Герасимова Валерия Владимировна, воспитатель
ГБДОУ детский сад 76 комбинированного вида
Красносельского района Санкт-Петербурга
Библиографическое описание:
Герасимова В.В. ОБРЫВНАЯ АППЛИКАЦИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Научно-методический журнал «УчиЛаб». 2025. № 8 (17). URL: https://f.uchilab.ru/publ/journal/2025/17.pdf.
Специфика аппликации дает детям возможность активнее усваивать знания о цвете, строении предметов, их величине, плоскостной форме и композиции. В аппликации есть возможность передвигать вырезанные элементы, сравнивать, накладывать одни на другие. Это позволяет быстрее усваивать композиционные знания и умения, что важно не только для создания сюжетных и декоративных аппликаций, но и изодеятельности в целом.
Учитывая особенности детей младшего дошкольного возраста (недостаточное развитие мелких мышц руки, слабая координация движений, слабый зрительный контроль за своими действиями), все формы и силуэты они получают в готовом виде, не используя самостоятельно ножницы.
В образовательных программах предусмотрено постепенное усложнение способов изображения и технических приемов, которыми дети должны овладеть в течение года.
При подготовке к занятию важно развивать восприятие детей, обучать их умению видеть предмет, совершать осязательный и зрительный анализ. Поэтому особая роль отводится процессу обследования предмета, когда дети знакомятся с теми его качествами, которые важны для аппликационного изображения.
В процессе занятий аппликацией дети учатся правильно называть, различать и соотносить с предметами цвета (елочка зеленая, флажок красный, цыпленок желтый). Для освоения цветов бумаги нужно давать более контрастные: красный — зеленый, желтый — синий. Предлагая детям выполнять элементарные узоры на полосе, квадрате, круге, необходимо вначале использовать одинаковые, а затем разные по цвету, форме и величине фигуры.
Выполняя самые разные задания, дети обучаются простейшим ориентировкам на плоскости листа бумаги. Они должны усвоить пространственные понятия: вверху, внизу, в углу, в середине, прямо, рядом, сбоку, друг за другом. Например, платочки висят на веревочке рядом, круглая тарелочка украшена в середине цветочком.
Обучение детей составлению предметных изображений следует начинать с простых, состоящих из 2—3 частей, постепенно подводя к более сложным.
Овладение детьми техники обрывной аппликации может вполне стать одной из самых любимых, значимых и приятных техник аппликаций в раннем и младшем дошкольном возрасте. Ведь именно тогда закладываются все основы дальнейшего развития ребенка, когда ребенок познает мир с помощью пальчиков, ощущений, что способствует развитию мелкой моторики детей, началу развития творческого воображения и творчества в целом.
Обрывной метод аппликации, как нельзя лучше дает возможность будущему таланту раскрыться, познать себя, свои чувства, выразить свои эмоции. Я считаю, что плюс обрывной аппликации – это минимальный набор материала и приспособлений для ее использования. А именно, клей и обрезки цветной бумаги, а также, старые журналы, афиши и т.д.
Первый этап самый интересный и весёлый — рвать цветную бумагу на абсолютно любые кусочки. С этим заданием с удовольствием справляются даже самые маленькие детки. Есть в этом методе творчества элемент арт терапии, когда мы можем рвать и комкать бумагу, тем самым давая выход негативным эмоциям, что безусловно полезно как для малышей, так и для взрослых. Не стоит переживать, что бумага помнется, такая шероховатость придаст аппликации только более интересный объем.
Кусочки рваной бумаги можно использовать, например, во время занятий по элементарной математике, предложить детям выложить из красного цвета маленький круг, а из зеленого – большой.
В процессе работы важно формировать у детей умение правильно держать пальцы при отрывании кусочка, чтобы руки работали одновременно, синхронно. С помощью пальчиковой гимнастики с художественным словом, мы развиваем мелкую моторику пальцев рук, создаем хорошее настроение, вызываем работоспособность и желание создать что-то красивое. Работая руками в этой технике, дети тренируют рецепторы головного мозга, отвечающие за речь, что актуально для младшего дошкольного возраста.
Когда малыш перестанет проявлять интерес к кусочкам бумаги, можно приступать к следующему этапу — сбору заготовок для аппликации. Чтоб детки сильно не заскучали, можно поиграть в игру «На что похож кусочек». Такая игра хорошо тренирует воображение и творческое мышление.
Затем мы начинаем наклеивать готовые кусочки бумаги на шаблон. Вначале приклеиваем контур, чтобы легко можно было менять некоторые элементы местами или подложить один слой под другой. Далее мы потихоньку заполняем оставшееся пространство нашей картинки. У деток поначалу получается неаккуратно, но при этом ребенок выполняет все самостоятельно.
Обычно, дети очень увлечены процессом обрывания и получают наслаждение от этого процесса. Готовая работа очень похожа на мозаику, эта техника не затратна, проста и понятна для наших ребят.
Педагог с помощью данной аппликации может решать огромное количество педагогических задач, например: в экологическом воспитании с помощью таких аппликаций можно познакомить детей с видами рыб, животных, растений, живой и неживой природой, изготовив картинки по темам своими руками.
В речевом развитии помогут сделанные картинки любимых персонажей и героев сказок и стихов (колобок на пеньке, лисица с пушистым хвостом, разноцветный мяч и т.д.)
За своей, кажущейся простотой и легкостью, обрывная аппликация требует усидчивости, внимания, но за то помогаем детям развить ряд качеств, навыков и умений, которые в последствии помогут ребенку стать гармоничной, творчески развитой личностью.
Желаю творческих успехов!
Список литературы:
1.Гусакова М.А. Аппликация: Учебное пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 2002 «Дошк. Воспитание» и № 2010 «Воспитание в дошк. Учреждениях». - 3-изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение,1987.
2.Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М., 1999.
3.Богатеева З.А. Занятия аппликацией в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1988.
ГБДОУ детский сад 76 комбинированного вида
Красносельского района Санкт-Петербурга
Библиографическое описание:
Герасимова В.В. ОБРЫВНАЯ АППЛИКАЦИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Научно-методический журнал «УчиЛаб». 2025. № 8 (17). URL: https://f.uchilab.ru/publ/journal/2025/17.pdf.
Специфика аппликации дает детям возможность активнее усваивать знания о цвете, строении предметов, их величине, плоскостной форме и композиции. В аппликации есть возможность передвигать вырезанные элементы, сравнивать, накладывать одни на другие. Это позволяет быстрее усваивать композиционные знания и умения, что важно не только для создания сюжетных и декоративных аппликаций, но и изодеятельности в целом.
Учитывая особенности детей младшего дошкольного возраста (недостаточное развитие мелких мышц руки, слабая координация движений, слабый зрительный контроль за своими действиями), все формы и силуэты они получают в готовом виде, не используя самостоятельно ножницы.
В образовательных программах предусмотрено постепенное усложнение способов изображения и технических приемов, которыми дети должны овладеть в течение года.
При подготовке к занятию важно развивать восприятие детей, обучать их умению видеть предмет, совершать осязательный и зрительный анализ. Поэтому особая роль отводится процессу обследования предмета, когда дети знакомятся с теми его качествами, которые важны для аппликационного изображения.
В процессе занятий аппликацией дети учатся правильно называть, различать и соотносить с предметами цвета (елочка зеленая, флажок красный, цыпленок желтый). Для освоения цветов бумаги нужно давать более контрастные: красный — зеленый, желтый — синий. Предлагая детям выполнять элементарные узоры на полосе, квадрате, круге, необходимо вначале использовать одинаковые, а затем разные по цвету, форме и величине фигуры.
Выполняя самые разные задания, дети обучаются простейшим ориентировкам на плоскости листа бумаги. Они должны усвоить пространственные понятия: вверху, внизу, в углу, в середине, прямо, рядом, сбоку, друг за другом. Например, платочки висят на веревочке рядом, круглая тарелочка украшена в середине цветочком.
Обучение детей составлению предметных изображений следует начинать с простых, состоящих из 2—3 частей, постепенно подводя к более сложным.
Овладение детьми техники обрывной аппликации может вполне стать одной из самых любимых, значимых и приятных техник аппликаций в раннем и младшем дошкольном возрасте. Ведь именно тогда закладываются все основы дальнейшего развития ребенка, когда ребенок познает мир с помощью пальчиков, ощущений, что способствует развитию мелкой моторики детей, началу развития творческого воображения и творчества в целом.
Обрывной метод аппликации, как нельзя лучше дает возможность будущему таланту раскрыться, познать себя, свои чувства, выразить свои эмоции. Я считаю, что плюс обрывной аппликации – это минимальный набор материала и приспособлений для ее использования. А именно, клей и обрезки цветной бумаги, а также, старые журналы, афиши и т.д.
Первый этап самый интересный и весёлый — рвать цветную бумагу на абсолютно любые кусочки. С этим заданием с удовольствием справляются даже самые маленькие детки. Есть в этом методе творчества элемент арт терапии, когда мы можем рвать и комкать бумагу, тем самым давая выход негативным эмоциям, что безусловно полезно как для малышей, так и для взрослых. Не стоит переживать, что бумага помнется, такая шероховатость придаст аппликации только более интересный объем.
Кусочки рваной бумаги можно использовать, например, во время занятий по элементарной математике, предложить детям выложить из красного цвета маленький круг, а из зеленого – большой.
В процессе работы важно формировать у детей умение правильно держать пальцы при отрывании кусочка, чтобы руки работали одновременно, синхронно. С помощью пальчиковой гимнастики с художественным словом, мы развиваем мелкую моторику пальцев рук, создаем хорошее настроение, вызываем работоспособность и желание создать что-то красивое. Работая руками в этой технике, дети тренируют рецепторы головного мозга, отвечающие за речь, что актуально для младшего дошкольного возраста.
Когда малыш перестанет проявлять интерес к кусочкам бумаги, можно приступать к следующему этапу — сбору заготовок для аппликации. Чтоб детки сильно не заскучали, можно поиграть в игру «На что похож кусочек». Такая игра хорошо тренирует воображение и творческое мышление.
Затем мы начинаем наклеивать готовые кусочки бумаги на шаблон. Вначале приклеиваем контур, чтобы легко можно было менять некоторые элементы местами или подложить один слой под другой. Далее мы потихоньку заполняем оставшееся пространство нашей картинки. У деток поначалу получается неаккуратно, но при этом ребенок выполняет все самостоятельно.
Обычно, дети очень увлечены процессом обрывания и получают наслаждение от этого процесса. Готовая работа очень похожа на мозаику, эта техника не затратна, проста и понятна для наших ребят.
Педагог с помощью данной аппликации может решать огромное количество педагогических задач, например: в экологическом воспитании с помощью таких аппликаций можно познакомить детей с видами рыб, животных, растений, живой и неживой природой, изготовив картинки по темам своими руками.
В речевом развитии помогут сделанные картинки любимых персонажей и героев сказок и стихов (колобок на пеньке, лисица с пушистым хвостом, разноцветный мяч и т.д.)
За своей, кажущейся простотой и легкостью, обрывная аппликация требует усидчивости, внимания, но за то помогаем детям развить ряд качеств, навыков и умений, которые в последствии помогут ребенку стать гармоничной, творчески развитой личностью.
Желаю творческих успехов!
Список литературы:
1.Гусакова М.А. Аппликация: Учебное пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 2002 «Дошк. Воспитание» и № 2010 «Воспитание в дошк. Учреждениях». - 3-изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение,1987.
2.Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М., 1999.
3.Богатеева З.А. Занятия аппликацией в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1988.