Публикации (статьи, материалы)

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПРИКЛАДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ «НЕТРАДИЦИОННЫЙ МЕТОД РИСОВАНИЯ КОФЕ - ART»

Григорьева Карина Алмазовна, педагог дополнительного образования
Центр Дополнительного Образования Детей "Заречье" Кировского района
г. Казани

Библиографическое описание:
Григорьева К.А. КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПРИКЛАДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ «НЕТРАДИЦИОННЫЙ МЕТОД РИСОВАНИЯ КОФЕ - ART» // Научно-методический журнал «УчиЛаб». 2024. № 9. URL: https://f.uchilab.ru/publ/journal/2024/9.pdf.

Дата проведения: 9.12 в 16.00

Возраст обучающихся: 7 – 14 лет

Год обучения, группа: первый год обучения, 5 группа

Цель урока: Познакомить учащихся с современным методом рисования «Кофе-арт» и дать возможность учащимся проявить свои способности выполняя работы с кофе.

Обучающая

Обучить техническим приемам рисования с кофе, позволяющим творчески решить проблемы единства формы и содержания в тематической композиции. Развивающая

развивать интеллектуально-творческий потенциал личности ребенка; приобщить детей к искусству, расширять кругозор учащихся.

Воспитательная

Воспитывать наблюдательность, интерес к изобразительному искусству, живописи; прививать интерес к современному искусству в России и других странах.

Задачи:

Обучить работе с кофе. Формировать регулятивные универсальные учебные действия (самоконтроль, прогнозирование деятельности)

Формировать коммуникативные универсальные учебные действия (развитие умения сравнивать, сопоставлять, развитие творческих способностей, развитие воображения).

Формировать личностные универсальные учебные действия (самопознание, самосовершенствование); Материалы и оборудование:

Для преподавателя:

Кофе, соль, кисти, вода, палитра, кружки, ложки, салфетки, бумага. Работы в технике гризайль, работы выполненные в нетрадиционных техниках рисования, портреты художников, рисунок педагога.

ТСО:

Ноутбук, Презентация «Сoffee-art».

Для учеников:

Бумага, кисти, вода, палитра, салфетки.

Методы проведения занятия:

Объяснение нового материала, повторение пройденного материала, практическая работа учащихся под контролем учителя, самоконтроль.

План урока:

1.Организационный момент. Подготовка к занятию

2.Беседа с учащимися «Посещение выставки»

3.Загадка что лежит в сундуке

4.Сообщение темы урока. История возникновения кофе

5.Сообщение Сoffee-art

6.Беседа о технике Гризайль

7.Вводный инструктаж по выполнению практической работы, приготовление сиропа из кофе.

8.Физминутка

9. Практическая часть 10. Анализ выполненной работы

11. Поведение итогов мин. 12. Уборка рабочего места

Ход урока:

1. Организационный момент. Подготовка к занятию

Приветствие. Проверка численности учащихся. Подготовка рабочего места: ученики рассаживаются за стол, раскладывают листы бумаги формата А-3, прикрепляют с помощью малярного скотча, кисти, вода, палитры, салфетки.

2. Беседа с учащимися «Посещение выставки»

-Ребята, мы с вами знаем, что можно рисовать цветными карандашами, акварельными красками, гуашью. Но, а также можно использовать свечи, бумажную салфетку, зубную щетку, различные крупы. Ребята каким понятием можно объединить все эти способы рисования?

Ответ детей - нетрадиционным методом, техники рисования.

- А сейчас, как юным художникам я вам предлагаю посетить галерею, выставку картин. (Знакомство с различными картинами) Как вы думаете с помощью чего нарисована эта работа? В какой технике? (Ответы учащихся).

3. Загадка что лежит в сундуке

- Сегодня на занятии мы с вами продолжим использование нетрадиционных методов рисования. У нас на столе лежит всё то, что может пригодиться сегодня нам на занятии: это листы формата А3, стакан для воды, кисточки, бумажные салфетки. Также у меня есть мешочек, а что в мешочке вы должны догадаться сами.

Давайте попробуем угадать на ощупь, на запах.

4. Сообщение темы урока и целей занятия. История возникновения кофе

-Правильно это кофе. А для чего нам нужен кофе, ребята. Наверное, мы с вами сейчас будем пить кофе. (Ответы учащихся).

- Да, ребята. Кофе главный элемент сегодняшнего занятия. Ведь красить мы будем наши работы не красками, не карандашами, а именно с кофе.

-Кто сформулирует тему сегодняшнего урока.

Нетрадиционный техника рисования. «Рисуем с кофе» (Презентация)

-Цель нашего занятия это? Познакомиться с современным методом рисования «Кофе-арт» и проявить свои способности выполняя работы с кофе.

-А сейчас мы узнаем немного об истории кофе.

Сообщение учеников.

Реб.1 -Открытие кофе описывается в многочисленных легендах. Одна из них ведет в старый монастырь Эфиопии. Однажды вечером около 850 г.н.э. монахам этого монастыря бросилась в глаза необычайная бодрость монастырских коз. Небольшое "расследование" привело монахов к неизвестным ягодам, которыми в этот день питались козы. Загоревшись любопытством, монахи решили сами попробовать темно-красные плоды. Однако, сильно разочаровавшись в горьковатом вкусе, они бросили зерна в огонь.

Реб.2- Вскоре после этого вдруг распространился удивительный аромат. Монахи потушили огонь и из случайно обжаренных кофейных зерен сварили черный напиток. С тех пор напиток, приготовленный по случайно открытому рецепту, помогал им не засыпать во время ночных молитв.

Из Эфиопии по Красному морю кофе попал в Аравию на родину Ислама, где вскоре пришелся по душе персам. Однако до полного признания было еще далеко. Настоящую победу кофе одержал только в 16 веке.

Реб.3- Из Аравии кофе попал через Мекку в Каир и Константинополь (Стамбул). Вот там-то в 1554 году и был открыт первый Кофейный кабачок.

И только значительно позже попал кофе в Западную Европу. Для сравнения, Какао испанцы привезли домой уже в 1528 году, за чай Европа стала благодарить голландцев только с 1610 года. А первые мешки с кофе прибыли сюда из Турции на кораблях венецианского флота в 1615 году.

Реб.4- Когда в 1683 году турки были вынуждены снять осаду Вены, они оставили 500 мешков кофе. Этот запас позволил поляку Кольшицкому, познакомившемуся с кофе как с драгоценным напитком в Турции, открыть первый венский "Дом Кофе", который впоследствии и стал основой всемирно-известной венской культуры домов кофе.

5. Сообщение преподавателя Сoffee-art

Сoffee-art — это оригинальная техника создания картин с помощью раствора натурального кофе. Сегодня она становится всё популярнее у кофеманов по всему миру. Художникам-кофеманам подвластны любые сюжеты, начиная от автопортретов и заканчивая переложениями шедевров мирового искусства на язык кофе. Сегодня coffee-art насчитывает тысячи поклонников, ему посвящены сообщества, различные художественные и интернет-проекты. Зародилось же такое направление на стыке тысячелетий. Первые картины, написанные исключительно кофе, были представлены в конце 90-х годов художниками из Таиланда и Индии. Среди наиболее известных художников coffee-art – Порнчай Лертамасири (Таиланд), Эндрю Сор и Энджел Саркела-Сор, Амита Чидасама и Амита Дутта (Индия), Неудивительно, что кофе привлек к себе внимание в качестве художественного материала, ведь известны такие статистические данные: ежегодно человечество выпивает более четырехсот миллиардов чашек напитка! Кофейная акварель требует вдумчивого, кропотливого и деликатного прикосновения кисти к акварельной бумаге. Живописец из Таиланда Порнчай Лертамасири рассказывает о своем опыте: «Мои первые картины были созданы свежим крепким эспрессо. Вначале многое не получалось из-за сложности техники и отсутствия опыта. Затем, все более вдохновленный кофе, я начал работать с этим материалом с такой же легкостью, как и с акварельными красками». Цветовая гамма кофейной палитры от светло-желтого до темно-коричневого прекрасно создает эффект старины. Художники признаются, что с помощью кофе лучше всего рисовать исторические достопримечательности, улочки, горы. И вот Вашему вниманию примеры кофейных работ. (презентация)

Художник Юлия Доценко использует интересный метод кофейной кляксографии, когда в случайно сформировавшихся кофейных пятнах выискиваются и прорисовываются некие узнаваемые образы.

7. Вводный инструктаж по выполнению практической работы, приготовление сиропа из Кофе

-Давайте вспомним, как работать в технике гризайль.

Одноцветность — это самый главный принцип Grisaille. Традиционно — серо-белый или коричнево-белый. Но можно использовать любой другой цвет, который покажется обоснованным для передачи основной идеи произведения.

Ребята, следуя правилам рисования в техники гризайль, мы с вами порисуем нетрадиционной техникой рисование с кофе.

Перед тем как приступить к работе мы с вами вместе приготовим кофейный сироп, раствор для рисования. Для этого берём 3 чайных ложки кофе и 1,5 чайных ложки воды. Вода нужна самая обычная.

Растворы готовы можно приступать к работе.
8.Физминутка.

Но мне кажется, что мы немного засиделись? Пора бы нам размяться перед практической работой. Мы немножко отдохнем, встанем глубоко вздохнем. Руки вниз, на пояс, вверх- Нам сопутствует успех.

Руки в стороны,вперед- нас еще работа ждет.

9. Практическая часть

В это время звучит расслабляющая музыка. Учащиеся работают под контролем педагога.
9. Анализ выполненной работы

-А что ребята у вас получилось? Давайте посмотрим.

-Вам понравилась работать в этой технике? Довольны ли вы своими работами? Оцените, пожалуйста, свою работу и любую понравившуюся работу.

10. Поведение итогов

- Что нового вы узнали? (Ответы учащихся). Ребята, а вы, заметили, что все ваши работы выполнены по разному. Мы рисуем одну и ту же работу, а получаются такие разные работы. А все потому что мы с вами разные но все прекрасные) ) )

Что кофе можно рисовать абсолютно любые сюжеты.

Да ребята. Если есть желание, интерес то можно в краски превратить и чай и сок и кофе! Может быть не все из вас станут художниками, но полученные знания надеюсь вам пригодятся в жизни!

Хочется закончить сегодняшний урок словами Александра Гущина.

О кофе пишут во все времена, Много легенд о нем повествует. Интерес проявляют к нему неспроста, Волшебная сила его чарует.

Спасибо за урок, все свободны, до свиданья.

11. Уборка рабочего места
Дополнительное образование