Воронина Елена Геннадьевна, воспитатель
МБДОУ № 193 г. Макеевка, ДНР
Библиографическое описание:
Воронина Е.Г. СОЗДАНИЕ АКТИВНОЙ РЕЧЕВОЙ ПОЗИЦИИ РЕБЕНКА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПАЛЬЧИКОВОГО ТЕАТРА // Научно-методический журнал «УчиЛаб». 2024. № 2. URL: https://f.uchilab.ru/publ/journal/2024/2.pdf.
Актуальность
Речь – одна из важнейших линий развития ребенка. Основная задача любого дошкольного учреждения– речевое развитие дошкольников согласно требованиям Государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Дошкольный возраст – период интенсивного развития ребёнка. Поэтому, важно чтобы дети вовремя овладели правильной речью. В настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с дошкольного возраста. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.
Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры, т.к. игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности.
Актуальность опыта состоит в том, что театрализованная пальчиковая игра помогает решить одну из важнейших задач - развитие речи так, как в процессе игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.Актуальность исследования определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка-дошкольника.
Вместе с тем, в дошкольных учреждениях развивающий потенциал театрализованной пальчиковой игры используется недостаточно.
Основная идея
К одному из эффективных способов развития и коррекции речи детей дошкольного возраста можно отнести пальчиковый театр и пальчиковые игры. Пальчиковый театр – это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет занять роль любого героя. Пальчиковые театры очень хороши для развития речи и театрализованный деятельности, т. к. театрализованные пальчиковые игры повышают речевой, эмоциональный подъем и жизненный тонус ребенка и ребенок чувствует себя раскованно, свободно.
Инсценировка различных сказок, потешек, прибауток при помощи фигурок пальчикового театра способствует:
- развитию речи – так нужно произносить слова, фразы, заучивание реплик героев, тренирует память и речь, обогащается словарный запас.
- развитию мелкой моторики рук, так как нужна точная и скоординированная работа пальчиков.
- развитие творческих способностей ребенка.
- развитие координации внимания, т. е. ребенок старается не пропустить «выступление» своего героя.
- театральные постановки – развивают фантазию и воображение.
- развивается пространственное мышление в процессе перемещения персонажей в пространстве.
- развиваются артистичные и творческие способности, ребенок приобретает уверенность в себе.
Таким образом, пальчиковый театр является важнейшей задачей воспитания детей дошкольного возраста. Тренировка движений пальцев и всей кисти руки является одним из факторов, стимулирующих дальнейшее развитие речи, мышления, памяти, восприятия, внимания, воображения.
Технологичность опыта
Работая с детьми, столкнулась с тем, что у них плохо развита связная монологическая речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, у них не богатый запас слов, они не могут выразить полностью свою мысль, скованно их творческое воображение, плохо развиты навыки связной речи, выразительной речи, моторика, отсутствуют коммуникативные навыки.
Свою работу начала с изучения педагогических условий применения пальчикового театра, как средства развития речи детей дошкольного возраста, и методической литературы
Ю. Соколова «Игры с пальчиками», Т. А. Ткаченко «Развиваем мелкую моторику», Е. Косина, Савина «Пальчиковая гимнастика», А. Е. Белая, В. И. Мирясова «Играем пальчиками и развиваем речь». Отобрала нужную информацию для дальнейшей систематической работы с детьми, регулярно изучаю новую методическую литературу.
В работе использую разнообразные формы работы с детьми. Наиболее продуктивными в решении поставленной задачи, являются применение пальчикового театра и пальчиковых игр в своей работе, которые дают наиболее значимый эффект в младшем дошкольном возрасте.
Как нам всем известно, пальчиковый театр – это первый театр в жизни малышей! Для знакомства с пальчиковым театром в группе детей младшего дошкольного возраста была выбрана сказка «Курочка Ряба», хорошо известная детям этого возраста. Было решено самостоятельно сшить героев к этой сказке. За основу взяла давно полюбившийся мне материал -корейский фетр, потому что он является не аллергенным, очень яркий, не мнётся, и легко обрабатывается! Для хранения была сделана папка-книжка из ткани и листов фетра с карманом для хранения героев. В этой сказке всего четыре персонажа (дедушка, бабушка, курочка и мышка)
Знакомство детей с пальчиковым театром началось постепенно. В нашей группе детей младшего дошкольного возраста проводится театрализованно-игровая деятельность несколько раз в неделю примерно по 10 минут. Каждое упражнение проводится несколько раз, что обеспечивает лучшее восприятие и усвоение материала малышами. В младшем возрасте используем самые простые упражнения - надевание куклы на палец, повороты куклы вправо и влево, покачивания куклой из стороны в сторону, поклоны.
В процессе деятельности дети свободно перемещаются, взаимодействуют друг с другом, а самое главное - при игре в кукольный театр невозможно играть молча!
Следующим этапом стало разучивание коротких фраз героев из сказки, их повторение, рассказывание друг другу. Заучивая реплики героев и стремясь не перепутать их во время спектакля, ребенок тренирует память и внимание.
Прежде чем показывать детям какую-либо сказку, проводились этюды с куклами, то есть знакомили малышей с каждым героем поочерёдно: показывался персонаж - зайка, называла его, предлагала потрогать, рассматривали все части, давала детям самим внимательно изучить игрушку. Затем читалось художественное слово. Показывая одну и ту же игрушку несколько раз, предлагалось потанцевать с ней, самим спеть про неё песенку, потом знакомили со следующим персонажем. Когда дети узнавали всех героев, демонстрировался показ самой сказки.
После неоднократного показа, бесед, были созданы условия для совместного показа сказки «Курочка Ряба», на что ребята откликнулись с большим интересом и желанием. Дети передвигали фигурки, управляли куклами, произносили короткие монологи, вступали в диалог между персонажами. Конечно же, малыши ещё не в совершенстве передают образы героев, но они очень стараются. А какое удовольствие это им доставляет!
Это является первым шагом знакомства детей с пальчиковыми куклами. Пальчиковые куклы, вызывают у детей улыбку, отвлекают от невесёлых мыслей, и дарят радость.
Следующим этапом стали разыгрывания мини-постановок по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов («Этот пальчик – дедушка...», «Тили-бом», К. Ушинский «Петушок с семьей», А. Барто «Игрушки», В. Сутеев «Цыпленок и утенок».)
Работа с пальчиковым театром проводится систематически, кукольных персонажей используем в различных режимных моментах: во время одевания и раздевания, умывания, при чтении художественной литературы. Решив не останавливаться на достигнутом, пополнили пальчиковый театр персонажами к сказке «Репка».
Наблюдая за детьми во время игр, часто видим, что даже не говорящие детки готовы одеть куколку на пальчик. В группе им дается эта возможность, поощряется их желание принимать активное участие в игре.
Со временем словарный запас детей обогатился, построение предложений стало более правильным и развернутым.
Практика показала, что работа не будет полноценна без участия семьи. Только в тесном контакте с родителями можно добиться положительных результатов. Поскольку развитие театрализованной деятельности детей и накопление ими эмоционально–чувственного опыта – длительная работа, потребовалось участие родителей. Для родителей были проведены консультации и даны рекомендации по организации театрализованной деятельности: «Как правильно разучивать стихи?», «Театр в жизни вашего ребенка», «Как организовать домашний театр?», «Развитие выразительности речи посредством театрализованной деятельности», «Воспитание сказкой».
Так же совместно с родителями пополнили пальчиковый театр персонажами к сказке «Колобок».
В театрализации пальчиковых игр отбираются доступные по содержанию, небольшие по объёму тексты. Основу составляют любимые русские народные сказки, потешки, стишки. Маленькие дети охотно и с удовольствием вслушиваются в уже знакомые им тексты, узнают их. Они могут «помогать» взрослому, проговаривая отдельные слова или договаривая целые фразы.
Проводилась как фронтальная, так и индивидуальная работа с детьми.
От игры к игре активность детей возрастала, они быстро запоминали тексты, свободно перевоплощались, умело использовали средства выразительности.
Дети очень любят разыгрывать сюжеты сказки с помощью пальчиковых игрушек. Даже самый стеснительный ребёнок, будет чувствовать себя раскованней, так как играя, ребёнок учиться ещё и взаимодействовать с другими детьми.
Результативность
Проведенная в данном направлении работа, способствовала развитию речи моих воспитанников. Речь стала более связной, выразительной, обогатился словарный запас, уровень коммуникативных способностей. Дети научились выражать свои эмоции и понимать чувства других, появился интерес к театру как к виду искусства.
Благодаря пальчиковым играм, у детей развилась эмоциональная сфера, расширился и обогатился опыт сотрудничества детей, как в реальных, так и в воображаемых ситуациях.
Можно сделать вывод о том, что данный вид деятельности позитивно повлиял на уровень развития речи детей младшего дошкольного возраста и предполагает дальнейшую работу в этом направлении, учитывая индивидуальные и возрастные особенности детей, условия реализации ГОС ДО, грамотную методическую литературу, обмен опытом с другими коллегами, работающими в данном направлении.
Перспективность
Планирую продолжать свою работу в последующем, так как, считаю, что пальчиковый театр является одним из наиболее успешных средств в развитии мелкой моторики, влияющей на развитие речи. В перспективе пополнить уголок театрализованной деятельности новыми персонажами для пальчикового театра для детей среднего и старшего возраста, привлекать родителей и детей к совместному творчеству.
Список использованной литературы:
1.Государственный образовательный стандарт дошкольного образования. URL: http://mondnr.ru/wp-content/uploads/2015/Prikazy/326P.pdf
2.Типовая образовательная программа дошкольного образования «Растим личность» / Авт.-сост. Арутюнян Л.Н, Сипачева Е.В., Макеенко Е.П., Котова Л.Н, Михайлюк С.И., Бридько Г.Ф., Губанова Н.В., Кобзарь О.В.– ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018. – 208 с.
3.Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры. Упражнения, сценарии. – М.:. ТЦ Сфера, 2006.
4.Доронова Т. Н. Играем в театр: Театрализованная деятельность детей 4-6 лет: Методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / Т. Н. Доронова. - М.: Просвещение, 2004.
5.Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольного учреждения. – М.: ТЦ «Сфера», 2001
6.Мигунова Е. В. Театральная педагогика в детском саду». М.; Сфера 2009.
7.Мирясова В. И. «Играем пальчиками и развиваем речь». Издательство: АСТ, 1999г.
8.О. А. Бизикова. Развитие диалогической речи дошкольников в игре. М.; Издательство «Скрипторий 2003».
9.Реуцкая Н. А. Театрализованные игры дошкольников//Игра дошкольника/Под ред. С. Л. Новоселовой. - М., 1989.
10.Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. —— М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. — 48 с.
11.Т. А. Ткаченко «Развиваем мелкую моторику», М.; Издательство «ЭКСМО», 2007.