Публикации (статьи, материалы)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФОП ДО

Захарова Дарья Александровна, воспитатель
Ермолаева Наталья Ивановна, воспитатель
Портнова Оксана Владимировна, старший воспитатель
Азмуханова Эльвира Рафиковна, воспитатель
МБДОУ № 162 "Сказка" г. Ульяновск

Библиографическое описание:
Захарова Д.А., Ермолаева Н.И., Портнова О.В., Азмуханова Э.Р. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФОП ДО // Научно-методический журнал

«УчиЛаб». 2024. № 5. URL: https://f.uchilab.ru/publ/journal/2024/5.pdf.

В современном мире образование играет ключевую роль в формировании личности и развитии общества. В условиях постоянно меняющегося мира, когда информация становится всё более доступной, а технологии развиваются с невероятной скоростью, необходимо использовать современные образовательные технологии для обеспечения качественного образования.

Одной из основных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФОП ДО) является создание условий для развития детей дошкольного возраста, которые будут способствовать их успешному обучению на следующих уровнях образования. Для достижения этой цели необходимо использовать современные технологии, которые помогут сделать процесс обучения интересным, увлекательным и эффективным.

Современные образовательные технологии позволяют создать интерактивную образовательную среду, которая способствует развитию у детей навыков самообучения, творческого мышления, коммуникации и сотрудничества. Они также помогают педагогам обеспечить индивидуальный подход к каждому ребёнку, учитывая его потребности и способности.

Задачи использования современных образовательных технологий в условиях реализации ФОП ДО:

Создание интерактивной образовательной среды, которая способствует развитию у детей навыков самообучения, творческого мышления, коммуникации и сотрудничества.

Обеспечение индивидуального подхода к каждому ребёнку с учётом его потребностей и способностей.

Повышение эффективности образовательного процесса за счёт использования интерактивных и игровых методов обучения.

Развитие критического мышления и умения анализировать информацию у дошкольников.

Формирование у детей интереса к обучению и мотивации к получению новых знаний.

Содействие сохранению здоровья детей через использование здоровьесберегающих технологий.

Поддержка разностороннего, свободного и творческого развития ребёнка как субъекта деятельности.

Вот несколько примеров современных образовательных технологий, которые можно использовать в условиях реализации ФОП ДО:

Интерактивные технологии: использование интерактивных досок, планшетов и других устройств позволяет детям активно взаимодействовать с учебным материалом, что способствует лучшему усвоению информации.

Интерактивные технологии помогают сделать процесс обучения более интересным и увлекательным для детей, что способствует лучшему усвоению информации.

К интерактивным технологиям относятся:

•использование интерактивных досок;

•работа с планшетами;

•применение других устройств, предполагающих активное взаимодействие с учебным материалом.

Интерактивные доски позволяют детям рисовать, писать, решать задачи и взаимодействовать с другими детьми и преподавателем. Планшеты могут использоваться для просмотра видеоматериалов, игр и выполнения заданий. Другие устройства также могут быть использованы для различных целей, например, для проведения экспериментов или создания проектов.

Применение интерактивных технологий помогает детям лучше усваивать информацию, развивать навыки самообучения, творческого мышления, коммуникации и сотрудничества.

Проектная деятельность: организация проектов по различным темам помогает развивать у детей навыки самостоятельного исследования, критического мышления и сотрудничества.

Организация проектов по различным темам помогает развивать у детей дошкольного возраста навыки самостоятельного исследования, критического мышления и сотрудничества. Проектная деятельность способствует формированию у дошкольников таких качеств, как любознательность, активность, умение решать проблемы, взаимодействовать с другими детьми и взрослыми.

В процессе проектной деятельности дети учатся самостоятельно находить информацию, анализировать её, делать выводы и представлять результаты своей работы. Они также приобретают опыт сотрудничества с другими участниками проекта, учатся слушать и понимать других людей, договариваться о совместной работе и распределении ролей.

Темы проектов могут быть разнообразными: от изучения окружающего мира до создания творческих работ. Важно, чтобы проект был интересен детям и соответствовал их возрасту и уровню развития.

Игровые технологии: включение игр и игровых элементов в образовательный процесс делает обучение более интересным и привлекательным для детей.

Игра помогает детям легче усваивать новый материал, развивает их творческие способности, логическое мышление, внимание и память. Кроме того, игра способствует формированию у детей навыков общения и взаимодействия со сверстниками.

Существует множество видов игр, которые можно использовать в образовательном процессе: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, театрализованные и другие. Выбор игры зависит от возраста детей, темы занятия и его целей.

Технологии виртуальной и дополненной реальности (VR/AR): использование VR/AR-технологий может сделать обучение более наглядным и интерактивным, позволяя детям погрузиться в виртуальные миры и получить новый опыт.

Виртуальная реальность (VR) создаёт полностью искусственный мир, который можно исследовать с помощью специальных очков или шлема. Дети могут оказаться в любой точке мира, увидеть исторические события или даже почувствовать себя супергероем. Это помогает им лучше понять материал и запомнить его.

Дополненная реальность (AR) добавляет элементы цифрового мира в реальный. С помощью специального приложения и камеры дети могут увидеть, как работает двигатель автомобиля, изучить анатомию человека или узнать больше о древних цивилизациях. Это делает процесс обучения более увлекательным и запоминающимся.

Использование VR/AR-технологий требует осторожности и соблюдения определённых правил безопасности. Необходимо учитывать возрастные ограничения, время использования и содержание контента. Также важно обеспечить техническую поддержку и обучение педагогов работе с этими технологиями.

Технология «Образовательный веб-квест»: это проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы интернета. Веб-квесты помогают формировать у детей критическое мышление, умение сравнивать и анализировать.

Веб-квесты помогают формировать у детей дошкольного возраста критическое мышление, умение сравнивать и анализировать. Они также способствуют развитию навыков самообучения, творческого мышления, коммуникации и сотрудничества.

В процессе прохождения веб-квеста дети учатся работать с информацией, искать ответы на вопросы, решать задачи и проблемы. Они могут выступать в роли исследователей, детективов, путешественников и т. д. Это делает процесс обучения более интересным и увлекательным для детей.

Существует множество веб-квестов по различным темам: от изучения окружающего мира до знакомства с культурой и традициями разных стран. Вебквесты можно использовать как для индивидуальных, так и для групповых занятий.

Использование мобильных приложений и онлайн-платформ: существует множество образовательных приложений и платформ, которые могут помочь детям учиться и развиваться. Они могут быть использованы для обучения математике, чтению, письму и другим навыкам.

**Использование мобильных приложений и онлайн-платформ** — это один из современных методов обучения, который может быть эффективно использован для развития детей дошкольного возраста. Существует множество образовательных приложений и платформ, которые могут помочь детям учиться и развиваться. Они могут быть использованы для обучения математике, чтению, письму и другим навыкам.

Образовательные приложения и платформы предлагают широкий спектр возможностей для обучения детей. Они могут включать в себя игры, задания, видеоматериалы, аудиоматериалы и другие элементы, которые помогают детям усваивать информацию и развивать навыки.

Важно выбирать образовательные приложения и платформы, которые соответствуют возрасту и уровню развития ребёнка. Также необходимо учитывать качество контента и безопасность использования таких ресурсов.

Технология портфолио дошкольника: это копилка личных достижений ребёнка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность ещё раз пережить приятные моменты своей жизни.

Портфолио помогает ребёнку осознать свои сильные и слабые стороны, поставить цели для дальнейшего развития и мотивирует его к новым достижениям. Кроме того, портфолио является удобным инструментом для родителей и педагогов, который позволяет отслеживать динамику развития ребёнка и корректировать образовательный процесс при необходимости.

Здоровьесберегающие технологии — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.

К здоровьесберегающим технологиям относятся:

•дыхательная гимнастика;

•гимнастика для глаз;

•пальчиковая гимнастика;

•физкультминутки;

•массаж активных точек;

•релаксация;

•музыкотерапия;

•сказкотерапия и др.

Эти методы помогают укрепить здоровье детей, предупредить утомление, повысить их умственную и физическую работоспособность. Они способствуют созданию благоприятного психологического климата в группе, формируют у детей знания, умения и навыки по здоровому образу жизни.

Личностно-ориентированные технологии: направлены на разностороннее, свободное и творческое развитие ребёнка как субъекта деятельности.

Личностно-ориентированный подход предполагает создание условий для развития личности ребёнка и формирования у него таких качеств, как самостоятельность, активность, ответственность, инициативность. Он также способствует развитию у детей навыков самообучения, творческого мышления, коммуникации и сотрудничества.

К личностно-ориентированным технологиям относятся:

•индивидуальный подход к каждому ребёнку;

•создание ситуации выбора;

•использование различных форм и методов работы с учётом индивидуальных особенностей детей;

•поощрение инициативы и самостоятельности детей.

Важно помнить, что выбор конкретных технологий должен соответствовать возрасту и потребностям детей, а также целям и задачам образовательной программы. Использование современных технологий должно быть направлено на развитие у детей навыков самообучения, творческого мышления, коммуникации и сотрудничества.

Библиографический список

1. Атемаскина Ю. В., Богославец Л. Г. «Современные педагогические технологии»/ Ю. В. Атемаскина,
Л. Г. Богославец − С-П «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
2. Микляева Н.В. Интерактивная педагогика в детском саду/ Н.В Микляева − Москва, «Сфера», 2012.
Дошкольное образование