Здравствуйте дорогие педагоги. Поделюсь с вами опытом работы по применению технологии «Говорящие стены» с детьми раннего возраста.
Моё выступление презентует один из приёмов реализации ФОП дошкольного образования по модернизации образовательной среды группы. Познакомит, как обогатить самостоятельную деятельность детей раннего возраста.
Наш ясли сад №6 «Лесовичок» современное новое здание. Образовательное пространство в группе строится с учетом особенностей, возможностей и интересов воспитанников от 1г до 2лет с помощью «Говорящих стен».
Суть технологии «Говорящая стена» состоит в том, что ребёнок взаимодействует с информацией со стен, с образовательным пространством в самостоятельной деятельности. Стена превращается в воспитательно - обучающий живой экран с материалами-пособиями, иллюстрациями, картинками.
Заинтересовалась технологией «Говорящие стены» и задалась вопросами по использованию и внедрению данной технологии в группе.
Сделаю акцент на некоторые аспекты обустройства образовательного пространства в группе по данной технологии;
1.С чего начать модернизацию групповой комнаты по технологии «Говорящие стены»?
2.Как сделать стены яркими, радующими глаз, полезными и развивающими?
3.Какие особенности детей раннего возраста учесть?
4.Какие игровые пособия включить в самостоятельную деятельность дошкольников?
5. Как правильно разместить в групповом помещении?
Расскажу поэтапно проведенную работу в данном направлении.
1.Обследовала центры активности и выделила участки стен, которые можно «оживить». Решила дополнить интересными элементами; обогатить сенсорными играми, поделками.
2. Рассмотрела виды «Говорящих стен», которые мне подходят:
Интерактивная стена знакомит с материалом через касания. Само слово интерактивность от английского interaction обозначает «взаимодействие».
Сенсорная стена расширяет опыт детей, развивает моторику пальцев, мышление и логику. Виды сенсорной стены — бизиборд, сенсорное панно. Слово сенсорный происходит от латинского «senstus» – «чувство», «ощущение», «восприятие», «способность ощущения».
Развивающие ширмы - вертикальные поверхности, которые складываются и трансформируются, несут в себе познавательно-игровой материал. Подходят для сюжетно-ролевых игр, театральной и познавательной деятельности.
Развивающие стены- различные поверхности для рисования. Элементами данного вида является доска для рисования маркерами, доска для мела, маркеров, фломастеров или закреплённым на стене или полу рулон обоев.
«Говорящая стена» закрепляет детский опыт, образовательная деятельность становится яркой и динамичной, учитывает индивидуальные особенности ребёнка, его интересы.
Фотостена - служит важным инструментом для обучения и развития детей. Фотографии с различных мероприятий помогают детям вспомнить свои впечатления, а также развивать навыки общения. Фотостена становится не только информативным, но и визуально привлекательным элементом детского сада.
Рекомендации для педагогов в самостоятельной игровой деятельности с детьми в данной технологии:
1.Не регламентировать по времени и не навязывается темп выполнения.
2. Не предлагать способ решения и не оценивать шаги к его выполнению.
3.Не подталкивать к правильному решению, даже в случае затруднения.
3. Изучила особенности детей раннего возраста в игровой деятельности:
Восприятие листа бумаги как неограниченной плоскости. Ребёнок рисует, заполняя лист различными изображениями, переворачивает его, рисует на столе, если не помещается задуманное.
Ритмическая сторона действий. Любят похлопывать в ладоши, постукивать, прислушиваясь к этому звуку.
Игровой характер. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определёнными предметами.
Усвоение знаний и умений в практической деятельности. Непроизвольное внимание и запоминание.
Создание «ситуации успеха». Игра должна быть достаточно простой, чтобы ребёнок мог выполнить игровое задание. Это побудит его и в дальнейшем принимать активное участие в играх.
4. Использовала игровые пособия:
Настенная игра «Сказки на липучках» (развивающая ширма) — это интерактивная и увлекательная деятельность. Основание игры – фетр, куда прикрепляются липучки-картинки, персонажи сказки и предметы, фоновые элементы. Ведётся проигрывание сказки самостоятельно прикреплением персонажей на основу.
Плюсы: устойчивость и безопасность, учитываются интересы и возможности детей, увлекательно и познавательно.
Рисование на белой доске с использованием стирающихся маркеров(развивающая стена) — Это гладкая поверхность, котораяпозволяет быстро наносить рисунок многоразовыми маркерами, а затем его стереть.
Рисование на рулоне обоев на полу (развивающая стена). Берётся рулон обоев с гладкой поверхностью и материалы для рисования (карандаши, восковые мелки, фломастеры).Обустраивается пространство: раскладывается рулон, закрепляется скотчем или малярной лентой, чтобы не скользил.Дети рисуютмазки, точки, штрихи.
Нейроигру «Ладошки» (сенсорная стена). Состоит из игрового поля, поделенного на 2 части. Поле изготовлено из плёнки, к которой приклеены цветные ладошки, а по краям размещены геометрические фигуры. Дети дотрагиваются и хлопают по ладошкам, видят и запоминают цвет.
Трудность: одновременное касание рук на ладошки одинакового цвета. Бизиборд (сенсорная стена)
Фотовыставка (фотостена) дети рассматривают фотографии своих игр, занятий, рисунки. Видят свои места проживания (дом), родителей и это побуждает их возвращаться к ним снова и снова.
Плакат с Qr-кодами (интерактивная стена). QR код «QR - Quick Response - Быстрый Отклик» — это двухмерный штрих код, предоставляющий информацию для быстрого ее распознавания с помощью камеры на мобильном телефоне. Рассматривая плакат «Лесные животные» или дидактическую игру, мы проговариваем названия птиц, животных, слушаем звучание музыкальных инструментов.
5. Рекомендации по размещению материалов для говорящих стен в групповом помещении:
1) Свободный доступ (выбор места): дети могут свободно подходить и взаимодействовать с материалами.
2) Тематика и содержание: организовать материалы по темам. Использовать яркие и привлекательные изображения, чтобы привлечь внимание детей.
3) Высота размещения: учитывать рост детей: материалы должны быть размещены на уровне глаз или ниже, чтобы дети могли легко их видеть и добираться до них.
4) Обновление содержания: регулярно обновлять материалы, чтобы поддерживать интерес детей.
5) Безопасность: все материалы должны быть безопасны и не содержать острые или опасные элементы. Использовать нетоксичные и прочные материалы.
Следуя этим рекомендациям, можно создать интерактивное и увлекательное пространство для обучения и общения детей в детском саду.
В перспективе:
1. Игра на липучках «Плывет, едет. Летит» 2. Плакаты с Qr-кодами на различные темы недели.
3. Плакаты-нейродорожки.
Каких результаты достигли.
Дети:
1.Различают и называют цвета, формы предметов.
2.Способны направлять свои действия на достижения простой, поставленной цели.
3.Владеют активной речью. Проявляют интерес к сказкам, стихам.
4.Рассматривают картинки, показывает и называет предметы.
5.Осваивают основы изобразительной деятельности.
6.Легкая адаптация в группе.
Педагоги:
1.Повышают ИКТ компетентность, в создании интерактивных материалов (видео, аудио, ссылки на веб-ресурсы).
2. Профессиональный рост: позволяет педагогам оставаться в курсе новых тенденций и освоить новые методы и инструменты.
3.Оснащается развивающая предметно-пространственная среда группы и детского сада.
4.Новая форма работы в ДОУ.
Родители:
1. Ускоряется процесс знакомства и сотрудничества с родителями.
2. Улучшение коммуникации между ДОУ и семьей.
Таким образом, применение технологии «Говорящие стены» с детьми раннего возраста, является эффективным приемом реализации ФОП. Спасибо за внимание!