Публикации (статьи, материалы)

НОВЫЙ ФОРМАТ ИТОГОВ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ СПО И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОЦЕНОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДЕМОНСТРАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА В 2025Г.

Иванова Мария Дмитриевна, преподаватель
ГБПОУ "Пятигорский техникум торговли, технологий и сервиса", г. Пятигорск, Ставропольский край

Библиографическое описание:
Иванова М.Д. НОВЫЙ ФОРМАТ ИТОГОВ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ СПО И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОЦЕНОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДЕМОНСТРАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА В 2025Г. // Научно-методический журнал «УчиЛаб». 2025. № 12 (21). URL: https://f.uchilab.ru/publ/journal/2025/21.pdf
Аннотация: Встатье рассматривается информация о демонстрационном экзамене как форме промежуточной и государственной итоговой аттестации в образовательных учреждениях СПО. Определены условия проведения демонстрационного экзамена. Описана концепция формирования оценочных материалов для проведения демонстрационного экзамена по принципу «матрешки» (ядра).

Ключевые слова: демонстрационный экзамен, Институт развития профессионального образования (ИРПО), организации-работодатели, комплект оценочной документации (КОД), профессиональные компетенции.

Новое поколение ФГОС СПО предполагает государственную итоговую аттестацию (ГИА) как систему, при которой решаются практические задания, свидетельствующие об освоении профессиональных и общих компетенций, при этом задания выполняются в реальном времени в присутствии экспертной группы (работодателей).

Так в 2016 году запустили пилотный проект «Демонстрационный экзамен» в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». А с 2022 года порядка 30% ФГОС СПО содержат демонстрационный экзамен как обязательную форму итоговой аттестации в учреждениях СПО по приказу Минпросвещения России № 800 от 08.11.2021 г., зарегистрированному в Минюсте РФ 7 декабря 2021 г. №66 211 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования».[6]
Демонстрационный экзамен (ДЭ) – это форма государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования, которая проводится в форме практических заданий в условиях реальных или смоделированных производственных процессов, направленная на определение уровня освоения выпускником материала, предусмотренного образовательной программой, и степени сформированности профессиональных умений и навыков. [1:6]

Проведение демонстрационного экзамена осуществляется при наличии:

- экспертов (работодателей), владеющих методикой и осуществляющих оценку выполнения заданий демонстрационного экзамена;
- участников (обучающиеся студенты из одной учебной группы).

Составляющие демонстрационного экзамена цикличны и взаимосвязаны, что показывает рисунок 1.

Рисунок 1 – Составляющие демонстрационного экзамена
Составляющие демонстрационного экзамена несут в себе разработанную часть, а также требующую усовершенствования методик подготовки, реализацию программ в рамках приближенных к рабочим (профессиональным) ситуациям. Одна из главных задач, по мимо организационных, перед учреждением СПО, стоит подготовить участников к ГИА в форме демонстрационного экзамена, что в сою очередь покажет уровень:

− содержания и качества образовательных программ;
− материально-технической базы;
− квалификации педагогов и мастеров производственного обучения.

В рамках статьи, на основе анализа различных критериев демонстрационного экзамена выделим основные особенности изменения макетов оценочных материалов в 2024 году, которые были приняты оператором демонстрационного экзамена по образовательным программам СПО - ФГБОУ ДПО «Институт развития профессионального образования (ФГБОУ ДПО ИРПО).

Для проведения демонстрационного экзамена в 2025 году разработан 531 оценочный материал по 296 профессиям и специальностям, которые относятся к 349 федеральным образовательным стандартам. Как пояснили в Министерстве просвещения РФ, комплекты оценочной документации опубликованы в Банке оценочных материалов – это специальный информационный ресурс оператора демонстрационного экзамена базового и профильного уровней ФГБОУ ДПО ИРПО. Представленная информация предназначена для размещения в общем доступе разработанных комплектов оценочной документации для проведения демонстрационного экзамена [2].

Обновленные оценочные материалы разработаны с учетом опроса организаций-работодателей, которые определили приоритетные профессиональные компетенции студентов на всех уровнях аттестации. Общественное обсуждение представителями учебных учреждений, работодателей и профессионального сообщества позволило обеспечить качество предоставляемых оценочных материалов. В результате было доработано более 150 проектов оценочных материалов, получено более 1100 положительных заключений от организаций СПО и более 1500 от работодателей.

ФГБОУ ДПО ИРПО применен новый подход к разработке оценочных материалов для проведения ГИА по программам СПО в форме ДЭ по принципу формирования единого ядра («Матрешки») (рис. 2).

Как видно из рисунка 2, ядро формируется на основе ФГОС СПО и с учетом мнения работодателей.
Рисунок 2 – Концепция разработки оценочных материалов ДЭ в 2024 году
Ядро является общим (сквозным) для содержания комплекта оценочной документации (КОД) вне зависимости от вида аттестации и уровня ДЭ (базовый и профильный). Также ядро позволяет проводить сопоставительный анализ результатов ДЭ базового и профильного уровней за счет единой содержательной части. Таким образом, принцип «матрешки» (Ядра) значительно сокращает время на разработку и экспертизу оценочных материалов, а также способствует:

-реализации права обучающихся на учет результатов ДЭ, полученных в рамках промежуточной аттестации, при ГИА в форме ДЭ;

-сокращению времени и расходов на проведение ДЭ в рамках ГИА (за счет учета результатов ДЭ в рамках промежуточной аттестации).

Кроме того, структура КОД содержит инвариантную и вариативную части. Вариативная часть КОД позволит образовательным организациям самостоятельно формировать содержание оценочных материалов с учетом мнения конкретных работодателей.

Подводя итоги, напомним, что демонстрационный экзамен является формой Государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования. В ходе демонстрационного экзамена определяется уровень освоения студентом или выпускником материала, предусмотренного образовательной программой, и степени сформированности профессиональных компетенций путем проведения независимой экспертной оценки выполненных практических заданий. Каждый год демонстрационный экзамен сдают более 350 тыс. студентов из более чем 3 тыс. колледжей и техникумов.

Список источников:

1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-Ф» (последняя редакция) //
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

2. Приказ Минпросвещения России от 08.11.2021 № 800 (ред. от 24.04.2024) «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 07.12.2021 N 66211) //
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_402658/

3. Собина, Е. П. Интеграция демонстрационного экзамена и независимой оценки квалификации в системе государственной итоговой аттестации выпускников колледжа // Международный научный журнал. – 2023. – № 4 (8). –С. 123–134

4. Официальный сайт ФГБОУ ДПО «Институт развития профессионального образования» // https://de.firpo.ru/om/
Высшее и профессиональное образование