Публикации (статьи, материалы)

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Ровинская Виктория Валерьевна, воспитатель МБДОУ "Д/с" Дениска"

Библиографическое описание:
Ровинская В.В. РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. // Научно-методический журнал «УчиЛаб». 2025. № 10 (19).
URL: https://f.uchilab.ru/publ/journal/2025/19.pdf
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста.

Своевременное и полноценное формирование речи ребенка – одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшей его успешной познавательной деятельности.

Задержка и любое нарушение в ходе развития речи, отразится на общем эмоциональном и физическом развитии ребенка.

Задачами речевого развития по ФГОС ДО являются:

Овладение речью как средством общения и культуры;

Обогащение активного словаря;

Развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи;

Развитие речевого творчества;

Знакомство с детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

Развитие фонематического слуха;

Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Для того, чтобы ребенок научился грамматически верно и красиво говорить, необходимо с ним общаться уже с рождения. Очень полезно читать книги, рассматривать иллюстрации в них и общаться на тему прочитанного. Общение между мамой и ребенком должно быть постоянным несмотря на то, что ребенок еще не разговаривает. Дома, на прогулке, слушая музыку, гуляя, всегда нужно общаться с ребенком. Все, что мы говорим, закладывается на уровне подсознания, и ребенок накапливает, впитывает всю информацию, а по мере взросления будет ее выдавать. Поэтому очень важно, чтобы речь взрослого была красивой, грамматически верно-построенной, творческой, с большим словарным запасом.

Развитие словаря.

В детском саду обогащение словаря, его закрепление и активизация занимают очень большое место. Слово – это основная единица языка, и совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка. Овладение детьми дошкольного возраста словарным запасом родного языка составляет основу их речевого развития. Словарная работа в детском саду проводится на основе ознакомления с окружающей жизнью. Она тесно связана с познавательным развитием детей. Вместе с тем познавательное развитие, развитие понятийного мышления невозможно без усвоения новых слов, выражающих усваиваемые ребенком понятия. Развитие словаря дошкольников в детском саду предполагает работу над словом как единицей языка, в частности над многозначностью слова. Раскрытие смыслового значения многозначного слова играет большую роль в формировании точности словоупотребления. Главное в развитии детского словаря – освоение значений слов и их верное употребление в соответствии с контекстом высказывания, в которой происходит общение.

Воспитание звуковой культуры речи.

Овладение звуковой системой языка, по мнению Д.Б. Эльконина, представляет собой основу становления речи ребенка и «включает два взаимосвязанных процесса: формирование у ребенка восприятия звуков языка, или, как его называют, фонематического слуха, и формирование произнесения звуков речи».

Дети дошкольного возраста овладевают звуковой культурой речи в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование культуры речи у детей оказывает педагог. Он помогает детям дошкольного возраста овладеть правильным речевым дыханием, правильным произношением, четким произнесением слов, умением пользоваться голосом, приучает детей говорить не торопясь, интонационно выразительно. Развивая у детей правильную речь, педагог должен решать следующие задачи: воспитывать речевой слух детей, постепенно развивая его основные компоненты; формировать произносительную сторону речи; развивать произношение слов; воспитывать интонационную выразительность речи

Формирование грамматического строя речи.

Эта задача предполагает формирование морфологической стороны речи (изменение слов по родам, числам), способов словообразования и синтаксиса (освоение разных типов словосочетаний и предложений). Дети усваивают грамматический строй практически, путем подражания речи взрослых и языковых обобщений. В учреждении дошкольного образования создаются условия для освоения грамматических форм, выработки грамматических навыков и умений, для предупреждения грамматических ошибок. Важно добиться, чтобы дети свободно пользовались грамматическими навыками и умениями в речевом общении, в связной речи.

Развитие связной речи.

Развитие связной речи является одной из главных задач речевого развития детей дошкольного возраста. Именно в связной речи реализуется основная функция языка и речи – коммуникативная. В ней проявляются все достижения ребенка в овладении родным языком, и наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного и речевого развития. Развитие связной речи включает развитие двух ее форм: диалогической и монологической речи.

В основном дети дошкольного возраста общаются при помощи диалогической речи. Формирование диалогической речи ребенка направлено на развитие навыков и умений вести диалог, слушать и понимать обращенную к нему речь, вступать в разговор и поддерживать его, отвечать на вопросы и спрашивать самому, объяснять, пользоваться разнообразными языковыми средствами, вести себя с учетом ситуации общения. В диалогической речи развиваются умения, необходимые для более сложной формы общения – монолога.

Развитие связной монологической речи предполагает формирование умений слушать и понимать связные тексты, пересказывать, строить самостоятельные высказывания разных типов. Эти умения формируются на основе элементарных знаний о структуре текста и типах связи внутри его. В уровне развития связной речи отражены все другие задачи речевого развития: формирование словаря, грамматического строя, фонетической стороны.

Воспитание у детей интереса и любви к художественному слову.

В процессе ознакомления детей с художественной литературой педагог формирует у детей дошкольного возраста такие элементарные умения, как слушать и понимать художественные произведения, высказывать мнения об их героях. Дети овладевают умением, пересказывать небольшие художественные тексты, запоминать и выразительно читать наизусть небольшие доступные по содержанию стихотворения. У дошкольников обогащается словарь, развивается образная речь, поэтический слух, творческая речевая деятельность, формируются эстетические и нравственные понятия.

Задачи по развитию тесно связаны между собой, поэтому и решение данных задач необходимо осуществлять комплексно, не отделяя одну задачу от другой.

Ранний возраст.

Методы развития речи:

• Словесные методы: чтение потешек, прибауток, стихов, сказок с использованием наглядности; чтение и рассказывание рассказов, заучивание стихотворений с использованием наглядности

• Звукоподражание

• Задания-поручения

• Игры-инсценировки Приемы развития речи:

• Внимательно и заинтересованно выслушивать детей.

• Много говорить самому.

• Вовлекать детей в разговор на определенную тему.

• Помогать им вступать в речевой контакт со взрослыми и сверстниками.

• Проговаривание изолированного звука.

• Произнесение несложных звукоподражательных слов.

• Отработка звука в составе слова с простой слоговой структурой (слова с открытым слогом, односложные слова).

• Закрепление произношения звука во фразовой речи, включающей слова с данным звуком.

Младшая группа.

Методы развития речи:

• наглядные – непосредственное наблюдение и его разновидности: наблюдения в природе, экскурсии; опосредованное наблюдение – рассматривание игрушек и картин, рассказывание по картинам и игрушкам;

• словесные – чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал;

• практические – дидактические игры и упражнения, игры-драматизации, инсценировки, пластические этюды, хороводные игры.

Приемы развития речи:

• Педагог – образец речевой культуры;

• Речевое сопровождение практической деятельности;

• Чтение и разучивание стихов, чтение художественной литературы;

• Прослушивание музыкальных произведений и их обсуждение;

• Потешки, скороговорки, прибаутки;

• Игровая деятельность. Игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте. Поэтому больше играйте, проговаривая вслух речь главных персонажей, озвучивая все, что делаете.

• Артикуляционная гимнастика – для укрепления мышц речевого аппарата, правильного дыхания;

• Дидактические игры;

• Трудовые поручения;

• Развитие мелкой моторики очень важно для развития речи (пересыпание крупы, переливание воды, различные тактильные прикосновения к предметам). На кончиках пальцах находятся нервные окончания, которые напрямую активизируют речевую зону у ребенка;

• Театрализация. Играйте в сказку, используя разных персонажей, разные сюжеты или уже знакомые сказки;

• Творчество – лепка, рисование, аппликация в разных техниках (та же мелкая моторика);

• Пальчиковые игры;

Большая работа должна проводится с родителями. Семья – это источник воспитания, поэтому очень важно для полноценного развития ребёнка положительный пример родителей, в том числе и пример красивой, правильно произносимой речи, обогащенной словарем.

Чтобы расширить кругозор, необходимо рекомендовать родителям проводить выходные вместе с детьми с пользой для них. Почитать вместе книгу, посмотреть сказку, погулять, обращая внимание на всё, что даёт детям новые впечатления, знания.

Ребенок не может овладеть речью самостоятельно. Только при постоянном внимании родителей и дошкольного учреждения к организации речевой деятельности ребенка можно добиться положительных результатов в развитии его речи.
Дошкольное образование