ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
Агилова Юлия Булатовна, учитель начальных классов МОУ С (К) ОШИ № 4 г. Магнитогорска
Библиографическое описание: Агилова Ю.Б. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА // Научно-методический журнал «УчиЛаб».2025. № 12 (21). URL:https://f.uchilab.ru/publ/journal/2025/21.pdf
Экологическое воспитание у детей с нарушением интеллекта
Экологическое воспитание учащихся вспомогательной школы следует понимать как непрерывный процесс обучения и воспитания, направленный на формирование экологической культуры. Эта культура проявляется в положительном эмоциональном отношении к природе и окружающему миру, а также в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды. Основные цели экологического воспитания включают:
• Овладение системными знаниями о единстве природы и взаимодействии человека с ней.
• Знакомство с экологическими проблемами и способами их решения.
• Формирование ответственного отношения к окружающей среде и здоровью на основе воспитания экологического сознания, мышления и грамотного поведения.
• Развитие умений и навыков разнообразной деятельности в природе, что способствует экологически ориентированному взаимодействию.
• Знание способов разрешения экологических проблем, возникающих в повседневной жизни.
• Накопление эмоционально позитивного опыта общения с природой, особенно у детей с интеллектуальными недостатками.
• Развитие познавательного интереса к миру природы.
Эти цели направлены на формирование у детей устойчивого экологического сознания и культуры, что важно для их гармоничного развития и взаимодействия с окружающим миром.
Задачами экологического воспитания являются: Образовательная задача
• Определяет объем знаний, который могут усвоить дети при правильном руководстве их познавательной деятельностью.
• Направлена на обеспечение психолого-педагогической поддержки, формирование навыков учебной деятельности (умение слушать, действовать по инструкции, выражать свои мысли).
• Каждое занятие является частью общей тематической цепи, где новые знания опираются на ранее усвоенные концепции, что способствует лучшему усвоению материала.
Коррекционно-развивающая задача
• Предполагает целенаправленное развитие и коррекцию высших психических процессов, сенсомоторной сферы и эмоционально-волевых качеств детей. Воспитательные задачи
• Направлены на формирование позитивных качеств личности, навыков социального взаимодействия и бережного отношения к природе.
• Сосредоточены на развитии основ экологической и эстетической культуры. Основные принципы методики ознакомления с окружающим миром
• Непрерывность экологического образования: последовательное расширение и углубление знаний на разных этапах обучения.
• Интеграция всех учебных дисциплин под одной целью — познанию окружающего мира.
• Использование различных форм деятельности: наблюдения, экскурсии, уход за растениями и праздники на экологические темы. Начальное экологическое воспитание
• Учащиеся с интеллектуальной недостаточностью получают начальные знания на уроках развития устной речи, природоведения и других предметах, что способствует формированию их экологического сознания.
Эти задачи и принципы помогают создать целостную систему экологического воспитания, которая учитывает индивидуальные особенности детей с интеллектуальными недостатками.
Социально-адаптирующая направленность обучения детей с интеллектуальными нарушениями акцентирует внимание на том, что их развитие зависит не только от специально организованных занятий, но и от культурного и воспитательного влияния образовательных учреждений и общества в свободное время. Система коррекционно-педагогической помощи помогает преодолеть «социальное выпадение», формируя социально-бытовую компетенцию и психологическую готовность к жизни в социокультурной среде.
Коррекционно-развивающая работа осуществляется в рамках ведущей деятельности, характерной для определенного возраста. Активное взаимодействие с окружающей средой является основным способом усвоения социального опыта и формирования представлений о человеке, природе и обществе. Дети учатся правилам поведения в обществе и природе, что способствует их социальной адаптации.
Таким образом, социальная адаптация детей с интеллектуальными нарушениями включает освоение навыков и представлений, необходимых для комфортного существования в социальной среде. Преподавание всех дисциплин в учебном плане направлено на эту адаптацию, особенно занятия по социальнобытовой ориентировке (СБО), которые помогают детям подготовиться к самостоятельной жизни.