Публикации (статьи, материалы)

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ

Шеховцова Екатерина Юрьевна, воспитатель МБДОУ № 33 "Аленький цветочек"

Библиографическое описание:
Шеховцова Е.Ю. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ // Научно-методический журнал «УчиЛаб». 2025. № 12 (21).
URL: https://f.uchilab.ru/publ/journal/2025/21.pdf.
Аннотация. Исследованы наиболее действенные, на взгляд авторов, подходы к управлению дошкольным образованием. Их изучение производится в связи с текущей обстановкой во всех сферах жизни современного общества. На основе её характеристики доказывается необходимость коренных преобразований сферы менеджмента дошкольного образования в нашей стране. Далее рассматриваются некоторые характерные черты деятельности современных управленцев в соответствующей сфере. В свою очередь, их изучение позволяет выделить такие подходы как системно-деятельностный, управление по результатам, «соучаствующее» управление и индивидуально-ситуационное лидерство. Затем говорится об основных особенностях каждого из них и том влиянии, которое его широкое внедрение может оказать на ход модернизационных процессов в интересующей нас области.

Введение. Настоящий этап развития человеческого общества, в т.ч. на территории РФ, связан с его переходом на постиндустриальную ступень. Это, в свою очередь, означает существенную интенсификацию большинства процессов, фиксирующихся во всех сферах жизни общества, а также зачастую непредсказуемый характер их динамики [4; 6; 8-9; 11; 13].

Естественно, что в таких условиях с неизбежностью должны измениться и потребности общества. Так, современные особенности функционирования рынка образовательных услуг заставляют исследователей и практиков, занимающихся проблемами управленческой деятельности, пересматривать существующие подходы к менеджменту дошкольного образования [2-3; 5; 13; 18]. Главным лейтмотивом преобразований в соответствующей сфере является переход от стратегической модели управления к эффективной. Благодаря этой, последней, современное ДОУ может быть востребованным и конкурентоспособным в вышеописанных условиях [1; 3; 7; 10; 14; 16].

Реализация указанной модели предполагает использование ряда инновационных подходов. Их рассмотрению посвящена наша статья.

Изложение основного материала статьи. Процесс управления современным ДОУ отличается многофакторностью.

Его важными составляющими являются:

− организационная структура ДОУ;
− его общая культура;
− стратегия и тактика, определяющие характер деятельности руководителя[3].

Принимая во внимание эти составляющие, современный руководитель организации дошкольного образования должен обладать способностью к эффективному ориентированию в социальной среде. При этом ему необходимо учитывать приведённые во Введении особенности развития современного российского общества [1; 6; 13].

Управленческая деятельность руководителя современной организации дошкольного образования включает ряд равнозначных аспектов (Табл. 1).

Таблица 1

Основные аспекты деятельности руководителя современного ДОУ
Таким образом, важнейшей особенностью управления организацией дошкольного образования в современных социокультурных условиях является отказ от традиционных форм осуществления данного процесса. Это, в свою очередь, предполагает перестройку структур в соответствии с требованиями современного общества к единой системе образования детский садшкола [2; 4; 8; 13; 20].

Для соответствия этим требованиям руководитель современной дошкольной образовательной организации должен характеризоваться наличием развитых представлений, касающихся различных управленческих подходов. Кроме того, ему необходимы умения и навыки, связанные с их реализацией в ходе практической деятельности [5; 8; 16]. При этом, однако, в процессе повседневной работы он может применять только один из них, наиболее соответствующий актуальной управленческой ситуации. Данная тенденция обусловлена спецификой процесса управления дошкольной образовательной организацией на современном этапе развития соответствующего сегмента отечественной образовательной системы [2]. Субъекты данной деятельности должны эффективно обеспечивать согласованность совместной деятельности детей, педагогов, родителей и обслуживающего персонала, её направленность на достижение многообразных образовательных целей. Этого возможно достичь посредством системного применения следующих слагаемых управленческой деятельности:

− анализ;

− планирование;

− организация;

− руководство;

− контроль;

− регулирование [1; 3; 6-7].

Рассмотрим те из инновационных подходов, которые, на взгляд авторов настоящей статьи, являются сегодня наиболее применимыми при организации работы учреждений дошкольного образования.

Системно-деятельностному подходу присущ достаточно высокий потенциал в плане повышения результативности управленческой деятельности в интересующей нас сфере [1; 10; 12; 15; 19]. Его использование позволяет: − понять механизм функционирования ДОУ как объекта исследования и менеджмента;

− составить чёткую картину взаимодействия между его структурными элементами, рассматривая при этом учреждение в качестве целостной системы [6; 10; 19].

Внедрение данного подхода в сферу менеджмента дошкольного образования предполагает интенсификацию процесса совершенствования управленческих технологий и методов. Это, в свою очередь, связано с интеграцией в соответствующий процесс передовых технических средств. Широкое использование последних с большой вероятностью будет способствовать изменению организации такого рода деятельности [16].

Организация менеджмента ДОУ на основе системно-деятельностного подхода связана с необходимостью внесения существенных изменений в систему управления персоналом. Её необходимо выстраивать с учётом запросов современного российского социума [1; 13]. Это, в свою очередь, предполагает:

− совершенствование работы методической службы;

− создание службы психологического сопровождения педагогов; − совершенствование нормативно-правовой базы, регламентирующей преемственность образовательной деятельности дошкольной организации и школы;

− создание условий для творческого поиска новых методов работы с воспитанниками [7; 12; 16].

Далее, значимым современным подходом к управлению ДОУ является управление по результатам [9; 17]. Его реализация подразумевает создание упорядоченной системы менеджмента и развития. При помощи этой, последней, представляется возможным достижение результатов, согласованных всеми участниками образовательного процесса [17].

Под термином «результат» в русле данного подхода понимается осознанная цель, которая обеспечена всеми ресурсами для исполнения. В число таких ресурсов входят:

− персонал;
− финансы;
− материально-техническое обеспечение;
− прочие ресурсы, могущие быть признаны эффективными с точки зрения достижения необходимых результатов [1; 9; 11; 15; 19-20].

При этом необходимо различать три уровня управления производительностью (Табл. 2).

Таблица 2

Уровни управления производительностью
Таким образом, в ходе реализации управления по результатам для каждого участника образовательного процесса определяется миссия. При этом немаловажной проблемой является проведение различия между понятиями «результат» и «вклад». Значимость последнего понятия заключается в том, что каждый сотрудник ДОУ должен иметь возможность связать свое участие в общем деле с вкладом других [7; 9; 17].

Следует выделить ещё два подхода к эффективному управлению ДОУ в современных условиях:

− «соучаствующее» (партиципативное) управление; − индивидуально-ситуационное лидерство [3].

С точки зрения этих подходов, эффективность в современных социальных условиях определяется таким качеством, как лидерство. В ходе их реализации управленческая культура и вся система её функций должны быть ориентированы на формирование лидерских методов управления, их поддержание и внедрение в качестве общепринятых в организации принципов на следующих уровнях:

− ценностный;

− структурно-функциональный; − деятельностный [1; 5-6; 18].

Руководитель, успешно реализующий данные подходы, должен характеризоваться следующими чертами:

− наличие сформированной системы управленческих знаний, умений и навыков;

− мобильность;

− конструктивность;

− умения и навыки, связанные с оперативным принятием ответственных решений в различных ситуациях;

− развитое чувство ответственности за вверенный коллектив;

− наличие сформированных знаний и умений, позволяющих достаточно точно представлять себе будущее ДОУ и основные пути, позволяющие сделать его успешным для всех участников образовательного процесса [17; 19-20].

Такой руководитель демонстрирует осознанное стремление к созданию здорового общественного мнения, способствующего развитию социально-психологических состояний и свойств, необходимых для активизации и совершенствования деятельности личности. Наличие у руководителя умений и навыков, связанных с формированием такого общественного мнения, является главным условием превращения вверенного ему коллектива в самоуправляющуюся систему [1-3; 7-8].

Рассмотрев наиболее действенные, на наш взгляд, современные подходы к управлению дошкольным образованием, необходимо перейти к подведению итогов проделанной научно-исследовательской работы.

Выводы. Завершая нашу статью, в первую очередь следует отметить, что сегодня осуществляется переход российского социума на постиндустриальную ступень развития. Это, в свою очередь, означает существенную интенсификацию и трудно прогнозируемый характер большинства процессов в различных сферах его жизни.

В таких условиях изменяются требования общества к системе дошкольного образования. Необходим пересмотр существующих подходов к менеджменту дошкольного образования.

Одним из обоснований его необходимости служит многофакторность процесса управления современным ДОУ.

Второе обоснование непосредственно связано с первым. Оно заключается в характере труда руководителей современных ДОУ. Их заведующие должны обладать развитой способностью к эффективному ориентированию в социальной среде.

Для осуществления эффективной деятельности в таких условиях руководитель дошкольной образовательной организации должен характеризоваться наличием развитых представлений, касающихся различных управленческих подходов. В их числе следует особо отметить: системно-деятельностный; управление по результатам; «соучаствующее» (партиципативное) управление; индивидуально-ситуационное лидерство.

Использование системно-деятельностного подхода в практике руководства процессом дошкольного образования позволяет понять механизм функционирования ДОУ как объекта исследования и менеджмента. Указанный подход также позволяет управленцу составить чёткую картину взаимодействия между структурными элементами организации. Последняя при этом должна рассматриваться как целостная система.

Его интеграция в сферу менеджмента дошкольного образования предполагает интенсификацию процесса совершенствования управленческих технологий и методов. Это, в свою очередь, связано с внедрением передовых технических средств в соответствующий процесс. В дальнейшем их использование с большой вероятностью будет способствовать дальнейшим прогрессивным изменениям в организации управления.

Кроме того, руководство ДОУ на основе системно-деятельностного подхода связано с определёнными трансформациями в системе менеджмента персонала. Эта, последняя, должна формироваться с учётом запросов современного российского социума. Следование им, в свою очередь, предполагает: совершенствование работы методической службы; создание службы психологического сопровождения педагогов; совершенствование нормативно- правовой базы, регламентирующей преемственность образовательной деятельности дошкольной организации и школы; создание условий для творческого поиска новых методов работы с воспитанниками.

Реализация управления по результатам подразумевает создание упорядоченной системы развития и менеджмента. При помощи этой, последней, представляется возможным достижение результатов, согласованных всеми участниками образовательного процесса, осуществляемого на базе дошкольного учреждения.

С точки зрения «соучаствующего» (партиципативного) управления и индивидуально-ситуационного лидерства эффективность в современных социальных условиях определяется таким качеством, как лидерство. В ходе их реализации управленческая культура и вся система её функций должны быть ориентированы на формирование лидерских методов управления, их поддержание и внедрение в качестве общепринятых в организации принципов.

Руководитель, успешно реализующий эти подходы, должен характеризоваться следующими чертами: наличие сформированной системы управленческих знаний, умений и навыков; мобильность; конструктивность; умения и навыки, связанные с оперативным принятием ответственных решений в различных ситуациях; развитое чувство ответственности за вверенный коллектив; наличие сформированных знаний и умений, позволяющих достаточно точно представлять себе будущее ДОУ и основные пути, позволяющие сделать его успешным для всех участников образовательного процесса.

Такой руководитель демонстрирует осознанное стремление к созданию здорового общественного мнения, способствующего развитию социально-психологических состояний и свойств, необходимых для активизации и совершенствования деятельности личности. Наличие у руководителя умений и навыков, связанных с формированием такого общественного мнения, является главным условием превращения вверенного ему коллектива в самоуправляющуюся систему.

Список литературы:

1. Белоусова, Р.Ю. К проблеме профессиональной готовности руководителя ДОО к введению ФГОС ДО / Р.Ю. Белоусова // Нижегородское образование. – 2014. – № 3.– С. 82-89
2.Белоусова, Р.Ю. Управление ДОО в условиях нового законодательства / Р.Ю. Белоусова, А.Н. Новоселова, Н.М. Подоплелова. – Москва: Сфера, 2016. – 128 с.
3.Бодренко, Г.В. Управление дошкольной образовательной организацией в современных условиях как фактор эффективности образования и воспитания / Г.В. Бодренко // Вопросы дошкольной педагогики. – 2018. – № 2 (12). – С. 1-3
4.Виноградова, Н.А. Управление дошкольным образованием / Н.А. Виноградова. – Москва: Юрайт, 2020. – 530 с.
5.Гончарова, И.И. Организация ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста в ходе проектной деятельности / И.И. Гончарова, М.И. Васильева // Мир науки, культуры, образования. – 2022. – № 5 (96). – С. 100-104
6.Гриценко, Н.В. Специфика управления дошкольной образовательной организацией / Н.В. Гриценко // Вопросы дошкольной педагогики. – 2020. – № 6 (33). – С. 2-6
7.Губанихина, Е.В. Управление дошкольной образовательной организацией как ведущий фактор обеспечения эффективности её деятельности / Е.В. Губанихина,Л.А. Деулина. // Молодой ученый. – 2016. – № 24 (128). – С. 441-444
8.Дедкова, А.Ю. Совершенствование системы управления муниципальными учреждениями дошкольного воспитания в Находкинском городском округе / А.Ю. Дедкова // Молодой ученый. – 2022. – № 13 (408). – С. 42-44
9.Добролюбова, Е.И. Внедрение принципов и процедур управления по результатам в Российской Федерации: промежуточные итоги и направления развития / Е.И.
Добролюбова // Вопросы государственного и муниципального управления. – 2008. – № 3. – С. 65-133
10.Домбиев, Б.Н. Системно-деятельностный подход как основа формирования здоровой личности / Б.Н. Домбиев, А.А. Убеев // Вестник науки. – 2019. – № 4 (13). – С.33-35
11.Кабакова, Е.П. Идея разностороннего развития детей как современная педагогическая проблема / Е.П. Кабакова, Е.Н. Николаева // Мир науки, культуры, образования. – 2022. – № 5 (96). – С. 195-197
12.Кадыргулова, С.Н. Системно-деятельностный подход во внеурочной деятельности в средней школе / С.Н. Кадыргулова // Образование и проблемы развития общества. – 2020. – № 3 (12). – С. 39-42
13.Колодина К.И. Совершенствование системы управления персоналом дошкольных образовательных учреждений / К.И. Колодина // Студенческий. – 2021. – № 152 (143). – С. 9-12
14.Майер, А.А. Управление инновационными процессами в дошкольной образовательной организации: метод. пособие / А.А. Майер. – Москва: Сфера, 2008. – 121 с. 15. Назарова, С.И. Системно-деятельностный подход в обучении искусством / С.И. Назарова // Health and Education Millennium. – 2018. – Vol. 20. – № 9. – С. 19-24 16. Поздняк, Л.В. Управление дошкольным образованием / Л.В. Поздняк, Н.Н. Лященко. – Москва: РАНХиГС, 2018. – 420 c.
17.Пятов, А.А. Оценка эффективности «управления по результатам» в государственном управлении / А.А. Пятов // Московский экономический журнал. – 2021. – № 4. – С. 360-364
18.Родина, Н.М. Детское экспериментирование как средство развития познавательного интереса дошкольников / Н.М. Родина // Мир науки, культуры, образования. – 2022. – № 1 (92). – С. 232-234
19.Хованская, Е.А. Системно-деятельностный подход в контексте модернизации российского образования / Е.А. Хованская // Вестник удмуртского университета. – 2018. – Т. 28. – Вып. 2. – С. 257-260
20.Цыганкова, Л.А. Актуальные проблемы государственного и муниципального управления в сфере дошкольного образования / Л.А. Цыганкова // Политика, экономика и инновации. – 2020. – № 4 (33). – С. 8-12
2025-10-22 10:21 Дошкольное образование