольклорных жанров в воспитании детей».
Мини-музей стал неотъемлемой частью развивающей предметно-пространственной среды нашего детского сада. Работа мини-музея «Русская изба» является условием и средством успешного социокультурного развития детей, способствующая воспитанию любви к родному краю, к его истории, культуре, быту, языку, формированию свободной и творческой личности, способной ориентироваться в современном мире, осознающей свои корни, национальные истоки. Только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. В настоящее время ощущается необходимость возрождения российской культуры, изучения истории народа, восстановления духовности подрастающего поколения.
Детские впечатления от увиденного в музее всегда находят свое воплощение во всех видах детской деятельности: познавательно-исследовательской, игровой, музыкальной, изобразительной, коммуникативной, восприятие художественной литературы и фольклора.
Экспонаты музея можно потрогать, рассмотреть. К тому же многие из них сделаны руками детей и родителей.
Среда «Русской избы» для ребёнка - средство познания традиций и культуры. Погружение детей в существующую музейную среду предоставляет уникальную возможность приобщения дошкольников к духовным богатствам и ценностям общества, помогает нашим воспитанникам осознать свое место в культурно-историческом пространстве, оценить себя, соотнеся с историческим прошлым. Всё это, а также выработанные определенные правила общения и поведения в музее, зажигают в сердцах ребят искорки любви, уважения и бесконечной гордости к истории своей страны, родного края. По-настоящему радостно видеть заинтересованные, горящие глаза детей, их лица, когда они участвуют в работе музея. Приятно узнать от родителей, как много ребята знают, запоминают и с огромным желанием рассказывают дома о посещении мини - музея детского сада.
Литература
1. Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. - Спб.: ООО Издательство «Детство-Пресс», 2015. 2. Косарева В.Н. Народная культураитрадиции: занятия сдетьми 3-7 лет. - Волгоград: Учитель, 2014. 3. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. Мини-музеи в детском саду. - М.: Линкапресс, 2008.