Публикации (статьи, материалы)

АРТ-ТЕРАПИЯ КАК МЕТОД РАБОТЫ С ТРЕВОЖНЫМИ И АГРЕССИВНЫМИ ДЕТЬМИ

Доброхотов Дмитрий Викторович, педагог-психолог
Смирнова Ксения Алексеевна, педагог-психолог
ГБОУ школа-интернат № 1 имени К.К. Грота

Библиографическое описание:
Доброхотов Д.В., Смирнова К.А. АРТ-ТЕРАПИЯ КАК МЕТОД РАБОТЫ С ТРЕВОЖНЫМИ И АГРЕССИВНЫМИ ДЕТЬМИ // Научно-методический журнал «УчиЛаб». 2025. № 12 (21). URL: https://f.uchilab.ru/publ/journal/2025/21.pdf
Современные дети сталкиваются с множеством стрессогенных факторов: нестабильная семейная обстановка, высокие учебные нагрузки, социальная изоляция, агрессивная информационная среда. Всё это может вызывать у детей повышенную тревожность и агрессивные реакции. В этих условиях особенно актуальны мягкие, ненасильственные методы психологической помощи, среди которых выделяется арт-терапия — направление, основанное на использовании творчества как средства выражения и переработки внутреннего состояния.

Арт-терапия – это метод психотерапии и психокоррекции, использующий художественное творчество для диагностики и изменения внутреннего состояния человека. Основоположниками метода считаются А. Хилл, Э. Крамер, М. Наумбург. Арт-терапия помогает обойти механизмы психологической защиты и позволяет ребёнку выражать чувства, которые он не может сформулировать словами.

У тревожных детей преобладают страхи, неуверенность в себе, склонность к самообвинению. Агрессивные дети чаще демонстрируют импульсивность, низкий уровень самоконтроля, трудности в общении. Арт-терапевтические техники позволяют работать с обеими группами детей через мягкое и ненапряжённое взаимодействие.

Методы арт-терапии в работе с тревожными и агрессивными детьми

1. Изотерапия (рисуночная терапия)

Цель: Позволить ребенку выразить тревожные чувства через рисунок, осознать их и снизить внутреннее напряжение. Особенности:

• Не требует специальных навыков рисования.
• Работает через образы, цвет, форму.
• Позволяет безопасно выразить сложные переживания.
• Используются спонтанные, абстрактные или тематические рисунки.
• Цвет, форма и движение дают выход сильным чувствам.

Преимущества:

• Доступен детям любого возраста.
• Помогает в проекции внутреннего состояния.
• Повышает саморегуляцию через визуальный процесс.
• Безопасное выражение злости.
• Помогает распознавать «взрывные» эмоции.
• Развивает навыки саморегуляции.
Примеры:

• «Мой страх» – нарисуй то, что пугает.

• «Безопасное место» – создаем образ, где спокойно.

• «Как выглядит тревога?» – цвет, форма, движение.

• «Монстр злости» – нарисовать образ своей агрессии.

• «Что внутри вулкана?» – образ агрессивных вспышек.

• «До и после» – два рисунка одного чувства: до и после разрядки.

2. Сказкотерапия с элементами арт-терапии

Цель: Использовать метафорический язык сказок для осознания, переработки и преодоления тревожных переживаний.
Особенности:

• Ребенок работает с образом героя, проигрывает ситуацию в безопасной форме.
• Включает рисование, драматизацию, создание иллюстраций.
• Используются мини-фигурки и песок.
• Ребенок выстраивает сцены с конфликтом, борьбой, защитой и примирением.

Преимущества:

• Успокаивает, вызывает доверие.
• Помогает пережить травмирующую ситуацию в символической форме.
• Развивает воображение и способность к самопомощи.
• Позволяет отыграть агрессию без последствий.
• Подходит для детей с трудностями вербализации.
• Дает возможность наблюдать, а не оценивать.
Примеры:

• Сказка о смелом зайце + иллюстрации.

• Придумай героя, который побеждает свой страх.

• «Битва армий» – анализ победы, поражения, эмоций.

• «Мой мир» – безопасные и агрессивные части.

3. Сказкотерапия с рисованием

Цель: Помочь ребенку увидеть последствия агрессии, способы её преодоления и путь к внутреннему балансу.
Особенности:

• Используются метафоры и истории.
• Ребенок отождествляется с героем.
Преимущества:

• Мягкий способ осознания.
• Подходит для детей с гиперактивностью и агрессивным поведением.
• Поддерживает рефлексию и сопереживание.
Примеры:

• Сказка про дракона, который всё крушил – как он изменился.

• Придумай героя, у которого есть кнопка спокойствия.

4. Мандалотерапия

Цель: Снижение тревожности и стабилизация эмоционального состояния через работу с симметричными рисунками.
Особенности:

• Используются круговые узоры – готовые мандалы или собственные.
• Подходит для детей с высокой возбудимостью и тревожностью.
Преимущества:

• Способствует концентрации и внутреннему порядку.
• Быстро снижает уровень тревоги и напряжения.
• Успокаивает и регулирует дыхание, внимание.
Примеры:

• Раскрашивание мандал «по настроению».

• Создание собственной мандалы чувств.

4. Коллаж-терапия

Цель: Осознать и выразить внутренние переживания через создание образов из готовых материалов. Особенности:

• Используются вырезки, фотографии, картинки.
• Метод особенно эффективен для детей, которым сложно рисовать.
• Используются вырезки, рваная бумага, яркие образы.
• Можно разрешать рвать, клеить, перерабатывать.
Преимущества:

• Не требует художественных умений.
• Позволяет быстро выйти на символическое выражение эмоций.
• Увлекателен и творчески мотивирует.
• Даёт выход агрессии через ритмичное действие (рвать, клеить).
• Подходит для групповых и индивидуальных занятий.
• Развивает осознанность и навык выбора.
Примеры:

• «Я и мое спокойствие» – коллаж на ресурсную тему.

• «Мир, где мне не страшно» – защита и безопасность.

• «Что меня злит» – коллаж триггеров.

• «Я управляю собой» – коллаж позитивных стратегий.

5. Пластилинотерапия и лепка

Цель: Снять мышечное и психоэмоциональное напряжение через тактильное моделирование образов тревоги и ресурса. Особенности:

• Лепка дает возможность проработать агрессию и страх «в руках».
• Можно менять, разрушать, трансформировать образы.
• Дети мнут, лепят, разрушают и вновь создают.
• Можно «выплеснуть» злость, не нанося вреда.

Преимущества:

• Включает тело и моторику.
• Очень эффективна при повышенной тревожности, тиках, зажимах.
• Безопасный способ «выпустить» эмоции.
• Физический контакт с материалом помогает разрядке.
• Снимает напряжение, тревожность.
• Позволяет управлять эмоцией (сжать, отпустить, превратить).

Примеры:

• «Слепи свой страх и измени его».

• «Создай себе помощника в тревожных ситуациях».

• «Слепи и разруши злобу».

• «Сделай защитника от обид».

• «Гора злости и река спокойствия».

6. Музоарт-терапия (рисование под музыку)

Цель: Регулировать эмоциональное состояние ребенка через сочетание аудиостимулов и визуального творчества.
Особенности:

• Музыка задает эмоциональный тон.
• Рисование идет свободно, без оценивания.
• Меняется характер музыки: от напряженной к расслабляющей.
• Дети реагируют через цвет, линию, интенсивность рисунка.

Преимущества:

• Облегчает самовыражение.
• Быстро снижает тревожность и возбуждение.
• Помогает переключиться и расслабиться.
• Учит переключаться между состояниями.
• Помогает отследить реакцию тела и настроения.
• Успокаивает, помогает почувствовать контроль.
Примеры:

• Рисуем под разную музыку: тревожную и спокойную – сравнение.

• «Какая музыка у моей тревоги?»

• «Как звучит моя злость?» – рисование под ритмы.

• «Я злюсь – я спокоен» – трансформация образа.
Роль специалиста в арт-терапии

Психолог или арт-терапевт должен создать безопасное пространство, в котором ребёнок чувствует себя принятым и свободным в творчестве. Специалист не оценивает художественные способности, а фокусируется на процессе и эмоциональной отдаче. Важна последовательная и бережная обратная связь.

Вот подборка конкретных арт-терапевтических упражнений для работы с тревожными и агрессивными детьми, проверенных в практике психологов. Упражнения подходят для индивидуальных и групповых занятий.
Упражнения для тревожных детей

1. «Безопасное место»

Цель: Снижение тревоги, создание внутреннего ощущения защищённости.

Инструкция: Попросите ребёнка нарисовать место, где он чувствует себя в безопасности (дом, пещера, остров, сказочный замок).

Обсуждение: Почему это место кажется безопасным? Кто там есть? Можно ли туда «возвращаться» мысленно?

2. «Рисую свой страх»

Цель: Вынести страх изнутри наружу, снизить его силу.

Инструкция: Дать задание: «Нарисуй, как выглядит твой страх. А теперь придумай, как ты можешь его уменьшить или победить».

Дополнительно: Можно дать пластилин для «создания» страха и затем его разрушения.

3. «Дерево спокойствия»

Цель: Укрепление ресурсов, стабилизация эмоционального состояния.

Инструкция: Нарисовать дерево. В кроне – слова или символы, которые приносят спокойствие (семья, любимое дело, друг и т.д.).

Обсуждение: Что «питает» это дерево? Что помогает ему расти?

4. «Цвет моих чувств»

Цель: Развитие эмоционального интеллекта.

Инструкция: Предложить детям выбрать цвет для каждой эмоции (тревога, страх, радость, уверенность) и раскрасить силуэт себя в соответствии с текущим состоянием.

Обсуждение: Почему такие цвета? Как можно добавить «светлых» оттенков?

Упражнения для агрессивных детей

1. «Когда я злюсь…»

Цель: Осознание триггеров агрессии.

Инструкция: Попросить нарисовать ситуацию, в которой ребёнок злится, и его реакцию. Затем – альтернативную, более спокойную реакцию.

Обсуждение: Что можно было сделать иначе? Как чувствует себя герой после каждой реакции?

2. «Глина злости»

Цель: Выражение агрессии в безопасной форме.

Инструкция: Дать глину или пластилин и предложить «вылепить» свою злость. Можно мять, кидать, ломать.

После: предложить трансформировать лепку во что-то позитивное.

3. «Монстр внутри»

Цель: Персонификация агрессии, обучение управлению.

Инструкция: Нарисовать «монстра», который «живёт внутри», когда ребёнок злится. Дать ему имя. Затем придумать, как с ним «договориться».
Обсуждение: Когда он появляется? Что его успокаивает?

4. «Письмо злости»

Цель: Вербализация эмоций вместо действия.

Инструкция: Попросить ребёнка написать (или нарисовать) письмо, выражающее злость к человеку или ситуации. В конце – «отпустить» письмо: порвать, сжечь (под присмотром), выбросить.

Обсуждение: Как чувствует себя после?

Универсальные арт-практики

Музыкальное рисование: рисуем под разную музыку – от тревожной к спокойной.

Мандала эмоций: в центре – текущее чувство, к краям – ресурсы.

Коллаж «Мой день»: визуальное осмысление событий, которые вызывают напряжение или агрессию.

Арт-терапия представляет собой мощный инструмент для работы с тревожными и агрессивными детьми. Она помогает ребёнку лучше понимать свои эмоции, выражать их социально приемлемыми способами и развивать навыки саморегуляции. Применение арт-терапии в практике детского психолога способствует снижению внутреннего напряжения и коррекции поведения без давления и насилия.

Список литературы:

1.Базарный В.Ф. Арт-терапия: теория и практика. – М.: Просвещение, 2016. – 224 с.

2.Гузман Л. Основные практики арт-терапии. Эффективные методы борьбы с тревогой, депрессией и ПТСР. – М.: 2023.

3.Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Арт-терапия детей и подростков: практическое пособие. – М.: 2023.

4.Карвасарская Е.И. Психологическая коррекция: арт-терапевтические подходы // Практическая психология. – 2017. – № 3. – С. 48–55.

5.Лазарева А.Н. Арт-терапия как метод коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. – 2023. – № 9 (456). – С. 349– 351.

6.Лебединская К.С., Никольская О.С. Нарушения эмоционально-волевой сферы у детей и подростков. – М.: МГУ, 2008. – 320 с.

7.Мордоненко О.А., Бюндюгова Т.В. Арт-терапия как метод коррекции тревожности у детей дошкольного возраста // Интеллектуальные ресурсы - региональному развитию. – 2022. – № 2. – С. 72–76

8.Третьяк Т.В. Арт-терапия в коррекционной работе с детьми с девиантным поведением // Детская психология и психиатрия. – 2018. – № 2. – С. 75–81.

9.Чиркова Г.И. Арт-терапия как средство коррекции агрессивного поведения у детей // Вопросы психологии. – 2020. – № 1. – С. 33–38.

10.Клюева С.В. Арт-терапия в системе коррекционно-развивающей работы с детьми младшего школьного возраста // Школьный психолог. – 2019. – № 4. – С. 17–21.

11.Малкина-Пых И.Г. Арт-терапия: полное руководство по терапии творчеством. – М.: Эксмо, 2015. – 384 с.


Инклюзивное и коррекционное образование