Всё хорошее в людях — из детства!Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Я хочу, чтоб земля расцветала, И росли, как цветы, малыши, Чтоб для них экология стала Не наукой, а частью души!
Роль педагога в экологическом воспитании дошкольника
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе, позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействии ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней.
Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс – в самостоятельной деятельности и в НОД. В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это уголки природы, организация систематических наблюдений за природными явлениями объектами приобщение детей к регулярному труду. [1]
Цель формирования экологической культуры дошкольников состоит в воспитании ответственного, бережного отношения к природе. Достижение этой цели возможно при условии целенаправленной систематической работы по формированию у детей системы научных знаний, направленных на познание процессов и результатов взаимодействия человека, общества и природы; экологических ценностных ориентаций, норм и правил в отношении к природе, умений и навыков по ее изучению и охране. [2] Для достижения этой цели необходимо решать ряд задач в воспитании, обучении и развитии ребёнка: формировать навыки и умения наблюдения за природными объектами и явлениями. Развивать познавательный интерес к миру природы. Воспитывать гуманное и бережное отношение к миру природы. Дети дошкольного возраста обладают поистине огромными возможностями и способностями познавать. В них природой заложен инстинкт познания и исследования окружающего мира. МЫ, как воспитатели, должны помочь детям развить и реализовать свои возможности. Экологическому воспитанию детей уделяется в последнее время особое внимание, так как в дошкольном возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры. Предлагаю вашему вниманию наглядно-дидактическое многофункциональное пособие «Дерево», которое сделано мною из фетра. Это очень мягкий, приятный на ощупь материал, во время разрезания ножницами не крошится, устойчив к деформации.Все предметы ярки, красочны, приятны на ощупь, легко крепятся на фланелеграфе.
Создавая наглядно-дидактическое многофункциональное пособие «Дерево», я ориентировалась на то, чтобы повысить познавательную активность детей, способствовать формированию экологического сознания с младшего дошкольного возраста, воспитывать любовь к природе, стремление беречь и охранять её, проявлять интерес к окружающему миру.[2] Наблюдая за детьми во время занятий и в повседневной жизни, я поняла, что многие дошкольники путают последовательность времен года, их характерные признаки, плохо устанавливают причинно-следственные связи. Поэтому, я решила сделать многофункциональное дидактическое пособие, которое поможет им закрепить эти знания. На территории детского сада растут деревья, за которыми мы наблюдаем круглый год. Многоразовое (но с разным содержанием) обращение к одному и тому же объекту формирует у детей устойчивый познавательный интерес к нему. В результате у дошкольников возникает потребность в новых наблюдениях, которые они осуществляют самостоятельно (что особенно ценно), без побуждения и руководства воспитателя. Эта модель интересна тем, что по ней можно не только проследить смену времен года, но и закрепить строение дерева, установить причинно-следственные связи изменений происходящих с деревом в каждое время года, закрепить условия, необходимые для жизни дерева, установить пользу, которую приносит дерево для природы и человека, закрепить природосберегающие правила поведения в природе. При работе с моделью можно познакомить детей с функциями органов дерева: корнями растение удерживается в земле, высасывает из нее воду и питательные вещества, которые по стволу, веткам переходят в листья, цветы, плоды. Главная функция листьев - это поглощение солнечного света (во время наблюдения за реальным деревом, с детьми можно рассмотреть, как листья разворачиваются к потоку солнечных лучей). Цветок - это орган размножения, на его месте появляется плод с семенами, из которых в дальнейшем могут вырасти новые растения. Знание функций отдельных органов обеспечивает понимание работы живого организма в целом. Именно через функции дети начинают понимать зависимость состояния и жизни растения от факторов внешней среды. Различное состояние деревьев в теплое и холодное время года позволяют в процессе наблюдений сформировать у детей отчетливые представления о зависимости жизни растений от комплекса внешних условий. [3]Во время работы с моделью, можно использовать поисковые вопросы, направленные на установление связей и отношений:
- Почему дерево цветет весной? - Почему опадают листья? - Для чего к дереву прилетают пчелы? - Почему облетают листья?
И т.д. Содержание вопросов зависит от возраста детей и приобретенных знаний. Эту модель можно использовать в индивидуальной и фронтальной работе с детьми.
Туча – много туч, цветок – много цветков, ягода – много ягод.
Цель: учить составлять предложения по модели «Кто (что)? Что делает?» Божья коровка летает. Цветок растет.
Составление короткого рассказа по «Волшебной картине».
Солнце светит ярко. Цветок растет на полянке. Божья коровка прилетела на пенек. [1]
Пособие может быть использовано педагогом в непосредственно - образовательной деятельности, совместной деятельности педагога с ребенком, родителями в домашних условиях, для решения поставленных задач педагогом.
Работая с пособием, дети стали более эмоционально отзывчивы, они умеют видеть красоту окружающих объектов и выражать свое отношение в художественно-творческой деятельности. В процессе работы у детей развиваются также важнейшие черты личности как самостоятельность, любознательность, общительность, умение находить компромисс, считаться с мнением других, которые характеризуют уровень воспитанности ребенка как личность. Дети охотно учатся овладевать приемами исследовательской работы, что ведет к развитию интеллекта детей, умеют устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы, делать умозаключения, что, безусловно, приводит к развитию личности. Достижение определенных результатов в работе невозможно без сотрудничества родителей, воспитателей и детей, где ребенок выступает как субъект деятельности. В экологическом уголке помещены советы для родителей, способствующие экологическому воспитанию. Важно находить новые пути к сотрудничеству с родителями, так как у воспитателя и родителей цель одна – воспитывать будущих созидателей жизни. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут бережно относиться к природе.
Библиографический список:
1.Рыжова, Н. А. Наш дом – природа. – Дидактические пособия по экологическому воспитанию дошкольников [Текст]/ Н.А. Рыжова // Дошкольное воспитание. – 1994. - №7. 2.Марковская, М. М. Уголок природы в детском саду [Текст]/ М. М. Марковская: Кн. для воспитателя дет, сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1989. – 144 с. 3.Организация деятельности детей на прогулке. Подготовительная группа [Текст] / Т.Г. Кобзева, И.А. Холодова, Г.С. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 329 с.