Байдимирова Олина Николаевна, воспитатель МАДОУ детский сад 12 "Рябинушка" г. Бирск
Библиографическое описание:
Байдимирова О.Н. РОЛЬ АДАПТАЦИОННЫХ МЕХАНИЗМОВ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВЬЯ // Научно-методический журнал «УчиЛаб».2025. № 11 (20).
URL: https://f.uchilab.ru/publ/journal/2025/20.pdf
На сегодняшний день проблема адаптации человека является весьма актуальной и приобретает комплексный характер, она – предмет изучения многих дисциплин и находится на стыке исследования в области психологии, физиологии, медицины, экологии и биологии.
Есть ряд определений адаптации, как в общем смысле, так и на различных уровнях. Ф. З. Меерсон считает адаптацией процесс приспособления организма к внешней среде или к изменениям, которые совершаются в самом организме. Помимо генотипической адаптации, передающейся по наследству, существует адаптация стенотипическая. В ходе последней (по мнению автора) происходит формирование «системного структурного следа», что приводит к возрастанию мощности физиологических систем, резервных возможностей человеческого организма. Тем не менее «любая, даже самая успешная адаптация сопряжена не только с тратой энергии, но и с тратой структурных генетически определённых ресурсов организма».
Изучение процессов адаптации также связано с представлением об эмоциональном напряжении и стрессе. Г. Селье считал, что различные физиологические состояния, которые вызываются любой причиной (стрессом), имеют относительную не специфическую реакцию организма. Проявление данной реакции он назвал общим адаптационным синдромом, а возникающее при этом состояние организма – стрессом.
По мнению М. Г. Агаджаняна, адаптацией является динамический процесс гармоничного взаимодействия биопсихосоциальной системы «Человек» с условиями жизнедеятельности. Он говорит о целостности разных видов адаптации.
По мнению же А. А. Налчаджяна, адаптация - это социально-психологический процесс, который при благоприятном течении приводит личность к состоянию адаптированности. Следовательно, адаптация через социализацию формирует адаптированность личности.
Вышеприведенные точки зрения и мнения дают понимание адаптации как глобального явления, лежащего в основе жизни человечества.
В литературе изучены следующие составляющие адаптации: социальная, социально-психологическая, биосоциальная, физиологическая, психическая, психофизиологическая и др. В повседневной и реальной жизни все они переплетаются друг с другом, образуя процесс целостной адаптации.
Ф.Б. Березин говорил, что адаптация представляет собой процесс построения оптимальных соотношений между средой и организмом. Ведущая роль в приспособлении принадлежит психофизиологической адаптации, реализация которой обеспечивается сложной многоуровневой функциональной системой, на разных уровнях которой регулирование осуществляется по психологическим или физиологическим механизмам. В общей системе адаптации он выделяет три ведущих уровня: собственно психический, социально-психологический и психофизиологический.
Задачами психической адаптации является поддержание психического гомеостаза и сохранение психического здоровья. Задача социально-психологического уровня – организация адекватного микросоциального взаимодействия, психофизиологического уровня – оптимальное создание психофизиологических взаимоотношений и сохранение физического здоровья.
Адаптационная стратегия всегда неповторима и индивидуальна. Взаимосвязанные психологические и физиологические механизмы адаптации реализуются на бессознательном и сознательном уровнях, а каждый из механизмов компенсирует слабые элементы другого. Динамика оценки целей адаптационного процесса отражает взаимодействие двух глобальных механизмов – физиологических, которые обеспечивают постоянство внутренней среды, и психологических, направленных на минимизацию физиологических реакций при действии неблагоприятного фактора.
Интенсивность тревоги отражает личностные особенности человека в большей степени, нежели реальная значимость угрозы, поэтому часто разделяют тревогу как индивидуальную черту, обуславливающую готовность к тревожным реакциям и реактивную тревогу, входящую в структуру психического состояния в данный момент.
Наиболее интенсивно в последнее время развивается направление, основанное на оценке уровня здоровья с точки зрения адаптации. Согласно этой концепции здоровье рассматривается как способность организма адаптироваться к условиям внешней среды, а болезнь – как итог срыва адаптации. Адаптивные реакции при этом рассматриваются в большей степени по показателям системы кровообращения. Дальнейшее развитие этот подход получил в работах М.А. Медведева, А.В. Ротова, Г.Л. Апанасенко, предложивших определять «количество здоровья физиологическими резервами организма - максимальной работой органов при сохранении качественных пределов их функций»…
С позиции теории функциональных систем К. В. Судакова нормальное состояние человека может быть определено как гармоничное взаимодействие функциональных систем разного уровня организации, их иерархических и временных соотношений по горизонтали и вертикали, обеспечивающее оптимальный для жизнедеятельности организма гомеостазис и адаптацию к условиям обитания. Таким образом, здоровый организм характеризуется системной и межсистемной гармонией. Так, результаты экспериментов Судакова показали, что служащие, у которых вид сердечной деятельности и дыхания был синхронизирован, как правило, во время работы не обнаруживали психоэмоционального напряжения и утомления и показывали хорошие и качественные производственные результаты. Служащие, ритм сердцебиений и дыхания у которых не был синхронизирован во время работы, жаловались на психоэмоциональное напряжение и утомление.
Эмоциональный стресс нарушает гармонию внутрисистемных и межсистемных информационных отношений. Вследствие этого, при эмоциональных стрессах нарушаются основные биоритмы организма: бодрствования и сна.
Одним из ранних показателей дисфункций при эмоциональном стрессе является нарушение синхронизации ритма дыхания и сердцебиения. При длительных и непрерывных конфликтных ситуациях повреждаются механизмы саморегуляции наиболее генетически или индивидуально ослабленных функциональных систем. Чаще всего при этом страдают механизмы саморегуляции деятельности сердца, артериального давления, иммунитет, устойчивость слизистых оболочек желудочно-кишечного тракта. В условиях длительного преобладания отклоняющих факторов нарушаются механизмы саморегуляции и ткани переходят на местные патологические механизмы регуляции процессов жизнедеятельности. Часто это приводит или к патологическому росту, или гибели клеток и различным дистрофическим процессам. Эту стадию развития патологического процесса можно рассматривать как метаболическую. На данной стадии развития патологический процесс уже затрагивает молекулярные и клеточные механизмы, включая активность генетического аппарата клеток.
Значимой и актуальной проблемой научных исследований становится изучение дифференцированного, в зависимости от возраста, пола, влияния макросоциальных перемен на психическое здоровье населения. Так, изучение современных макросоциальных изменений нашло свое отражение в работах Ю. А. Александровского. Он отмечает появление новых факторов, обуславливающих рост числа невротических расстройств: социально-политическая нестабильность, локальные войны, экологические крупномасштабные катастрофы, безработица, появление большого числа беженцев и вынужденных переселенцев и др.
Итак, обзор литературы по проблеме адаптации раскрывает различные взгляды к данной тематике: одни авторы рассматривают адаптацию на основе физиологических характеристик, другие на основе психологических, социальных и других особенностей.
Библиографическое описание:
Байдимирова О.Н. РОЛЬ АДАПТАЦИОННЫХ МЕХАНИЗМОВ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВЬЯ // Научно-методический журнал «УчиЛаб».2025. № 11 (20).
URL: https://f.uchilab.ru/publ/journal/2025/20.pdf
На сегодняшний день проблема адаптации человека является весьма актуальной и приобретает комплексный характер, она – предмет изучения многих дисциплин и находится на стыке исследования в области психологии, физиологии, медицины, экологии и биологии.
Есть ряд определений адаптации, как в общем смысле, так и на различных уровнях. Ф. З. Меерсон считает адаптацией процесс приспособления организма к внешней среде или к изменениям, которые совершаются в самом организме. Помимо генотипической адаптации, передающейся по наследству, существует адаптация стенотипическая. В ходе последней (по мнению автора) происходит формирование «системного структурного следа», что приводит к возрастанию мощности физиологических систем, резервных возможностей человеческого организма. Тем не менее «любая, даже самая успешная адаптация сопряжена не только с тратой энергии, но и с тратой структурных генетически определённых ресурсов организма».
Изучение процессов адаптации также связано с представлением об эмоциональном напряжении и стрессе. Г. Селье считал, что различные физиологические состояния, которые вызываются любой причиной (стрессом), имеют относительную не специфическую реакцию организма. Проявление данной реакции он назвал общим адаптационным синдромом, а возникающее при этом состояние организма – стрессом.
По мнению М. Г. Агаджаняна, адаптацией является динамический процесс гармоничного взаимодействия биопсихосоциальной системы «Человек» с условиями жизнедеятельности. Он говорит о целостности разных видов адаптации.
По мнению же А. А. Налчаджяна, адаптация - это социально-психологический процесс, который при благоприятном течении приводит личность к состоянию адаптированности. Следовательно, адаптация через социализацию формирует адаптированность личности.
Вышеприведенные точки зрения и мнения дают понимание адаптации как глобального явления, лежащего в основе жизни человечества.
В литературе изучены следующие составляющие адаптации: социальная, социально-психологическая, биосоциальная, физиологическая, психическая, психофизиологическая и др. В повседневной и реальной жизни все они переплетаются друг с другом, образуя процесс целостной адаптации.
Ф.Б. Березин говорил, что адаптация представляет собой процесс построения оптимальных соотношений между средой и организмом. Ведущая роль в приспособлении принадлежит психофизиологической адаптации, реализация которой обеспечивается сложной многоуровневой функциональной системой, на разных уровнях которой регулирование осуществляется по психологическим или физиологическим механизмам. В общей системе адаптации он выделяет три ведущих уровня: собственно психический, социально-психологический и психофизиологический.
Задачами психической адаптации является поддержание психического гомеостаза и сохранение психического здоровья. Задача социально-психологического уровня – организация адекватного микросоциального взаимодействия, психофизиологического уровня – оптимальное создание психофизиологических взаимоотношений и сохранение физического здоровья.
Адаптационная стратегия всегда неповторима и индивидуальна. Взаимосвязанные психологические и физиологические механизмы адаптации реализуются на бессознательном и сознательном уровнях, а каждый из механизмов компенсирует слабые элементы другого. Динамика оценки целей адаптационного процесса отражает взаимодействие двух глобальных механизмов – физиологических, которые обеспечивают постоянство внутренней среды, и психологических, направленных на минимизацию физиологических реакций при действии неблагоприятного фактора.
Интенсивность тревоги отражает личностные особенности человека в большей степени, нежели реальная значимость угрозы, поэтому часто разделяют тревогу как индивидуальную черту, обуславливающую готовность к тревожным реакциям и реактивную тревогу, входящую в структуру психического состояния в данный момент.
Наиболее интенсивно в последнее время развивается направление, основанное на оценке уровня здоровья с точки зрения адаптации. Согласно этой концепции здоровье рассматривается как способность организма адаптироваться к условиям внешней среды, а болезнь – как итог срыва адаптации. Адаптивные реакции при этом рассматриваются в большей степени по показателям системы кровообращения. Дальнейшее развитие этот подход получил в работах М.А. Медведева, А.В. Ротова, Г.Л. Апанасенко, предложивших определять «количество здоровья физиологическими резервами организма - максимальной работой органов при сохранении качественных пределов их функций»…
С позиции теории функциональных систем К. В. Судакова нормальное состояние человека может быть определено как гармоничное взаимодействие функциональных систем разного уровня организации, их иерархических и временных соотношений по горизонтали и вертикали, обеспечивающее оптимальный для жизнедеятельности организма гомеостазис и адаптацию к условиям обитания. Таким образом, здоровый организм характеризуется системной и межсистемной гармонией. Так, результаты экспериментов Судакова показали, что служащие, у которых вид сердечной деятельности и дыхания был синхронизирован, как правило, во время работы не обнаруживали психоэмоционального напряжения и утомления и показывали хорошие и качественные производственные результаты. Служащие, ритм сердцебиений и дыхания у которых не был синхронизирован во время работы, жаловались на психоэмоциональное напряжение и утомление.
Эмоциональный стресс нарушает гармонию внутрисистемных и межсистемных информационных отношений. Вследствие этого, при эмоциональных стрессах нарушаются основные биоритмы организма: бодрствования и сна.
Одним из ранних показателей дисфункций при эмоциональном стрессе является нарушение синхронизации ритма дыхания и сердцебиения. При длительных и непрерывных конфликтных ситуациях повреждаются механизмы саморегуляции наиболее генетически или индивидуально ослабленных функциональных систем. Чаще всего при этом страдают механизмы саморегуляции деятельности сердца, артериального давления, иммунитет, устойчивость слизистых оболочек желудочно-кишечного тракта. В условиях длительного преобладания отклоняющих факторов нарушаются механизмы саморегуляции и ткани переходят на местные патологические механизмы регуляции процессов жизнедеятельности. Часто это приводит или к патологическому росту, или гибели клеток и различным дистрофическим процессам. Эту стадию развития патологического процесса можно рассматривать как метаболическую. На данной стадии развития патологический процесс уже затрагивает молекулярные и клеточные механизмы, включая активность генетического аппарата клеток.
Значимой и актуальной проблемой научных исследований становится изучение дифференцированного, в зависимости от возраста, пола, влияния макросоциальных перемен на психическое здоровье населения. Так, изучение современных макросоциальных изменений нашло свое отражение в работах Ю. А. Александровского. Он отмечает появление новых факторов, обуславливающих рост числа невротических расстройств: социально-политическая нестабильность, локальные войны, экологические крупномасштабные катастрофы, безработица, появление большого числа беженцев и вынужденных переселенцев и др.
Итак, обзор литературы по проблеме адаптации раскрывает различные взгляды к данной тематике: одни авторы рассматривают адаптацию на основе физиологических характеристик, другие на основе психологических, социальных и других особенностей.