Публикации (статьи, материалы)

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Зотова Татьяна Петровна, учитель физической культуры
Смирнова Клавдия Георгиевна, учитель физической культуры
ГБОУ СО "ЕШИ № 6", г. Екатеринбург

Библиографическое описание:
Зотова Т.П., Смирнова К.Г. ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ // Научно-методический журнал «УчиЛаб». 2025. № 10 (19). URL: https://f.uchilab.ru/publ/journal/2025/19.pdf
В системе образования основной целью выступает развитие познавательных способностей детей в ключе усвоения знаний по различным учебным дисциплинам. Эта цель диктует такие условия, в которых сидячее обучение считается уместным и эффективным. Физическое воспитание как часть образования дает единственную возможность детям заниматься двигательной активностью, его цели и место в образовании изменились с первоначального акцента на обучении гигиене и просвещении во многих формах и преимуществах физически активного образа жизни к более обширным и затрагивающим все аспекты жизни ребенка. Младший школьный возраст – это этап психического развития ребёнка, продолжительностью от шести до десяти лет, соответственно, в этот период ребенок обучается в начальных классах, с первого по четвертый. Это один из самых важных периодов в развитии человека, когда появляются предпосылки мировоззрения, зарождается характер, формируется база для здоровья. тенденцию к очень высокому темпу прироста, за исключением гибкости.

Программы физического воспитания в младших классах должны быть направлены на удовлетворение потребностей учащихся в обучении и предоставление им навыков и знаний, необходимых для успешного существования в мире, в котором они живут, и общения с ним. Прежде чем говорить о методике преподавания физической культуры для младших классов, необходимо понимать ее основные функции:

• приобщение детей к сфере физической культуры, гигиены, здорового образа жизни;

• укрепление здоровья, поддержка и помощь детям для их правильного физического развития;

• развитие моторных умений;

• развитие моторных качеств, совершенствование физической подготовки;

• воспитание положительных морально-волевых качеств;

• развитие внимания, мышления и памяти.

Одной из важнейших задач начальной школы является укрепление здоровья и содействие правильному физическому развитию детей. Физическое состояние ребенка является основой для развития его сил и способностей, в том числе умственных. Также важно проводить организацию работы специалистов в области физической культуры на основе новейших методик и требований. Поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны быть полезными обществу, очень важно именно в этот период заложить основы культуры здоровья.

К сожалению, в настоящее время здоровье младших школьников постоянно ухудшается. Снижается двигательная активность детей, связанная с перегрузкой учебной деятельностью, компьютеризацией, агрессивным воздействием СМИ. Сказываются неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия. Это ведет к непониманию значения укрепления здоровья и профилактики его нарушения. Поэтому проблема сохранения здоровья является особо актуальной. Этим и объясняется необходимость формирования культуры здоровья у детей, которая является одной из приоритетных задач начального уровня образования.

Самым удачным предметом для реализации здоровьесберегающего потенциала личности является урок физической культуры. Систематические занятия физическими упражнениями содействуют укреплению здоровья, правильному физическому развитию и закаливанию организма, повышению работоспособности, ликвидации или стойкой компенсации нарушений, вызванных различными заболеваниями, увеличивают жизненную емкость легких, подвижность грудной клетки, улучшают телосложение, развивают стройность, пластику и выразительность движений, способствуют формированию правильной осанки. Учебная нагрузка младших школьников часто отрицательно сказывается не только на соматическом, но и на психическом здоровье учащихся. Уроки физкультуры положительно влияют на центральную нервную систему, которая является регулятором всех физических и психических процессов в организме человека.
Начальное общее образование