Публикации (статьи, материалы)

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Гуптор Ирина Сергеевна, старший воспитатель
МДОУ "Детский сад общеразвивающего вида № 29 с. Красный Октябрь" Белгородского района

Библиографическое описание:
Гуптор И.С. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. // Научно-методический журнал «УчиЛаб». 2025. № 6 (15).
Часть 1. URL: https://f.uchilab.ru/publ/journal/2025/15-1.pdf.

В основу ФГОС дошкольного образования заложен системно - деятельностный подход, который предполагает построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка. Дошкольник становится субъектом образования и полноценным участником образовательных отношений. Педагогу отводиться роль куратора, способного стимулировать познавательную активность ребенка, и направляющего ее в нужное русло. Одним из методов стимулирующих познавательную активность детей является метод проектной деятельности.

Он позволяет в полной мере обеспечивать развитие субъектов деятельности и инновационных процессов. Любому обществу нужны одаренные люди, и его задача состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей.

Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребенок рождается исследователем. Маленький ребенок, начинающий ползать или ходить все тащит в рот, чтобы попробовать на зуб, т.е. он занимается исследовательской деятельностью. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянные стремления наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Именно это внутреннее стремление к исследованию создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

Участие в проекте помогает ребенку почувствовать свою значимость, ощутить себя полноправным участником событий, способствует усилению позиций «Я сам», «Я сделаю», «Я умею».

Что же такое метод проектов?

Метод проектов – это метод обучения, ориентирующий обучающихся на создание образовательного продукта. Данный метод дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

Суть метода проектов заключается в стимулировании познавательной активности детей, через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем.

Проект — это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий по решению значимой для детей проблемы, завершающийся созданием творческих работ. Проект создает то, чего еще нет; он требует всегда иного качества или показывает путь к его получению.

Сегодня метод проектов широко используется в работе нашего ДОУ. Толчком для внедрения в деятельность учреждения проектного метода стала проведённая педагогическая диагностика.

По её итогам, стало понятно, что у большинства детей предпосылки поисковой деятельности развиты недостаточно хорошо, воспитанники недостаточно владеют разнообразными способами познания окружающего мира, слабо производят мыслительные операции (затрудняются задавать вопросы, отвечать на поставленные им вопросы), анализировать, сравнивать, группировать.

Следующим этапом нашей работы по внедрению проектного метода в детском саду стало изучение соответствующей литературы. После чего коллектив детского сада пришёл к выводу, что основным условием для развития познавательной активности является насыщенная информационная, предметно- пространственная среда, а также возможность практической деятельности в ней. Среда стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития.

Предметно-развивающая познавательная среда в современных дошкольных образовательных учреждениях создается на основе принципов, описанных в стандарте дошкольного образования.

Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в группах детского сада подобраны места и оборудования для «Детской научной лаборатории», а также центры экспериментирования, которые постоянно пополняется новыми материалами в соответствии с возрастом детей и их интересами.

В младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов.

В центрах можно увидеть такие материалы как:

- книги познавательного характера для среднего возраста;

- тематические альбомы;

- коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, "Подарки" (весны, осени, лета), "Ткани", "Бумага", "Пуговицы"

- дидактические игры по экологии и другое.

В детском саду запущен проект по созданию экологического центра с включением в него рекреаций и оборудованного кабинета.

Мы, не только проектируем свою деятельность, но и разрабатываем интересные проекты на самые разные темы с воспитанниками и их родителями, так в течение года на базе ДОУ были реализованы такие проекты как:

«Полезные и вредные продукты питания» в процессе выполнения простых действий (экспериментов) дети выяснили почему некоторые продукты вредны для здоровья.

«Лучёк-здоровячёк» работая над этим проектом, дети на собственных наблюдениях смогли увидеть почему солнце играет большую роль в жизни растений, увидели, как растут корни и развивается стрелка. Узнали о многих полезных свойствах лука.

«Проект «Времена года» — это творческий проект, нацеленный на развитие: речевых, музыкальных, эстетических качеств, а также художественного творчества детей. За счет использования различной техники выполнения работ, и их приобщение к творчеству с опорой на рассматривание картин, рисунков, иллюстраций, прослушивания музыкальных произведений, наблюдений за природными изменениями, чтением художественных произведений о природе, знакомство с различными техниками выполнения работ.

Творческий проект «Посуда»- творческий проект, в процессе реализации которого, ребята узнали кто делает и делал посуду, какая бывает посуда, почувствовали себя творцами попробовав себя в росписи. И другие.

Хочется отметить, что важная роль в реализации проектного метода в ДОУ невозможна без вовлечения в неё родителей.

Наше учреждение работает с родителями по следующим направлениям:

Просветительское (представление информации для повышения психологопедагогической, правовой культуры родителей); педагогу необходимо познакомить родителей с данной педагогической технологией, её ролью в развитии детей, замотивировать их на участие в организации проектной деятельности.

Практически-действенное (повышение заинтересованности родителей в выполнении общего дела, проявлении творческих способностей, полноценном эмоциональном общении); совместный сбор материалов, изготовление атрибутов, игры, конкурсы, презентации раскрывают творческие способности детей, вовлекают родителей в воспитательный процесс, что, естественно сказывается на результатах. Родители, участвуя в реализации проекта, являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка.

Родители должны понять и оценить всю важность применения педагогом данного метода развивающего обучения, включиться в совместную деятельность для достижения общей цели.

Для включения родителей в проектную деятельность необходимо информировать родителей о проектах, реализуемых в группе.

Информация, в которой родители привлекаются для сбора сведений по теме проекта, выставляется в родительский уголок.

Таким образом, мы видим, что метод проектов актуален и очень эффективен.

Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, познавательные, что предполагает формирование оригинального замысла, умение фиксировать его с помощью доступной системы средств.

Проектная деятельность делает образовательную систему ДОУ, открытой для активного участия родителей. Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, в конечном итоге, она должна способствовать развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, способствовать личностному развитию воспитанников, обеспечить качественные результаты педагогической деятельности.

Метод проектов в работе с детьми дошкольного возраста сегодня - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.

Список литературы:

1. Боровлева А.В. Проектный метод – как средство повышения качества образования / А.В. Боровлева // Управление ДОУ. – 2006. - №7.

2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Н.Е Веракса, А.Н.Веракса. - М.: Мозаика- Синтез, 2008. - 112 с.

3. Захарова М.А., Костина Е.В. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети. М.А Захарова, Е.В. Костина. - М.: Школьная Пресса, 2010. - 64 с.

4. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ. /Л.Д. Морозова// Ребенок в детском саду. – 2010 №2 – С.7

Педагогическое проектирование - ресурс развития дошкольного образования: Сборник / Отв. Г.Н. Масич. – Красноярск: КИМЦ, 2010. – 78 с.
Дошкольное образование