Как учить детей этичному поведению в начальной школе
Помимо преподавания предметов, в классе важно также создать свод правил этичного поведения. Ученики (особенно те, кто постарше) любят четко прописанные правила, а больше всего они стараются соблюдать те из них, в создании которых они участвовали вместе с учителем. Обычно учителя предлагают детям необходимый минимум по этике, остальные правила обсуждаются вместе с учениками.
Существует «стартовый» список из шести пунктов для формирования правил этичного поведения в классе. Используйте их как направления для обсуждения, адаптируйте и расширяйте их, исходя из нужд класса (их индивидуальных потребностей и номера класса).
Относись к другим так, как хочешь, чтобы другие относились к тебе.
Уважай личность и имущество других людей (никакого воровства и насилия).
Смейся вместе с другими, а не над другими.
Неси ответственность за свою учебу.
Приходи в класс и сдавай задания вовремя.
Не отвлекай других от работы.
Опытные учителя утверждают, что стоит взять лишь несколько правил, которые касаются дисциплины и учебы (все равно никто не сможет запомнить очень большой свод правил). Главное – правила должны быть максимально конкретными и понятными. После вместе с детьми обсудите, какие наказания будут их ждать за нарушение этих правил.
Стоит преподавать правила детям так же, как и знания на обычных уроках (единственное отличие – занятия по этичному поведению лучше давать в начале учебного года!). Обязательно следует обсудить каждое правило с детьми, показать рациональность этого правила и подробно привести различные примеры его нарушения. Рассказать детям, что правила придуманы, чтобы время в школе для всех было приятным и эффективным; также привести яркие примеры. Также лучше будет повесить список правил в классе и выдать каждому ребенку с собой домой.
Опытные учителя также рекомендуют делать яркие постеры с правилами (можно даже воспользоваться инфографикой) и преподавать правила постепенно (закрепить одно, затем выдавать другое и повторять предыдущие как «снежный ком»). Необходимо быть твердым и настойчивым при введении свода правил: нарушитель правила должен нести соответствующее наказание. Классное правосудие должно быть быстрым, твердым и справедливым.
Более старшим детям можно предложить от руки переписать правила к себе в тетрадь – это поможет им лучше их запомнить. Всегда хорошо позволить детям принять участие в разработке правил – как авторы они будут больше стараться их соблюдать.
Для разработки собственного свода правил можно предложить детям обсудить следующие вопросы:
Как можно создать добрую атмосферу в классе?
Как необходимо себя вести, чтобы совместная работа доставляла удовольствие?
Когда мы учим детей правилам этичного поведения и регулярно их повторяем (все 4 класса начальной школы), мы создаем хорошую дисциплину в классе. Хорошая дисциплина и этичное поведение детей начинаются с грамотного управления от классного руководителя. Главное – предупредить возможные проблемы с дисциплиной задолго до их появления. И хорошие учителя (и руководители) – это те, кто не только ясно объясняет правила поведения, но и сами соблюдают их беспрекословно и служат примером для детей.