ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Семенова Олеся Леонтьевна, воспитатель Варламова Анастасия Николаевна, воспитатель Смирнова Оксана Петровна, воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 30 «Снегурочка» Альметьевского муниципального района Республики Татарстан
Библиографическое описание: Семенова О.Л., Варламова А.Н., Смирнова О.П. ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ // Научно-методический журнал «УчиЛаб». 2025. № 4 (13). URL: https://f.uchilab.ru/publ/journal/2025/13.pdf.
Актуальность формирования здорового образа жизни (ЗОЖ) у детей дошкольного возраста в современных условиях обусловлена рядом факторов. Во-первых, наблюдается тенденция к ухудшению здоровья подрастающего поколения, проявляющаяся в росте заболеваемости, снижении показателей физического развития и ухудшении психоэмоционального состояния. Во-вторых, современные дети все больше времени проводят в малоподвижном состоянии, увлекаясь компьютерными играми и гаджетами, что негативно сказывается на их физическом и психическом здоровье. В-третьих, недостаточное внимание уделяется формированию у детей элементарных знаний о здоровом образе жизни, навыков личной гигиены, правильного питания и физической активности.
В связи с этим, формирование ЗОЖ у детей дошкольного возраста становится одной из приоритетных задач дошкольной образовательной организации (ДОО). Здоровый образ жизни (ЗОЖ) – это осознанное формирование человеком такого образа жизни, который обеспечивает сохранение и укрепление здоровья, поддерживает высокий уровень работоспособности и продлевает активное долголетие, пишет Р.И.Айзман [1]. К основным компонентам ЗОЖ относят:
-Физическая активность, регулярные занятия физическими упражнениями, спортом, подвижные игры и другие виды двигательной активности способствуют укреплению костно-мышечной системы, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышению иммунитета и улучшению общего физического состояния организма.
-Рациональное питание, сбалансированное и полноценное питание, включающее в себя все необходимые питательные вещества (белки, жиры, углеводы, витамины, минералы), обеспечивает организм энергией и строительным материалом для роста и развития. Важно соблюдать режим питания, избегать переедания и употребления вредных продуктов (фаст-фуд, газированные напитки, сладости).
-Соблюдение режима дня, правильно организованный режим дня, включающий в себя достаточное количество сна, бодрствования, питания и отдыха, способствует нормализации работы всех органов и систем организма, повышению работоспособности и устойчивости к стрессам.
-Психоэмоциональное благополучие, поддержание положительного эмоционального настроя, умение справляться со стрессами и конфликтами, развитие позитивного мышления способствуют укреплению психического здоровья и улучшению общего самочувствия.
-Закаливание, систематическое закаливание организма (воздушные и водные процедуры, солнечные ванны) повышает устойчивость к простудным заболеваниям и укрепляет иммунитет.
Для детей дошкольного возраста формирование ЗОЖ имеет свои особенности пишет Е. В. Ермакова [2]. Каждый возрастной период характеризуется своими специфическими задачами, возможностями и потребностями.
Младший дошкольный возраст (3-4 года), в этом возрасте у детей формируются элементарные навыки самообслуживания (умывание, одевание, раздевание), развивается координация движений и повышается интерес к физической активности. Важно формировать у детей представления о чистоте и гигиене, учить их правильно мыть руки, пользоваться полотенцем и носовым платком. Основным видом деятельности является игра, поэтому обучение должно проходить в игровой форме.
Средний дошкольный возраст (4-5 лет), в этом возрасте дети становятся более самостоятельными и активными. Они проявляют интерес к различным видам физической активности (бег, прыжки, лазание), учатся выполнять простые упражнения и правила игр. Важно формировать у детей представления о правильном питании, учить их различать полезные и вредные продукты.
Старший дошкольный возраст (5-7 лет), в этом возрасте дети обладают достаточным уровнем развития, чтобы понимать и усваивать более сложные знания о здоровом образе жизни. Они могут участвовать в обсуждении вопросов о питании, гигиене, физической активности и безопасности. Важно формировать у детей мотивацию к ведению здорового образа жизни, развивать у них умение самостоятельно заботиться о своем здоровье.
Роль ДОО, по мнению А. В. Мартыненко [3], в формировании ЗОЖ детей заключается в следующем.
Создание здоровьесберегающей среды, обеспечение безопасных и комфортных условий пребывания детей в ДОО, создание условий для физической активности и игр, организация рационального питания и обеспечение соблюдения санитарно-гигиенических норм.
Организация образовательного процесса, направленного на формирование ЗОЖ, включение в образовательную программу занятий и мероприятий, посвященных вопросам здоровья, гигиены, питания, физической активности и безопасности.
Взаимодействие с семьей, проведение консультаций, семинаров и родительских собраний, посвященных вопросам формирования ЗОЖ у детей, привлечение родителей к участию в мероприятиях ДОО, направленных на укрепление здоровья детей.
Повышение квалификации педагогов, организация курсов повышения квалификации, семинаров и мастер-классов для педагогов, посвященных вопросам формирования ЗОЖ у детей.
Использование современных технологий, использование в образовательном процессе современных технологий (компьютерные игры, интерактивные доски, мультимедийные презентации) для повышения интереса детей к вопросам здоровья и здорового образа жизни.
Для эффективного формирования ЗОЖ у детей дошкольного возраста необходимо использовать разнообразные методы и формы работы, учитывающие возрастные особенности и интересы детей. По мнению И. В.Чупаха [4] к основным методам и формам работы относятся.
Игровые методы, игра является основным видом деятельности для детей дошкольного возраста, поэтому игровые методы наиболее эффективны в формировании ЗОЖ.
Словесные методы, беседы, рассказы, чтение художественной литературы, загадывание загадок – эти методы позволяют расширить знания детей о здоровье, гигиене, питании и безопасности.
Наглядные методы, рассматривание иллюстраций, плакатов, просмотр видеороликов и мультфильмов – эти методы делают обучение более наглядным и запоминающимся.
Практические методы, выполнение упражнений, проведение опытов и экспериментов, участие в спортивных соревнованиях – эти методы позволяют детям получить практический опыт и закрепить полученные знания.
К формам работы относятся [4]: занятия, утренняя гимнастика, подвижные игры, прогулки на свежем воздухе, экскурсии, праздники и развлечения.
В заключение хотелось бы отметить, что формирование здорового образа жизни у детей – это инвестиции в будущее, которые принесут свои плоды в виде здорового, счастливого и успешного поколения.
Библиографический список:
6. Айзман, Р. И. Здоровье и образование: проблема формирования культуры здоровья / Р. И. Айзман, Н. И. Айзман, С. М. Петров. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2002. – 254 с. 7. Ермакова, Е. В. Формирование культуры здоровья дошкольников: теория и практика / Е. В. Ермакова. – Москва: ТЦ Сфера, 2015. – 128 с. 8. Мартыненко, А. В. Формирование здорового образа жизни детей и подростков / А. В. Мартыненко, Н. К. Степаненко, Н. В. Чаговец. – Москва: Вентана-Граф, 2003. – 272 с. 9. Чупаха, И. В. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе / И. В. Чупаха, Е. З. Пужаева, И. Ю. Соколова. – Москва: Илекса, 2001. – 400 с.