Публикации (статьи, материалы)

ИНСТРУМЕНТЫ «ГОВОРЯЩЕЙ СРЕДЫ» ДЛЯ СОТРУДНИЧЕСТВА С РОДИТЕЛЯМИ

Лобас Наталия Алексеевна, воспитатель
МБДОУ N8 "Якорек", г. Снежногорск, Мурманской обл.

Библиографическое описание:
Лобас Н.А. ИНСТРУМЕНТЫ «ГОВОРЯЩЕЙ СРЕДЫ» ДЛЯ СОТРУДНИЧЕСТВА С РОДИТЕЛЯМИ // Научно-методический журнал «УчиЛаб». 2024. № 8. Часть 1. URL: https://f.uchilab.ru/publ/journal/2024/8-1.pdf.

Способ построения образовательной среды, который мотивирует, обучает, воспитывает и развивает детей и взрослых. Среда «говорит» с детьми и родителями сама по себе, без традиционного голоса со стороны.

Такая среда часто создается самими детьми и педагогами и позволяет детям и взрослым проявить себя, обозначить свою позицию, высказаться, используя элементы развивающего пространства.

«Говорящая среда» обычно начинается с детей, но и для родителей ее можно создать.

Вспомните свою раздевалку и ситуации из жизни.

Какие вопросы вы слышите от родителей?

А во сколько обед?

А как связаться с заведующей?

До скольких работает медсестра?

А почему нас не отметили, ведь мы пришли же! В 11, ну и что

А ведь везде есть эта информация! Почему же ее никто не видит?

То, что вне зоны взгляда

Как и с детьми – если что-то слишком высоко, этого как будто нет. Поэтому зона над шкафчиками для многих становится «мертвой», с ней невозможно взаимодействовать.

Папки-передвижки

Информация, которая уже надоела 

Информация, которая есть везде 

Одно и то же (нет сменяемости) Объявления в обычном печатном виде Такое есть везде, взгляд не цепляется.

Все листочки и консультации

Те самые, которые на стендах в прозрачных файлах из оргстекла. Информация заезженная: время года, игры по месяцам, учим стихи, ПДД, безопасность, Но это не нужно убирать!

Наша задача: начать менять, дополняя то, что есть. Пока что не заменяя одно на другое.

А что хочет видеть родитель?

Работы своего ребенка ВСЕ!

Поэтому мы не будем ничего изобретать, а дадим родителям то, что они хотят видеть, только в другом виде.

И вовлечем их: ведь родители полноценные субъекты образовательных отношений.

Начиная работу над проектом «Моя любимая мама!»

Это не просто проект — это искренний способ выразить свою любовь к мамам, вспомнить их детство и поделиться забавными и трогательными историями из жизни семьи.

Для донесения информации используем чат:

• Дорогие родители! Мы (дети, мы с детьми) придумали для вас интересный опрос! Как же дети ждут ваших ответов. Поучаствовать в нем легко: на мальберте вы увидите сам опрос и маркеры, чтобы записать свой ответ! Ждем с нетерпением!

Опросные листы разместили на мольберте в раздевалке Родитель может Посмотреть и написать

Ну или нарисовать. В общем, совершить любое действие, чтобы оставить свой след в истории. А тут вариантов очень много!
Оформили портретную галерею мам
Родитель воспользовался стикерами. там может быть написано «хорошее настроение», пожелания, картинки рисунки детей и что угодно.

Создали стенгазету «Мама тоже маленькой была!»
Родители приносили свои фото в детстве и не показывали своим детям, а дети угадывали. Актуально для старших, которые уже родителей хорошо знают.

При составлении историй о мамах использовали опросный лист который заполнили родители из которого мы узнали:

Что любила маленькая мама делать в детском саду?

Кем работает мама?

Какое любимое блюдо?

Как ребенок помогает дома маме?

Ребята не забыли украсить стенгазету трогательной надписью: "С любовью от ваших детей!" Это добавило особого тепла и сделало нашу работу поистине уникальной.

Используем стенды для Опросов
Опросы на любые темы: от самых мелочей до важных вопросов.

Посещение спектаклей
Выбор нового проекта для детей и родителей;

Приглашение на утренники или праздники;

Важно! Оформлено должно быть с участием детей (или самими детьми) Оформить можно в различном стиле.

Мы стремимся:

-Исключить такие вещи как «посмотреть и не увидеть» или «посмотреть и забыть»; -Исключить «мертвые зоны»;

-Вовлечь максимальное количество родителей, НО помнить, что 100% не будет никогда;

-Мы анализируем то, что сделали, чтобы понять, а как оно может работать еще лучше. Или понять, почему не работает то, что должно бы.
Дошкольное образование