Харитонова Жанна Евгеньевна, воспитатель
Шебанов Александр Сергеевич, инструктор по физической культуре МБДОУ д/с № 75, г.Белгород
Библиографическое описание:
Харитонова Ж.Е., Шебанов А.С. УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА КАК СРЕДСТВО ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Научно-методический журнал «УчиЛаб». 2025. № 13 (22). URL: https://f.uchilab.ru/publ/journal/2025/22.pdf
Шебанов Александр Сергеевич, инструктор по физической культуре МБДОУ д/с № 75, г.Белгород
Библиографическое описание:
Харитонова Ж.Е., Шебанов А.С. УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА КАК СРЕДСТВО ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Научно-методический журнал «УчиЛаб». 2025. № 13 (22). URL: https://f.uchilab.ru/publ/journal/2025/22.pdf
Утренняя гимнастика — важный инструмент для оздоровления и воспитания детей. Её цель — сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье дошкольников, а также создать положительный эмоциональный настрой.
Сразу после пробуждения встать с постели и приступить к упражнениям требует волевого усилия. Это дисциплинирует детей и развивает их настойчивость. Регулярные занятия утренней гимнастикой помогают избавиться от сонливости, почувствовать бодрость и повысить работоспособность.
Утренняя гимнастика решает несколько задач: «разбудить» организм ребёнка, настроить его работу, мягко воздействовать на мышцы, активизировать сердце, дыхание и другие функции организма, стимулировать внутренние органы и органы чувств. Она также помогает сформировать правильную осанку и походку, а также предотвратить плоскостопие.
Кроме того, утренняя гимнастика прививает детям привычку делать физические упражнения каждый день. Эта полезная привычка остаётся с человеком на всю жизнь.
Стоит подчеркнуть исключительные достоинства утренней зарядки:
1. Утренняя зарядка пробуждает ребёнка, разминает мышцы и заряжает энергией.
2. Регулярные физические упражнения укрепляют иммунитет и снижают риск заболеваний. Дети, которые делают зарядку каждый день, реже страдают от проблем с опорно-двигательным аппаратом.
3. Утренние упражнения важны не только для физического, но и для общего развития ребёнка. Они помогают организовать день и способствуют гармоничному росту.
Если делать зарядку каждое утро, это поможет сформировать правильный режим дня. Активное начало дня настраивает ребенка на продуктивный день. Регулярные упражнения развивают упорство и чувство необходимости. Зарядка становится неотъемлемой частью жизни, как утренняя гигиена.
Чтобы утренняя гимнастика приносила малышам максимум пользы, важно соблюдать несколько простых правил. Они значительно улучшат результаты занятий.
1. Утренняя гимнастика должна ежедневно осуществляться в одно и то же время. Допускается лишь одно исключение – болезнь ребенка.
2. Комплекс упражнений должен выполняться до завтрака.
3. В теплое время зарядку желательно делать на улице. Если же температура не позволяет этого, то необходимо предварительно тщательно проветривать помещение.
4. Сложность упражнений, включенных в комплекс утренней гимнастики, должна постепенно возрастать. При этом она должна полностью соответствовать уровню развития и подготовки ребенка. Ни в коем случае не стоит слишком усердствовать с определением нагрузки.
5. Во время зарядки должно осуществляться тщательное наблюдение за точностью выполнения всех действий. Ошибки и недочеты сразу же подвергаются коррекции.
6. Должен быть обеспечен и контроль за дыханием. Необходимо следить, чтобы ребенок дышал через нос полной грудью, не задерживал дыхания и соизмерял ритм дыхания со своими движениями.
7. Во время зарядки желательно создать настраивающий на рабочий лад звуковой фон. Для этого прекрасно подойдут ритмичные стишки, которые зачитывают проводящие зарядку взрослые. Можно также в игровой форме комментировать действия малыша.
Для детей дошкольного возраста подбирают такие упражнения, которые оказывают всестороннее воздействие на организм. При этом следует учитывать, что упражнения должны быть простыми и доступными, соответствовать строению и функциям двигательного аппарата детей и не вызывать большой затраты нервной и мышечной энергии. Важно, чтобы упражнения были разнообразными по видам движений и воздействовали на разные группы крупных мышц. Движения для укрепления мелких групп мышц нецелесообразно давать отдельно в связи с их незначительным физиологическим эффектом, поэтому их объединяют с упражнениями для развития больших мышечных групп, Утреннюю гимнастику следует разнообразить упражнениями с предметами: флажками, мячами, обручами, скакалками и др. Это помогает правильно и целенаправленно выполнять движения, повышает интерес к гимнастике [3].
Комплексы утренней гимнастики для детей трех – пяти лет состоят из 4-6 упражнений, для детей шести-семи лет – из 6-8 упражнений. Младшие дошкольники повторяют их 4-6 раз (прыжки – 8-12 раз), а старшие – 8-10 раз (прыжки 18-24 раза).
Количество повторений зависит от сложности упражнений и степени их физиологической нагрузки на организм ребенка. Например, приседание дети трех четырех лет повторяют 4 раза, а упражнения, требующие меньшей затраты мышечных усилий (повороты и наклоны туловища) – 6 раз.
Утреннюю гимнастику начинают с кратковременной энергичной ходьбы.
Во время ходьбы следят, чтобы ребенок держал туловище прямым, не напрягался, не опускал голову и выполнял свободный мах руками. Ходьбу целесообразно сопровождать счетом – «раз, два, три, четыре». Это вырабатывает четкий ритм шагов во время ходьбы, что также способствует формированию навыка в этом движении [1, 2].
Во время ходьбы и бега воспитатель становится впереди и выполняет все движения вместе с детьми. Каждое упражнение объясняет четко и выразительно. Показывает его свободно, без напряжения, правильно и красиво, так как дети очень точно копируют взрослых. Во время показа используется «зеркальный» способ. При этом проводящий становится лицом к ребенку, направление его движений определяет направление движений ребенка. Например, ему предлагают наклон в левую сторону, а взрослый наклоняется вправо [4].
Подбирая упражнения для комплексов утренней гимнастики, соблюдают определенную последовательность: вначале выполняют упражнения, которые требуют от ребенка меньшей затраты усилий (для развития мышц плечевого пояса, рук и спины).
Первая группа упражнений способствует выпрямлению позвоночника; укрепляют грудную клетку и всю дыхательную мускулатуру; формируют правильную осанку. Чтобы дыхание было свободным, детей приучают как следует выпрямлять руки и поднимать их как можно выше.
Вторая группа упражнений предназначается для повышения гибкости позвоночника и укрепления мышц спины. При выполнении этих упражнений нужно четко соблюдать правильное исходное положение: если ребенок сидит, выпрямив или скрестив ноги, то ноги должны быть зафиксированы (неподвижны). Взрослый обращает внимание детей на то, чтобы при выполнении упражнений (особенно наклонов) колени не сгибались.
Третья группа упражнений направлена на укрепление мышц брюшного пресса,
развитие мышц ног и свода стопы. При выполнении этой группы упражнений дети должны стараться держать спину прямо, во время приседаний отрывать пятки от пола, хорошо сгибать колени. Далее дают упражнения для укрепления мышц туловища и мышц ног (приседания или прыжки). Заканчивают гимнастику кратковременным бегом в среднем темпе, который сменяется медленной ходьбой. Во время ходьбы следует давать упражнения на дыхание с движением рук (например, поднять руки через стороны вверх и медленно опустить их вниз). Эти упражнения способствуют более быстрому приведению организма ребенка в спокойное состояние [4].
Во время выполнения упражнений детей приучают правильно дышать. Глубокое дыхание регулирует процессы кровообращения, содействует увеличению жизненной емкости легких, подвижности реберных дуг, укреплению межреберных мышц и мышечных групп, которые удерживают позвоночник в вертикальном положении и создают необходимые предпосылки для правильной осанки.
При занятиях можно использовать готовые комплексы упражнений, а можно составлять их самостоятельно. Упражнения подбираются с таким расчетом, чтобы в них принимали участие основные мышечные группы и системы детского организма.
Примерная схема комплекса утренней гимнастики должна быть такова: а) потягивание;
б) ходьба (на месте или в движении);
в) упражнения для мышц шеи, рук, упражнения для мышц туловища и живота;
д) упражнения для мышц ног (приседания и прыжки);
е) упражнения общего воздействия с участием мышц ног и рук (махи,
выпады вперед и в стороны);
ж) упражнения силового характера;
з) упражнения на расслабление;
и) дыхательные упражнения [3].
При подборе упражнений особое внимание необходимо уделять их доступности для ребенка и разнообразию. Комплексы упражнений рекомендуется менять, в зависимости от заинтересованности ребенка, раз в месяц, начиная постепенно заменять отдельные составляющие через три недели после начала занятий по данному комплексу.
Эффективность утренней гимнастики с детьми возрастает, если в нее включены упражнения с предметами: гимнастической палкой, скакалкой, мячом и т.д. [4].
Таким образом, грамотно построенная утренняя гимнастика благотворно действует на весь организм ребенка, оказывает большое оздоровительное значение. При повторении упражнения можно вносить некоторые изменения: усложнять выполнение или изменять исходные положения туловища, рук и ног. Также следует учитывать физиологические особенности дошкольников.
Девочкам присуща естественная потребность в плавных и ритмичных движениях, а мальчикам – более резких и четких.
Утреннюю гимнастику желательно выполнять под музыкальное сопровождение. Музыка способствует более четкому и выразительному выполнению упражнений, обусловливает их темп, вызывает жизнерадостное и бодрое настроение. Подбираются упражнения, доступные детям, соответствующие строению и функциям опорно-двигательного аппарата дошкольников. Упражнения должны быть простыми, чтобы детям не пришлось затрачивать много усилий для их освоения. Если движение сложно для ребенка, он не может хорошо его выполнить. Одежда для утренней гимнастики должна быть изготовлена из натуральных, легких материалов, на ногах – удобная обувь или носки. Можно заниматься и босиком [5].
В заключение необходимо подчеркнуть, что не рекомендуется насильно заставлять ребенка делать гимнастику. Единственным правильным путем является привитие к данному занятию искреннего интереса. Утренняя гигиеническая гимнастика позволяет обеспечить полную раскованность в поведении, приподнятое эмоциональное состояние и настоящую радость движений.
Пусть утренняя гимнастика станет хорошей привычкой не только для вашего ребенка, но и для вас. Список литературы:
1.Буцинская П. П. Общеразвивающие упражнения в детском саду: книга для воспитателей детского сада [Текст] / П. П. Буцинская. – М.: Просвещение, 1990. – 175 с.
2.Глушкова Г. В. «Физкульт – Ура!» Помощь родителям в физическом воспитании детей [Текст] / Г. В. Глушкова // Ребенок в детском саду. – 2004.– № 2. – С. 37-43.
3.Гуленина О. А. Использование нестандартного физкультурного оборудования [Текст] / О. А. Гуленина // Дошкольная педагогика. – 2008. – № 2. – С. 35-38.
4.Иванова Е. С. Релаксационная гимнастика [Текст] / Е. С. Иванова // Ребенок в детском саду. – 2006. – № 1. – С. 64-66
5.Щетинин М. Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей: методическое пособие [Текст] / М. Н. Щетинин – М.: Айрис пресс: Айрис дидактика, 2008. – 112 с.
Сразу после пробуждения встать с постели и приступить к упражнениям требует волевого усилия. Это дисциплинирует детей и развивает их настойчивость. Регулярные занятия утренней гимнастикой помогают избавиться от сонливости, почувствовать бодрость и повысить работоспособность.
Утренняя гимнастика решает несколько задач: «разбудить» организм ребёнка, настроить его работу, мягко воздействовать на мышцы, активизировать сердце, дыхание и другие функции организма, стимулировать внутренние органы и органы чувств. Она также помогает сформировать правильную осанку и походку, а также предотвратить плоскостопие.
Кроме того, утренняя гимнастика прививает детям привычку делать физические упражнения каждый день. Эта полезная привычка остаётся с человеком на всю жизнь.
Стоит подчеркнуть исключительные достоинства утренней зарядки:
1. Утренняя зарядка пробуждает ребёнка, разминает мышцы и заряжает энергией.
2. Регулярные физические упражнения укрепляют иммунитет и снижают риск заболеваний. Дети, которые делают зарядку каждый день, реже страдают от проблем с опорно-двигательным аппаратом.
3. Утренние упражнения важны не только для физического, но и для общего развития ребёнка. Они помогают организовать день и способствуют гармоничному росту.
Если делать зарядку каждое утро, это поможет сформировать правильный режим дня. Активное начало дня настраивает ребенка на продуктивный день. Регулярные упражнения развивают упорство и чувство необходимости. Зарядка становится неотъемлемой частью жизни, как утренняя гигиена.
Чтобы утренняя гимнастика приносила малышам максимум пользы, важно соблюдать несколько простых правил. Они значительно улучшат результаты занятий.
1. Утренняя гимнастика должна ежедневно осуществляться в одно и то же время. Допускается лишь одно исключение – болезнь ребенка.
2. Комплекс упражнений должен выполняться до завтрака.
3. В теплое время зарядку желательно делать на улице. Если же температура не позволяет этого, то необходимо предварительно тщательно проветривать помещение.
4. Сложность упражнений, включенных в комплекс утренней гимнастики, должна постепенно возрастать. При этом она должна полностью соответствовать уровню развития и подготовки ребенка. Ни в коем случае не стоит слишком усердствовать с определением нагрузки.
5. Во время зарядки должно осуществляться тщательное наблюдение за точностью выполнения всех действий. Ошибки и недочеты сразу же подвергаются коррекции.
6. Должен быть обеспечен и контроль за дыханием. Необходимо следить, чтобы ребенок дышал через нос полной грудью, не задерживал дыхания и соизмерял ритм дыхания со своими движениями.
7. Во время зарядки желательно создать настраивающий на рабочий лад звуковой фон. Для этого прекрасно подойдут ритмичные стишки, которые зачитывают проводящие зарядку взрослые. Можно также в игровой форме комментировать действия малыша.
Для детей дошкольного возраста подбирают такие упражнения, которые оказывают всестороннее воздействие на организм. При этом следует учитывать, что упражнения должны быть простыми и доступными, соответствовать строению и функциям двигательного аппарата детей и не вызывать большой затраты нервной и мышечной энергии. Важно, чтобы упражнения были разнообразными по видам движений и воздействовали на разные группы крупных мышц. Движения для укрепления мелких групп мышц нецелесообразно давать отдельно в связи с их незначительным физиологическим эффектом, поэтому их объединяют с упражнениями для развития больших мышечных групп, Утреннюю гимнастику следует разнообразить упражнениями с предметами: флажками, мячами, обручами, скакалками и др. Это помогает правильно и целенаправленно выполнять движения, повышает интерес к гимнастике [3].
Комплексы утренней гимнастики для детей трех – пяти лет состоят из 4-6 упражнений, для детей шести-семи лет – из 6-8 упражнений. Младшие дошкольники повторяют их 4-6 раз (прыжки – 8-12 раз), а старшие – 8-10 раз (прыжки 18-24 раза).
Количество повторений зависит от сложности упражнений и степени их физиологической нагрузки на организм ребенка. Например, приседание дети трех четырех лет повторяют 4 раза, а упражнения, требующие меньшей затраты мышечных усилий (повороты и наклоны туловища) – 6 раз.
Утреннюю гимнастику начинают с кратковременной энергичной ходьбы.
Во время ходьбы следят, чтобы ребенок держал туловище прямым, не напрягался, не опускал голову и выполнял свободный мах руками. Ходьбу целесообразно сопровождать счетом – «раз, два, три, четыре». Это вырабатывает четкий ритм шагов во время ходьбы, что также способствует формированию навыка в этом движении [1, 2].
Во время ходьбы и бега воспитатель становится впереди и выполняет все движения вместе с детьми. Каждое упражнение объясняет четко и выразительно. Показывает его свободно, без напряжения, правильно и красиво, так как дети очень точно копируют взрослых. Во время показа используется «зеркальный» способ. При этом проводящий становится лицом к ребенку, направление его движений определяет направление движений ребенка. Например, ему предлагают наклон в левую сторону, а взрослый наклоняется вправо [4].
Подбирая упражнения для комплексов утренней гимнастики, соблюдают определенную последовательность: вначале выполняют упражнения, которые требуют от ребенка меньшей затраты усилий (для развития мышц плечевого пояса, рук и спины).
Первая группа упражнений способствует выпрямлению позвоночника; укрепляют грудную клетку и всю дыхательную мускулатуру; формируют правильную осанку. Чтобы дыхание было свободным, детей приучают как следует выпрямлять руки и поднимать их как можно выше.
Вторая группа упражнений предназначается для повышения гибкости позвоночника и укрепления мышц спины. При выполнении этих упражнений нужно четко соблюдать правильное исходное положение: если ребенок сидит, выпрямив или скрестив ноги, то ноги должны быть зафиксированы (неподвижны). Взрослый обращает внимание детей на то, чтобы при выполнении упражнений (особенно наклонов) колени не сгибались.
Третья группа упражнений направлена на укрепление мышц брюшного пресса,
развитие мышц ног и свода стопы. При выполнении этой группы упражнений дети должны стараться держать спину прямо, во время приседаний отрывать пятки от пола, хорошо сгибать колени. Далее дают упражнения для укрепления мышц туловища и мышц ног (приседания или прыжки). Заканчивают гимнастику кратковременным бегом в среднем темпе, который сменяется медленной ходьбой. Во время ходьбы следует давать упражнения на дыхание с движением рук (например, поднять руки через стороны вверх и медленно опустить их вниз). Эти упражнения способствуют более быстрому приведению организма ребенка в спокойное состояние [4].
Во время выполнения упражнений детей приучают правильно дышать. Глубокое дыхание регулирует процессы кровообращения, содействует увеличению жизненной емкости легких, подвижности реберных дуг, укреплению межреберных мышц и мышечных групп, которые удерживают позвоночник в вертикальном положении и создают необходимые предпосылки для правильной осанки.
При занятиях можно использовать готовые комплексы упражнений, а можно составлять их самостоятельно. Упражнения подбираются с таким расчетом, чтобы в них принимали участие основные мышечные группы и системы детского организма.
Примерная схема комплекса утренней гимнастики должна быть такова: а) потягивание;
б) ходьба (на месте или в движении);
в) упражнения для мышц шеи, рук, упражнения для мышц туловища и живота;
д) упражнения для мышц ног (приседания и прыжки);
е) упражнения общего воздействия с участием мышц ног и рук (махи,
выпады вперед и в стороны);
ж) упражнения силового характера;
з) упражнения на расслабление;
и) дыхательные упражнения [3].
При подборе упражнений особое внимание необходимо уделять их доступности для ребенка и разнообразию. Комплексы упражнений рекомендуется менять, в зависимости от заинтересованности ребенка, раз в месяц, начиная постепенно заменять отдельные составляющие через три недели после начала занятий по данному комплексу.
Эффективность утренней гимнастики с детьми возрастает, если в нее включены упражнения с предметами: гимнастической палкой, скакалкой, мячом и т.д. [4].
Таким образом, грамотно построенная утренняя гимнастика благотворно действует на весь организм ребенка, оказывает большое оздоровительное значение. При повторении упражнения можно вносить некоторые изменения: усложнять выполнение или изменять исходные положения туловища, рук и ног. Также следует учитывать физиологические особенности дошкольников.
Девочкам присуща естественная потребность в плавных и ритмичных движениях, а мальчикам – более резких и четких.
Утреннюю гимнастику желательно выполнять под музыкальное сопровождение. Музыка способствует более четкому и выразительному выполнению упражнений, обусловливает их темп, вызывает жизнерадостное и бодрое настроение. Подбираются упражнения, доступные детям, соответствующие строению и функциям опорно-двигательного аппарата дошкольников. Упражнения должны быть простыми, чтобы детям не пришлось затрачивать много усилий для их освоения. Если движение сложно для ребенка, он не может хорошо его выполнить. Одежда для утренней гимнастики должна быть изготовлена из натуральных, легких материалов, на ногах – удобная обувь или носки. Можно заниматься и босиком [5].
В заключение необходимо подчеркнуть, что не рекомендуется насильно заставлять ребенка делать гимнастику. Единственным правильным путем является привитие к данному занятию искреннего интереса. Утренняя гигиеническая гимнастика позволяет обеспечить полную раскованность в поведении, приподнятое эмоциональное состояние и настоящую радость движений.
Пусть утренняя гимнастика станет хорошей привычкой не только для вашего ребенка, но и для вас. Список литературы:
1.Буцинская П. П. Общеразвивающие упражнения в детском саду: книга для воспитателей детского сада [Текст] / П. П. Буцинская. – М.: Просвещение, 1990. – 175 с.
2.Глушкова Г. В. «Физкульт – Ура!» Помощь родителям в физическом воспитании детей [Текст] / Г. В. Глушкова // Ребенок в детском саду. – 2004.– № 2. – С. 37-43.
3.Гуленина О. А. Использование нестандартного физкультурного оборудования [Текст] / О. А. Гуленина // Дошкольная педагогика. – 2008. – № 2. – С. 35-38.
4.Иванова Е. С. Релаксационная гимнастика [Текст] / Е. С. Иванова // Ребенок в детском саду. – 2006. – № 1. – С. 64-66
5.Щетинин М. Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей: методическое пособие [Текст] / М. Н. Щетинин – М.: Айрис пресс: Айрис дидактика, 2008. – 112 с.