Публикации (статьи, материалы)

АЭРОБИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ. ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Сергеева Светлана Владимировна, воспитатель
Полуянова Татьяна Викторовна, воспитатель
МАДОУ Детский сад «АртГрад» г. Пермь

Библиографическое описание:

Сергеева С.В., Полуянова Т.В. АЭРОБИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ. ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Научно-методический журнал «УчиЛаб». 2024. № 7. URL: https://f.uchilab.ru/publ/journal/2024/7.pdf.

Возможно, самое лучшее, самое совершенное и радостное, что есть в жизни - это свободное движение под музыку
И научиться этому можно у ребенка…

А.И. Буренина



Актуальность разработки программы обусловлена тенденцией к ухудшению состояния здоровья детей. Снижаются иммунологические свойства организма, интенсивность обменных процессов, расстраиваются физиологические функции, повышается утомляемость и сонливость, появляется склонность к аллергическим состояниям и авитаминозам.

Одним из путей в решении проблемы оздоровления детей и профилактике заболеваний являются дополнительные занятия физическими упражнениями. Наиболее распространенная форма их организации в ДОУ - это кружок, который позволяет воспитывать интерес к занятиям физкультурой и спортом, основываясь на передовых методах обучения, способствующих проведению занятий при высокой их привлекательности.

«Звероаэробика» в детском саду – это направление детского фитнеса, в котором все перемещения подобны движениям животных. Грамотно подобранные движения, с учетом возраста ребенка, его уровня развития и физической подготовки, способствующие повышению уровня тренированности организма, интереса детей к физической культуре и спорту за счет введения в структуру занятия упражнений игроритмики, подвижных игр, содействующие развитию и совершенствованию мышечной силы, гибкости, координации движений, выносливости, психомоторных способностей, умению согласовывать движения с музыкой и т.д., что в конечном итоге способствует профилактике и исправлению тех или иных отклонений в развитии, повышению качества обучения и воспитания. Поэтому и возникла необходимость создания этой программы.

2. Основная цель.

Целью данной программы является всестороннее развитие личности ребёнка, через средства ритмической гимнастики, формирование мотивации детей младшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни, через активизацию двигательной активности.

Задачи программы:

Развивающие -обогащать двигательный опыт за счет овладения двигательными действиями;совершенствовать функциональные возможности организма;развивать основные двигательные качества: силу, выносливость, быстроту, гибкость, координационные способности.

Оздоровительные - содействовать укреплению и сохранению психического и физического здоровья детей, полноценного их развития; укреплять дыхательный и опорно-двигательный аппараты (формирование правильной осанки, укрепление мышц стопы и голени); формировать ценностное отношение к своему здоровью.

Образовательные - формировать навыки выразительности, пластичности, грациозности движений; формировать умение согласовывать свои движения с поставленной задачей; развивать чувства ритма, памяти, внимания; развивать индивидуальные способности.

Воспитательные - воспитывать потребность в ежедневных занятиях физическими упражнениями; содействовать воспитанию умения эмоционального выражения, раскрепощённости и творчества в движениях, умению анализировать свои действия и действия товарищей; развивать позитивное отношение к движению.

Прогнозируемый результат.

1.Повышение уровня физкультурно-оздоровительной, профилактической работы в ДОУ.
2.Повышение уровня физического и психического здоровья детей.
3.Формирование у детей стремления к самопознанию и физическому совершенствованию.
4.Расширение двигательного опыта, удовлетворение потребности детей в движении, совершенствование систем и функций организма, сохранение и укрепление здоровья.
5.Развитие пространственно-координационных и ритмических способностей; формирование умений произвольно управлять телом, регулировать речь, эмоции.

3. Организация и содержание обучения.

3.1. Принципы построения Программы.

1. Принцип доступности – соответствие учебного материала возрастным и индивидуальным особенностям, физическому состоянию ребенка. Освоение программы по схеме: от простого к сложному.
2. Принцип систематичности и последовательности - расположение учебных тем последовательно, логически обоснованно.
3. Принцип научности – включение в содержание программы доступных для детей понятий и терминов.
4. Принцип творческой активности – активизировать творческие задатки ребенка на образное мышление, фантазию и их дальнейшее развитие.
5. Принцип индивидуального подхода – выявление индивидуальных творческих способностей каждого ребенка с учетом психологических особенностей характера и физиологии.

3.2. Методы обучения.

-игровые упражнения;
-проведение занятия, в основном, фронтальным методом, поточным способом, сочетая одновременный показ и рассказ, при этом осуществляется выполнение всего занятия педагога вместе с обучающимися;
-для объяснения упражнений используются визуальные команды;
-также используются общепедагогические приемы физической культуры: медленное пошаговое выполнение движения;
-метод усложнения - постепенная подача материала от простого к сложному; разнообразие движений обеспечивается путем постепенного добавления к простейшему варианту упражнения все новых и новых деталей;
-отдается предпочтение упражнениям динамического характера, которые приучают занимающихся к различному темпу их выполнения, но для предупреждения утомления у детей и для оздоровительного эффекта от выполнения физических упражнений используется метод чередования нагрузки; - при обучении используются звуковые ориентиры (счет);

3.3.Механизм реализации программы.

Для реализации программы необходимо:
-систематически осваивать материал с детьми;
-создать условия для самостоятельной деятельности детей (музыкально-образные игры, и т.д);
-взаимодействовать с семьей по вопросам физического развития де-тей.

3.4 Содержание обучения.

Для занятий аэробикой формируется группа детей 2-3 лет. Занятие проводится один раз в неделю продолжительностью 20 минут. Программа рассчитана на один год обучения (с октября по май).

Структура занятия.

1.Подготовительная часть. Главная задача этой части занятия – четкая организация детей, сосредоточение их внимания, формирование эмоционального и психологического настроя. Для содержания характерны различные виды ходьбы, бега, прыжков для принятия правильной осанки и укрепления свода стопы, координации движений, ориентации в пространстве.

2. Основная часть. Нацелена на овладение начальными, элементарными навыками профилактических, развивающих и укрепляющих движений. На первом занятии — знакомство с новыми движениями, закрепление уже известных. На втором — закрепление и точность выполнения упражнений, передача характерных особенностей образов. Все упражнения выполняются под соответствующую музыку. Подвижная игра — также составляющая основной части занятия.

3. Заключительная часть. Задачи этой части – постепенно снизить нагрузки на организм, привести детей в более спокойное состояние. Основные средства – медленная ходьба, упражнения на восстановление дыхания и расслабление.

Упражнения на релаксацию в игровой форме включены в каждое занятие.

3.5 Учебно-тематический план.

Одним из основных условий реализации Программы является четкое регулирование нагрузки на детей и соблюдение дозировки занятий.
Организация занятий осуществляется согласно комплексно – тематическому плану.

Комплексное тематическое планирование.

2.5 Комплексное тематическое планирование
Октябрь
Первая неделя
Цель: формировать умение выполнять разминку сначала на счет, затем под музыку. Комплекс 1. Релаксация.

Вторая неделя
Цель: закрепить умение выполнять разминку под музыку. Комплекс 1. Ходьба обычная, в чередовании с ходьбой на носках. Упр. «Подуем на листочки», Игра «Тиктак» Е.В. Сулим стр. 13., стр. 182. Е.И Подольская стр.59.
Релаксация.

Третья неделя
Цель: закрепить умение выполнять разминку сначала на счет, затем под музыку. Комплекс 1. занятие 4 – закрепить выполнение разминки под музыку. Ходьба в парах, на носках, в колонне. Бег мелким и широким шагом, врассыпную. Упр. «Замок», Игра «Плавает – не плавает». Е.В. Сулим стр. 14, стр. 182, Е.И. Подольская стр.110.
Релаксация.

Четвёртая неделя
Цель: закрепить Комплекс 1 разминки под музыку, с добавлением новых упражнений. Ходьба обычная. Ходьба обычная, с высоким подниманием колена. Прыжки в длину с места. Игра «Найди свое место». Е.В. Сулим. Стр.182.
Релаксация.

Ноябрь
Первая неделя
Цель: закрепить Комплекс 1 разминки под музыку, формировать умение выполнять упражнение на растяжку и развитие дыхания. Ходьба парами обычная, бег парами, семенящим шагом, релаксация. Игра «Покажи фигуру». Е.В. Сулим стр.182, стр. 29, стр. 52, стр. 84.
Релаксация.

Вторая неделя
Цель: закрепить разминку Комплекс 1, выполнять упражнения на гибкость, дыхание, разучить базовые шаги классической аэробики (разучивание шага «Марш»), Упражнение «Шар лопнул». Е.В Сулим стр.182, 41, 42, 43. В.Ю. Давидов стр.81.
Релаксация.

Третья неделя
Цель: закрепить разминку Комплекс 1, выполнять упражнения на гибкость, дыхание. Продолжать формировать умение выполнять базовый шаг аэробики («Марш»). Бег по кругу, прыжки на месте, на счет. Упражнение «Шар лопнул». Е.В Сулим стр.182, 42. В.Ю. Давидов стр.83.
Релаксация.

Четвёртая неделя
Цель: отработка Комплекса 1, упр.на гибкость, дыхание. Разучивание базового шага классической аэробики стептач (приставной шаг). Закрепление умения выполнять базовый шаг «Марш».Ходьба с высоким подниманием коленей, с остановкой по сигналу. Бег обычный, медленный. Игровое упражнение «Лошадка», «Домик». Е.В Сулим стр.182, 15, 35, 5.
Релаксация.

Декабрь
Первая неделя
Цель: разучивание разминки Комплекса 2, упражнения на гибкость, ловкость, дыхание. Закрепление базовых шагов («Марш», Приставной шаг) под музыку, на счет. Чередование шагов. Упр. «Зайчишки». Игра «Закружил ветер снежинки». В.Ю. Давидов стр.83, 82. О.М. Литвинова стр.9, Е.И. Подольская стр.97.
Релаксация.

Вторая неделя
Цель: разучивание разминки Комплекса 2, упражнения на гибкость, ловкость, дыхание. Повторение усвоенных ранее шагов «Марш», Приставной шаг, под музыку. Упр. «Самолет», игра «Зоопарк». Е.В. Сулим стр. 183, 200, О.М Литвинова стр.13, В.Ю. Давидов стр.83.
Релаксация.

Третья неделя
Цель: закрепление разминки Комплекс 2. Бег со сменой направления по сигналу, ходьба на носках по кругу. Повторение усвоенных ранее базовых шагов «Марш», Приставной шаг. Разучивание базового шага «Опен-степ» (перемещение с ноги на ногу в стойке ноги врозь). Упр. «Птичка» Е.В. Сулим стр. 183. Релаксация.

Четвёртая неделя
Цель: закрепление разминки Комплекс 2. Бег со сменой направления по сигналу, ходьба на носках по кругу. Повторение усвоенных ранее базовых шагов «Марш», Приставной шаг. Закрепление базового шага «Опен-степ » (перемещение с ноги на ногу в стойке ноги врозь). Упр. «Велосипед». Игра «Бычки». Е.В. Сулим стр. 183, 198, В.Ю.Давидов стр.83, 87.
Релаксация.

Январь
Первая неделя
Цель: отработка разминки Комплекс 2, упр.на ловкость, гибкость, дыхание, Поочерёдное повторение усвоенных ранее шагов по инструкции педагога, по счёту, под музыку. Игра «Птички в клетке» Е.В. Сулим стр. 183, В.Ю. Давидов стр.83, 87, Е.И. Подольская стр.157, О.М. Литвинова стр.32.
Релаксация.

Вторая неделя
Цель: отработка разминки Комплекс 2, упр.на ловкость, выносливость, гибкость, дыхание. Разучивание ритмической связки из базовых шагов по показу педагога. Релаксация.

Третья неделя
Цель: отработка разминки Комплекс 2. Ходьба обычная, парами. Прыжки на месте и с продвижением. Разучивание базового шага «Хил-тач» (выставление ноги на пятку).
Релаксация.

Четвёртая неделя
Цель: продолжать обучение базовым шагам аэробики, разучивание движений под музыку в связке. Закрепление базового шага «Хил – тач» ( (выставление ноги на пятку).
Релаксация.

Февраль
Первая неделя
Цель: продолжать обучение базовым шагам аэробики, разучивание основных движений. Разминка - Комплекс 2. Ходьба обычная, «змейкой», с преодолением препятствий (кубы). Игра «Зайка беленький сидит». Е.И. Подольская. стр.9.
Релаксация.

Вторая неделя
Цель: продолжать обучение базовым элементам аэробики, разучивание движений под музыку в связке. Разминка - Комплекс 2. Маршировка по кругу, ходьба с хлопками в ладоши перед собой. Игра «Заинька» Е.И. Подольская. стр.8.
Релаксация.

Третья неделя
Цель: закреплять умение выполнять базовые шаги аэробики, сочетая и чередуя их под счет, затем под музыку. Разминка - Комплекс 2, упр. на растяжку, дыхание, гибкость. Ходьба на носках. Бег в индивидуальном направлении. Игра «Кошечка» » Е.И. Подольская. стр.28.
Релаксация.

Четвёртая неделя
Цель: закреплять умение выполнять базовые шаги аэробики, сочетая и чередуя их под счет, затем под музыку. Разминка - Комплекс 2, упр. на растяжку, дыхание, гибкость. Ходьба парами. Бег за педагогом. Игра «Кошечка» » Е.И. Подольская. стр.28.
Релаксация.

Март
Первая неделя
Цель: закреплять умение выполнять базовые шаги аэробики, сочетая и чередуя их под счет, затем под музыку. Ходьба с различными движениями рук (поднимание, вытягивание вперед), бег медленный непрерывный в течение 20 с. Разминка - Комплекс 3 (разучивание). Игра «Щенята» Е.И. Подольская. стр.35.
Релаксация.

Вторая неделя
Цель: закреплять умение выполнять базовые шаги аэробики, сочетая и чередуя их под счет, затем под музыку. Ходьба с высоким подниманием колена. Бег за педагогом. Игра «Весёлые медвежата» Е.И. Подольская. стр.50.
Релаксация.

Третья неделя
Цель: Отработка разминки - Комплекс 3. Повторение освоенных упражнений на выносливость, растяжку, дыхание. Ходьба в чередовании с бегом (20 с). Выполнение базовых шагов аэробики, сочетая и чередуя их под счет, затем под музыку. Игра «Весёлые медвежата» » Е.И. Подольская.стр.50.
Релаксация.

Четвёртая неделя
Цель: Отработка разминки - Комплекс 3. Упражнения на растяжку, дыхание. Ходьба на носках (руки на поясе) Бег по кругу. Выполнение однотипных базовых шагов аэробики, по возможности выполнение серий шагов (по счёту, под музыку) Игра «Воробушки» Е.И. Подольская. стр.14.
Релаксация.

Апрель
Первая неделя

Цель: формировать умение выполнять серию базовых шагов аэробики (по счёту и под музыку). Разминка - Комплекс 3. Упражнения на растяжку, дыхание. Ходьба с различными движениями рук (поднимание, вытягивание вперед), бег медленный, непрерывный (20 с.) Игра «В лесу» » Е.И. Подольская. стр.20. Релаксация.

Вторая неделя
Цель: формировать умение выполнять серию базовых шагов аэробики (по счёту и под музыку) Разминка - Комплекс 3. Упражнения на растяжку, дыхание. Ходьба обычная, «змейкой», с преодолением препятствий (кубы). Бег за педагогом. Игра «Покажи фигуру». Е.В. Сулим стр.182.
Релаксация.

Третья неделя
Цель: формировать умение выполнять серию базовых шагов аэробики (по счёту и под музыку) Разминка - Комплекс 3. Упражнения на растяжку, дыхание. Ходьба парами. Игра «Покажи фигуру». Е.В. Сулим стр.182 Релаксация.

Четвёртая неделя
Цель: формировать умение выполнять серию базовых шагов аэробики (по счёту и под музыку) Разминка - Комплекс 3. Упражнения на растяжку, дыхание. Ходьба за педагогом, на носках (руки в стороны). Игровое упражнение «Лошадка», «Домик». Е.В Сулим стр. 182, 15.
Релаксация.

Май
Первая неделя
Цель: закреплять умение выполнять серию базовых шагов аэробики (по счёту и под музыку). Разминка - Комплекс 3. Упражнения на растяжку, дыхание. Бег с изменением направления. Ходьба парами. Игра «Птичий двор» Е.И.Подольская. стр.16
Релаксация.

Вторая неделя
Цель: закреплять умение выполнять серию базовых шагов аэробики (по счёту и под музыку). Разминка - Комплекс 3. Упражнения на растяжку, дыхание. Бег друг за другом. Ходьба друг за другом. Игра «Птичий двор» Е.И.Подольская. стр.16
Релаксация.

Третья неделя
Цель: закреплять умение выполнять серию базовых шагов аэробики (по счёту и под музыку). Разминка - Комплекс 3. Упражнения на растяжку, дыхание. Ходьба друг за другом. Бег врассыпную. Игра «Бабочки» Е.И.Подольская. стр.10.
Релаксация.

Четвёртая неделя
Цель: закреплять умение выполнять серию базовых шагов аэробики (по счёту и под музыку). Разминка - Комплекс 3. Упражнения на растяжку, дыхание. Чередование ходьбы и бега. Игра «Бабочки» Е.И.Подольская. стр.10.
Релаксация

2. Условия реализации Программы.

Программа реализуется в условиях ФГОС. Реализация программы «Аэробика для детей (звероаэробика) » ведётся на основе изученных методических разработок по детскому фитнесу, составленных по принципу «от простого к сложному» с применением технологий Е.В. Сулим, Е.И. Подольской и др. Имеет методическое обеспечение в виде рекомендованного списка литературы, не противоречащего теоретическим положениям комплексной программы, реализуемой в ДОУ («Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой).

Возрастные особенности дошкольников обязывают проводить занятия, используя игровые педагогические технологии, что способствует лучшему усвоению материала. Кроме того, широко используются игровые ситуации, игры-путешествия, сюрпризный момент. Для снятия напряжения используется зрительная гимнастика, физкультминутки и малоподвижные игры.

Материально – техническое обеспечение.

Материально-техническое оснащение представлено наличием отдельного спортивного зала, спортивного инвентаря для проведения занятий.

5. Контроль реализации Программы.

Методики педагогической диагностики

2. Условия реализации Программы.

Программа реализуется в условиях ФГОС. Реализация программы «Аэробика для детей (звероаэробика) » ведётся на основе изученных методических разработок по детскому фитнесу, составленных по принципу «от простого к сложному» с применением технологий Е.В. Сулим, Е.И. Подольской и др. Имеет методическое обеспечение в виде рекомендованного списка литературы, не противоречащего теоретическим положениям комплексной программы, реализуемой в ДОУ («Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой).

Возрастные особенности дошкольников обязывают проводить занятия, используя игровые педагогические технологии, что способствует лучшему усвоению материала. Кроме того, широко используются игровые ситуации, игры-путешествия, сюрпризный момент. Для снятия напряжения используется зрительная гимнастика, физкультминутки и малоподвижные игры.

Материально – техническое обеспечение.

Материально-техническое оснащение представлено наличием отдельного спортивного зала, спортивного инвентаря для проведения занятий.

5. Контроль реализации Программы.

Методики педагогической диагностики
Педагогическая диагностика проводится 2 раза в год: октябрь, май.

1 Наблюдение.

В процессе наблюдения за двигательной деятельностью детей делается вывод о соответствии одному из уровней развития анализируемого показателя:

Высокий уровень:

-ребенок ритмично выполняет основные виды гимнастических упражнений;
-ребенок успешно выполняет связки ОРУ под музыку, соотносит ритм и характер движений с характером музыки;
-ребенок безошибочно соблюдает последовательность выполнения упражнений;
-ребенок успешно принимает различные исходные положения;
-движения ребенка скоординированы, ребенок успешно управляет собственными движениями.

Средний уровень:

-ребенок может сбиваться с ритма. Выполняя основные гимнастические упражнения; при этом способен восстановить ритм при медленном выполнении движений;
-ребенок способен выполнять упражнения под музыку, допускает ошибки в быстром темпе либо при смене характера и ритма музыки;
-ребенок допускает ошибки, выстраивая последовательность выполнения упражнений; может спутать последовательность рядом стоящих в комплексе упражнений;
-ребенок принимает исходные положения при одновременном словесном указании и показе инструктором;
-координация нарушается при выполнении движений в быстром темпе.

Низкий уровень:

-ребенок не соблюдает ритм основных видов гимнастических упражнений, не соотносит ритм своих движений с ритмом движений инструктора, других детей, ритмом счета или музыки;
-ребенок не способен выполнять ОРУ под музыку, не соотносит ритм и характер движений с характером музыки;
-ребенок не стремится соблюдать последовательность выполнения упражнений; - ребенок принимает исходное положение только с помощью взрослого
(инструктор помогает принять положение телу, ногам, рукам);
-движение не скоординированы, ребенок затрудняется управлять собственными движениями

2 Дыхательная гимнастика Высокий уровень:

-ребенок умеет делать глубокий вдох и выдох; дыхание ритмичное, соотносит ритм дыхания с темпом и ритмом речи взрослого.

Средний уровень:

-ребенок умеет делать глубокий вдох и выдох; не соотносит ритм дыхания с темпом и ритмом речи взрослого.

Низкий уровень:

-ребенок не умеет контролировать глубину вдоха и выдоха, не стремится соотносить ритм дыхания с темпом и ритмом речи взрослого.

3 Выполнение базовых шагов.

Высокий уровень

–ребенок знает и выполняет все базовые шаги самостоятельно, с интересом, четко и уверенно.

Средний уровень

–ребенок знает и выполняет базовые движения, но требуется некоторая помощь взрослого, движения неуверенные, скованные, требуют тренировки.

Низкий уровень

–ребенок плохо ориентируется в базовых шагах, выполняет основные элементы только по показу взрослого, движения неуверенные, скованные.

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА

по определению уровня усвоения Программы 2018 – 2019 уч. год
Итого:

Высокий уровень н.г. _________ к.г._________

Средний уровень н.г. __________ к.г. _________ Низкий уровень н.г. ___________ к.г. _________

Литература

1. Давыдов В.Ю. Методика преподавания оздоровительной аэробики. – Волгоград: Изд-во Волгогр. Гос. Ун-та, 2004.
2. Литвинова О.М. Оздоровительная гимнастика. Комплексы упражнений и игр по профилактике плоскостопия и нарушений осанки у детей. – Волгоград, Учитель, 2016.
3. Подольская Е.И. Физическое развитие детей 2-7 лет. Сюжетно-ролевые занятия. – Волгоград, Учитель, 2013 г.
4. Сулим Е.В. Детский Фитнес. Физическое развитие детей 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2017.
5. Подольская Е.И. Оздоровительная гимнастика: игровые комплексы, занятия, физические упражнения. Первая младшая группа. – Волгоград: Учитель, 2013.
Сулим Е.В. Детский фитнес. Физкультурные занятия для детей 3-5 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2014.
Дошкольное образование