Родители болтунов часто беспокоятся о том, что ребенок говорит слишком много. А вот родители молчунов, наоборот, хотят, чтобы их ребенок заговорил. Если вы относитесь к последним, давайте обсудим, как можно помочь малышу заговорить.
Некоторые родители ошибочно считают, что разговоры с молчуном бесполезны, так как он не вступает в диалог. Это не так. Чем больше и дольше вы разговариваете с ребенком, тем больше у него возможностей узнать новые слова и понятия и захотеть вам ответить. Разговаривайте с ребенком в любой ситуации: объясняйте, что вы делаете, и озвучивайте свои и его действия. Старайтесь избегать искаженных «детских» слов (бибика, ававка и т.д.), если ребенок вышел из младенческого возраста. Говорите с ним простыми, но правильными словами.
Общение с ребенком должно быть деловым, направленным на достижение целей. Невозможно договориться с тем, кто не желает говорить. Важно проявлять внимание, если малыш пытается что-то объяснить, даже если это нечленораздельные звуки или жесты. Однако не переусердствуйте: предугадывание желаний может уничтожить мотивацию к разговору.
Родителям детей-молчунов советуют на время перестать понимать их, чтобы у ребенка возникла необходимость заговорить. Это дает неплохие результаты. Дети в детском саду часто начинают больше говорить, не только из-за занятий по развитию речи, но и потому, что они попадают в новый круг общения, где их желания могут быть не поняты по отдельным звукам. У них возникает мощный мотив объяснить свои желания окружающим. Этот мотив является основополагающим моментом развития. Если ребенок не хочет общаться, то зачем ему учиться говорить? Значит, он должен захотеть общаться, чтобы начать говорить.
При мотивировании ребенка к речи важно чувствовать момент, когда малыш начинает нервничать и готов заплакать. После слез мамы часто прекращают добиваться от ребенка нужного слова. Не доводите общение до этого момента, иначе малыш быстро поймет, что стоит ему заплакать – мама перестанет его «мучить». Это формирует стереотипы поведения, и ребенок готов заплакать при малейшем нежелании что-либо делать. Бабушки называли это «слезами своего добиваться». Если видите, что ребенок готов заплакать – отвлеките его внимание. В другой ситуации, когда малыш увлечен игрой, возобновите попытки создать ему необходимость говорить.
Чем активнее вы будете увлечены игрой, тем лучше. «Озвучивайте» игрушки, просите показать предмет, где «спрятался» котенок, и т.д. Это формирует эмоциональную связь между родителем и малышом, что помогает детям раскрыться и заговорить. Игра – важная форма деятельности для малыша. Если он увлечен игрушкой, то кормление и укладывание ее спать естественны для него. Простые слова, обращенные к игрушке, получаются у малыша легче, чем если бы вы требовали: «Скажи как я!»,
«Повторяй!»
Затейте игру, где речь будет главным условием. Капризный щенок не пьет молоко, сколько бы вы ни предлагали: «Пей! Пей!» Может быть, щенок послушает вашего малыша? Предложите ему покормить игрушку. После первой попытки произнести «пей» щенок начинает «лакать» молоко. Артистизм вам пригодится: «чавкайте» за собачку, «тявкайте» от удовольствия. Так слово легко войдет в активный словарь ребенка.
Или возьмите игру «Доскажи словечко», выбрав простые стихотворные тексты или загадки с рифмованным ответом.
Используйте жесты в сочетании с речью: протягивайте открытую ладонь, говоря «на», и отрицательно качаете головой, произнося «нет». Разводите руки в стороны, произнося «большой», и сближаете ладони, говоря «маленький». Короткие стихотворные тексты, сопровождаемые такими жестами, превращаются в маленький кукольный театр.
Не забывайте о важности развития мелкой моторики. Эта функция тесно связана с речью, так как речевые и двигательные зоны мозга расположены рядом. Для малышей подойдут игрушки-вкладыши и «почтовые ящики», где нужно подбирать подходящие детали. Для детей постарше – более сложные игрушки и конструкторы. И, конечно, пальчиковые игры – короткие стихотворные тексты с движениями кистей и пальцев. Начинайте с пассивной гимнастики, помогая ребенку сгибать и растирать пальчики, а затем позвольте ему самостоятельно выполнять эти движения.
Малыши подражают всему, поэтому можно использовать это в целях развития речи. Начните с простых пальчиковых игр или речи с движением: пусть ребенок повторяет за вами одиночные движения, а затем совмещает их. Говорите громко и четко, и через некоторое время ребенок начнет произносить звукоподражания и слова. Примерами таких игр являются знакомые с детства «Ладушки»,«Сорока-ворона», «Коза рогатая» и др. Бабушки и прабабушки успешно использовали эти потешки. Современные игры – это лишь усовершенствованные старые. Главное, чтобы игра нравилась ребенку, и он многократно ее повторял. Ведь известно, что «повторение – мать учения»!
Пусть малыш сначала использует любые средства общения: звуки, жесты, движения. Если ребенок указывает на игрушку, озвучьте его желание: «Хочешь поиграть с мишкой?». Требуйте ответной реакции: кивания или мотания головой. Задавайте наводящие вопросы и создавайте ситуации, требующие речевого общения. Совместная деятельность: лепка, рисование, аппликация, – помогает в этом. Советуйтесь с ребенком по каждому действию.
Ребенку все равно, в какие игры играть, главное – ваше активное участие. Просто будьте рядом, делайте что-то вместе, терпеливо и настойчиво говорите, несмотря на отсутствие ответа. Со временем малыш порадует вас первыми словами.