Публикации (статьи, материалы)

ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ДОШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ГИМНАСТИКИ

Яманова Ольга Владимировна, помощник педагога дополнительного образования (специалист) Международная школа "Алабуга", г. Елабуга

Библиографическое описание:

Яманова О.В. ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ДОШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ГИМНАСТИКИ // Научно-методический журнал «УчиЛаб». 2025. № 3 (12).
Часть 2. URL: https://f.uchilab.ru/publ/journal/2025/12-2.pdf.

С древних времен в Индии, Китае, Японии и других странах в качестве лечебного и профилактического средства использовались гимнастические упражнения. Не утратило своей актуальности применение гимнастики с этими целями и в наши дни. И прежде всего это касается детей дошкольного возраста. Ведь длительное пребывание дошкольников в сидячем положении (перед экраном телевизора и планшета или телефона) ведет к двигательной недостаточности, которая становится причиной различных нарушений в организме.

Осанка – это привычная поза не принужденно стоящего или сидящего человека без активного мышечного напряжения. Как и любую другую привычку, хорошую осанку можно и нужно формировать. Но без посторонней помощи, положительного примера и регулярного контроля взрослых ребенок вряд ли сможет выработать правильную манеру держать свое тело.

Формирование осанки начинается на первом году жизни и завершается к 20–25 годам. Правильная осанка является залогом не только прекрасного самочувствия, но и психологического благополучия, она в большой мере отражает наш характер и настроение. Когда человек здоров, энергичен и решителен, он преображается и внешне – распрямляет плечи, смотрит прямо, подтягивает живот. В толковом словаре В.И. Даля сказано: «Под осанкой разумеют стройность, величавость, приличие и красоту».

К сожалению, сегодня большинство детей дошкольного возраста имеют различные проблемы, связанные с опорно-двигательной системой. Только в старших группах лишь 5% дошкольников имеют первую группу здоровья. Искривления осанки и конечностей, плоскостопие – это еще не болезни, а дефекты формирования костно-мышечного аппарата.

Однако на фоне подобных, казалось бы, безобидных нарушений развиваются сколиоз, кифоз и остеохондроз, которые с трудом поддаются лечению и способны испортить всю дальнейшую жизнь. Кроме того, деформации скелета весьма отрицательно сказываются на развитии внутренних органов и приводят к расстройствам их деятельности.

Например, килевидная деформация грудной клетки не позволяет должным образом развиваться органам грудного отдела и может стать причиной заболеваний сердечно-сосудистой или дыхательной систем у дошкольников.

Прежде всего это говорит о плохой работе по формированию осанки у детей дошкольного возраста, по своевременному выявлению нарушений и их активному устранению, о слабой пропаганде соответствующих знаний среди детей и родителей.

Взрослые должны контролировать позы детей при сидении, стоянии, ходьбе.

Правильная ли у ребенка осанка? К сожалению, часто мы задаем себе этот вопрос довольно поздно, когда дети уже поступает в школу.

Большую роль в профилактике и коррекции нарушений осанки играют: улучшение общего физического развития дошкольника, дыхание и укрепление тех групп мышц, от состояния которых зависит правильная осанка.

Уроки гимнастики должны включать общеразвивающие и специальные упражнения, упражнения на равновесие, на укрепление сводов стоп, на обучение правильной ходьбе, бегу, метанию и др.

Нагрузка определяется возрастом и физической подготовкой. Упражнения для дошкольников можно давать с повторением до 4 раз. Количество повторов должно быть таким, чтобы движения выполнялись свободно, без лишнего напряжения.

После упражнений необходимы перерывы – от 30 секунд до 2 минут. Это время предназначено для дыхательных упражнений, спокойной ходьбы, упражнений на расслабление.

При проведении занятий важен индивидуальный подход к детям дошкольного возраста. Это позволяет наиболее полно раскрыть потенциальные возможности каждого дошкольника в коррекции деформированного позвоночника и в улучшении нарушенных функций дыхательной и сердечно-сосудистой систем.

Чтобы эти упражнения оказали на детей дошкольного возраста необходимое воздействие, следует добиваться точного их выполнения, полной амплитуды движений, достаточного напряжения мышц, правильного дыхания, умения фиксировать положения рук, ног, туловища, головы.

Чем раньше начать работу по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста, тем больше шансов достичь положительных результатов.

Список литературы:

1. Пенчева Е. Крепкая спинка // /Здоровье детей. – 2013. №10. С. 22-25.

2. Рипа М., Кулькова И. Как поправить спинку? Профилактика и коррекция нарушений осанки у дошкольников //Здоровье детей. – 2014. №3. С. 22-25.

3. https://www.beluo31.ru/wp-content/uploads/2021/07/36-babalova-paninapolyakova-mbdou-46.pdf
Дошкольное образование