АРТ-ТЕРАПИЯ КАК МЕТОД РАБОТЫ С ТРЕВОЖНЫМИ И АГРЕССИВНЫМИ ДЕТЬМИ
Доброхотов Дмитрий Викторович, педагог-психолог Смирнова Ксения Алексеевна, педагог-психолог ГБОУ школа-интернат № 1 имени К.К. Грота
Библиографическое описание: Доброхотов Д.В., Смирнова К.А. АРТ-ТЕРАПИЯ КАК МЕТОД РАБОТЫ С ТРЕВОЖНЫМИ И АГРЕССИВНЫМИ ДЕТЬМИ // Научно-методический журнал «УчиЛаб». 2025. № 12 (21). URL: https://f.uchilab.ru/publ/journal/2025/21.pdf
Современные дети сталкиваются с множеством стрессогенных факторов: нестабильная семейная обстановка, высокие учебные нагрузки, социальная изоляция, агрессивная информационная среда. Всё это может вызывать у детей повышенную тревожность и агрессивные реакции. В этих условиях особенно актуальны мягкие, ненасильственные методы психологической помощи, среди которых выделяется арт-терапия — направление, основанное на использовании творчества как средства выражения и переработки внутреннего состояния.
Арт-терапия – это метод психотерапии и психокоррекции, использующий художественное творчество для диагностики и изменения внутреннего состояния человека. Основоположниками метода считаются А. Хилл, Э. Крамер, М. Наумбург. Арт-терапия помогает обойти механизмы психологической защиты и позволяет ребёнку выражать чувства, которые он не может сформулировать словами.
У тревожных детей преобладают страхи, неуверенность в себе, склонность к самообвинению. Агрессивные дети чаще демонстрируют импульсивность, низкий уровень самоконтроля, трудности в общении. Арт-терапевтические техники позволяют работать с обеими группами детей через мягкое и ненапряжённое взаимодействие.
Методы арт-терапии в работе с тревожными и агрессивными детьми
1. Изотерапия (рисуночная терапия)
Цель: Позволить ребенку выразить тревожные чувства через рисунок, осознать их и снизить внутреннее напряжение. Особенности:
• Не требует специальных навыков рисования. • Работает через образы, цвет, форму. • Позволяет безопасно выразить сложные переживания. • Используются спонтанные, абстрактные или тематические рисунки. • Цвет, форма и движение дают выход сильным чувствам.
Преимущества:
• Доступен детям любого возраста. • Помогает в проекции внутреннего состояния. • Повышает саморегуляцию через визуальный процесс. • Безопасное выражение злости. • Помогает распознавать «взрывные» эмоции. • Развивает навыки саморегуляции. Примеры:
• «Мой страх» – нарисуй то, что пугает.
• «Безопасное место» – создаем образ, где спокойно.
• «Монстр злости» – нарисовать образ своей агрессии.
• «Что внутри вулкана?» – образ агрессивных вспышек.
• «До и после» – два рисунка одного чувства: до и после разрядки.
2. Сказкотерапия с элементами арт-терапии
Цель: Использовать метафорический язык сказок для осознания, переработки и преодоления тревожных переживаний. Особенности:
• Ребенок работает с образом героя, проигрывает ситуацию в безопасной форме. • Включает рисование, драматизацию, создание иллюстраций. • Используются мини-фигурки и песок. • Ребенок выстраивает сцены с конфликтом, борьбой, защитой и примирением.
Преимущества:
• Успокаивает, вызывает доверие. • Помогает пережить травмирующую ситуацию в символической форме. • Развивает воображение и способность к самопомощи. • Позволяет отыграть агрессию без последствий. • Подходит для детей с трудностями вербализации. • Дает возможность наблюдать, а не оценивать. Примеры:
• Сказка о смелом зайце + иллюстрации.
• Придумай героя, который побеждает свой страх.
• «Битва армий» – анализ победы, поражения, эмоций.
• «Мой мир» – безопасные и агрессивные части.
3. Сказкотерапия с рисованием
Цель: Помочь ребенку увидеть последствия агрессии, способы её преодоления и путь к внутреннему балансу. Особенности:
• Используются метафоры и истории. • Ребенок отождествляется с героем. Преимущества:
• Мягкий способ осознания. • Подходит для детей с гиперактивностью и агрессивным поведением. • Поддерживает рефлексию и сопереживание. Примеры:
• Сказка про дракона, который всё крушил – как он изменился.
• Придумай героя, у которого есть кнопка спокойствия.
4. Мандалотерапия
Цель: Снижение тревожности и стабилизация эмоционального состояния через работу с симметричными рисунками. Особенности:
• Используются круговые узоры – готовые мандалы или собственные. • Подходит для детей с высокой возбудимостью и тревожностью. Преимущества:
• Способствует концентрации и внутреннему порядку. • Быстро снижает уровень тревоги и напряжения. • Успокаивает и регулирует дыхание, внимание. Примеры:
• Раскрашивание мандал «по настроению».
• Создание собственной мандалы чувств.
4. Коллаж-терапия
Цель: Осознать и выразить внутренние переживания через создание образов из готовых материалов. Особенности:
• Используются вырезки, фотографии, картинки. • Метод особенно эффективен для детей, которым сложно рисовать. • Используются вырезки, рваная бумага, яркие образы. • Можно разрешать рвать, клеить, перерабатывать. Преимущества:
• Не требует художественных умений. • Позволяет быстро выйти на символическое выражение эмоций. • Увлекателен и творчески мотивирует. • Даёт выход агрессии через ритмичное действие (рвать, клеить). • Подходит для групповых и индивидуальных занятий. • Развивает осознанность и навык выбора. Примеры:
• «Я и мое спокойствие» – коллаж на ресурсную тему.
• «Мир, где мне не страшно» – защита и безопасность.
• «Что меня злит» – коллаж триггеров.
• «Я управляю собой» – коллаж позитивных стратегий.
5. Пластилинотерапия и лепка
Цель: Снять мышечное и психоэмоциональное напряжение через тактильное моделирование образов тревоги и ресурса. Особенности:
• Лепка дает возможность проработать агрессию и страх «в руках». • Можно менять, разрушать, трансформировать образы. • Дети мнут, лепят, разрушают и вновь создают. • Можно «выплеснуть» злость, не нанося вреда.
Преимущества:
• Включает тело и моторику. • Очень эффективна при повышенной тревожности, тиках, зажимах. • Безопасный способ «выпустить» эмоции. • Физический контакт с материалом помогает разрядке. • Снимает напряжение, тревожность. • Позволяет управлять эмоцией (сжать, отпустить, превратить).
Примеры:
• «Слепи свой страх и измени его».
• «Создай себе помощника в тревожных ситуациях».
• «Слепи и разруши злобу».
• «Сделай защитника от обид».
• «Гора злости и река спокойствия».
6. Музоарт-терапия (рисование под музыку)
Цель: Регулировать эмоциональное состояние ребенка через сочетание аудиостимулов и визуального творчества. Особенности:
• Музыка задает эмоциональный тон. • Рисование идет свободно, без оценивания. • Меняется характер музыки: от напряженной к расслабляющей. • Дети реагируют через цвет, линию, интенсивность рисунка.
Преимущества:
• Облегчает самовыражение. • Быстро снижает тревожность и возбуждение. • Помогает переключиться и расслабиться. • Учит переключаться между состояниями. • Помогает отследить реакцию тела и настроения. • Успокаивает, помогает почувствовать контроль. Примеры:
• Рисуем под разную музыку: тревожную и спокойную – сравнение.
• «Какая музыка у моей тревоги?»
• «Как звучит моя злость?» – рисование под ритмы.
• «Я злюсь – я спокоен» – трансформация образа.
Роль специалиста в арт-терапии
Психолог или арт-терапевт должен создать безопасное пространство, в котором ребёнок чувствует себя принятым и свободным в творчестве. Специалист не оценивает художественные способности, а фокусируется на процессе и эмоциональной отдаче. Важна последовательная и бережная обратная связь.
Вот подборка конкретных арт-терапевтических упражнений для работы с тревожными и агрессивными детьми, проверенных в практике психологов. Упражнения подходят для индивидуальных и групповых занятий. Упражнения для тревожных детей
1. «Безопасное место»
Цель: Снижение тревоги, создание внутреннего ощущения защищённости.
Инструкция: Попросите ребёнка нарисовать место, где он чувствует себя в безопасности (дом, пещера, остров, сказочный замок).
Обсуждение: Почему это место кажется безопасным? Кто там есть? Можно ли туда «возвращаться» мысленно?
2. «Рисую свой страх»
Цель: Вынести страх изнутри наружу, снизить его силу.
Инструкция: Дать задание: «Нарисуй, как выглядит твой страх. А теперь придумай, как ты можешь его уменьшить или победить».
Дополнительно: Можно дать пластилин для «создания» страха и затем его разрушения.
Инструкция: Нарисовать дерево. В кроне – слова или символы, которые приносят спокойствие (семья, любимое дело, друг и т.д.).
Обсуждение: Что «питает» это дерево? Что помогает ему расти?
4. «Цвет моих чувств»
Цель: Развитие эмоционального интеллекта.
Инструкция: Предложить детям выбрать цвет для каждой эмоции (тревога, страх, радость, уверенность) и раскрасить силуэт себя в соответствии с текущим состоянием.
Обсуждение: Почему такие цвета? Как можно добавить «светлых» оттенков?
Упражнения для агрессивных детей
1. «Когда я злюсь…»
Цель: Осознание триггеров агрессии.
Инструкция: Попросить нарисовать ситуацию, в которой ребёнок злится, и его реакцию. Затем – альтернативную, более спокойную реакцию.
Обсуждение: Что можно было сделать иначе? Как чувствует себя герой после каждой реакции?
2. «Глина злости»
Цель: Выражение агрессии в безопасной форме.
Инструкция: Дать глину или пластилин и предложить «вылепить» свою злость. Можно мять, кидать, ломать.
После: предложить трансформировать лепку во что-то позитивное.
3. «Монстр внутри»
Цель: Персонификация агрессии, обучение управлению.
Инструкция: Нарисовать «монстра», который «живёт внутри», когда ребёнок злится. Дать ему имя. Затем придумать, как с ним «договориться». Обсуждение: Когда он появляется? Что его успокаивает?
4. «Письмо злости»
Цель: Вербализация эмоций вместо действия.
Инструкция: Попросить ребёнка написать (или нарисовать) письмо, выражающее злость к человеку или ситуации. В конце – «отпустить» письмо: порвать, сжечь (под присмотром), выбросить.
Обсуждение: Как чувствует себя после?
Универсальные арт-практики
• Музыкальное рисование: рисуем под разную музыку – от тревожной к спокойной.
• Мандала эмоций: в центре – текущее чувство, к краям – ресурсы.
• Коллаж «Мой день»: визуальное осмысление событий, которые вызывают напряжение или агрессию.
Арт-терапия представляет собой мощный инструмент для работы с тревожными и агрессивными детьми. Она помогает ребёнку лучше понимать свои эмоции, выражать их социально приемлемыми способами и развивать навыки саморегуляции. Применение арт-терапии в практике детского психолога способствует снижению внутреннего напряжения и коррекции поведения без давления и насилия.
Список литературы:
1.Базарный В.Ф. Арт-терапия: теория и практика. – М.: Просвещение, 2016. – 224 с.
2.Гузман Л. Основные практики арт-терапии. Эффективные методы борьбы с тревогой, депрессией и ПТСР. – М.: 2023.
3.Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Арт-терапия детей и подростков: практическое пособие. – М.: 2023.
5.Лазарева А.Н. Арт-терапия как метод коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. – 2023. – № 9 (456). – С. 349– 351.
6.Лебединская К.С., Никольская О.С. Нарушения эмоционально-волевой сферы у детей и подростков. – М.: МГУ, 2008. – 320 с.
7.Мордоненко О.А., Бюндюгова Т.В. Арт-терапия как метод коррекции тревожности у детей дошкольного возраста // Интеллектуальные ресурсы - региональному развитию. – 2022. – № 2. – С. 72–76
8.Третьяк Т.В. Арт-терапия в коррекционной работе с детьми с девиантным поведением // Детская психология и психиатрия. – 2018. – № 2. – С. 75–81.
9.Чиркова Г.И. Арт-терапия как средство коррекции агрессивного поведения у детей // Вопросы психологии. – 2020. – № 1. – С. 33–38.
10.Клюева С.В. Арт-терапия в системе коррекционно-развивающей работы с детьми младшего школьного возраста // Школьный психолог. – 2019. – № 4. – С. 17–21.
11.Малкина-Пых И.Г. Арт-терапия: полное руководство по терапии творчеством. – М.: Эксмо, 2015. – 384 с.